ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2523/2017 от 17.02.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Ланских С.Н. адм.дело № 33а-2523/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего- Вачковой И.Г.

судей Лазаревой М.А. и Никоновой О.И.

при секретаре – Лещевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Промышленного районного суда г.Самары от 10 ноября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к заместителю начальника Информационного центра ГУ МВД России по Самарской области, Информационному центру ГУ МВД РФ по Самарской области, ГУ МВД РФ по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности по исключению информации о судимости и привлечении к уголовной ответственности из информационных баз Информационного центра ГУ МВД России по Самарской области отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника Информационного центра ГУ МВД России по Самарской области, Информационному центру ГУ МВД РФ по Самарской области, ГУ МВД РФ по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности по исключению информации о судимости и привлечении к уголовной ответственности из информационных баз Информационного центра ГУ МВД России по Самарской области.

В обоснование ссылался на то, что приговором Промышленного районного суда г.Самары от 16.06.2006 он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.116 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Судимость погашена в 2010 году, однако сведения о ней по-прежнему содержатся в информационных базах ИЦ ГУ МВД РФ по Самарской области.

Считает, что наличие информации о его судимости в указанных базах противоречат номам действующего законодательства и нарушает его права человека и гражданина.

10.08.2016 он обратился в Информационный центр ГУМВД Российской Федерации по Самарской по вопросу исключения из информационных баз ИЦ ГУ МВД РФ по Самарской области сведений о наличии судимости и привлечения его к уголовной ответственности.

В письме ГУ МВД РФ по Самарской области № 4/1/4-Ф-5 от 15.08.2016 указано, что информация в отношении осужденных лиц, подлежит хранению в базах данных независимо от факта снятия либо погашения судимости.

Считает указанное решение незаконным и ущемляющим права и законные интересы человека и гражданина.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В суде апелляционной инстанции административный истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

Пунктом 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.

Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29.12.2005 (ред.от 20.02.2014) № 39/1070 утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, который определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

В силу п. п. 27, 28 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения. Основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета; постановление о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета; постановление о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела; постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению; обвинительное заключение (акт) по ранее неучтенному преступлению; обвинительный приговор суда по делу частного обвинения; постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства.

Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 28.03.2002 №288, предусмотрено, что информационный центр в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и так далее. Информационный центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.

К числу основных функций информационного центра относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации запрашиваемой информации.

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

В соответствии с положениями параграфа 1 раздела 1 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации №66, Министерства внутренних дел Российской Федерации №418 от 14.12.1994, единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с 1961 года, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Однако такая корректировка допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек). Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности осуществляют органы внутренних дел. Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов и УВДТ. В информационных центрах на основе тех же карточек ведутся в отдельности по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, их совершивших. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности по преступности. Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считается учтенным, когда оно внесено в карточку первичного учета (либо перенесено на магнитные носители), зарегистрировано в журнале учета преступлений и поставлено на централизованный учет в информационном центре (параграф 3 раздела 1 названной Инструкции).

В силу положений параграфа 11 раздела 2 данной Инструкции зарегистрированные преступления подлежат оставлению на учете, в случаях прекращения уголовных дел вследствие освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

С 01.01.2006 действует Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 39, МВД Российской Федерации №1070, МЧС России №1021, Министерства юстиции Российской Федерации №253, ФСБ Российской Федерации №780, Минэкономразвития Российской Федерации №353, ФСКН Российской Федерации №399 от 29.12.2005, согласно пунктам 40, 41 учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основанием для учета лица, совершившего преступление является обвинительное заключение (акт).

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 №1121.

Согласно приговора Промышленного районного суда г.Самары от 16.06.2006 ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.116 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Установлено, что 10.08.2016 ФИО1 обратился в ИЦ ГУ МВД России по Самарской области с жалобой, в которой просил исключить любую информацию о наличия его судимости и привлечения к уголовной ответственности из информационной базы ИЦ ГУ МВД России по Самарской области.

На данное обращение заместителем начальника ИЦ ГУ МВД России по Самарской области дан ответ №4/1/4-Ф-5 от 15.98.2016, в соответствии с которым действующим законодательством РФ информация в отношении осужденных лиц подлежит хранению в базах данных независимо от факта снятия либо погашения судимости.

Приказом МВД России № 89дсп от 12.02.2014 утверждено «Наставление по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».

Указанное наставление определяет порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах), имеет межведомственный характер. Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества.

Согласно пп. «е» п. 15.2 Приложения № 1 Наставления - в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых, в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, - до достижения ими 80-летнего возраста.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку хранение, обработка и предоставление сведений содержащихся в базе данных Информационного центра ГУ МВД России по Самарской области осуществляются исходя из полномочий и компетенции этого органа, в соответствии с ведомственными правовыми актами и срок для исключения данных не истек.

Кроме того, как следует из приведенных нормативных актов, Информационный центр ГУ МВД России по Самарской области не решает вопросы судимости или не судимости физических лиц, а лишь предоставляет информацию по факту возбуждения уголовного дела, его движения, прекращения либо вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В связи с чем, нарушений законности в действиях Информационного центра МВД России по Самарской области не усматривается.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые сведения нарушают его права, являются несостоятельными, поскольку информация хранящаяся в оперативно-справочных учетах, носит закрытый характер, право и порядок обращения к учету строго регламентирован и не подлежит публичному доступу, следовательно конституционные права истца не нарушаются.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения ИЦ ГУ МВД по Самарской области Самарской по вопросу исключения из информационных баз ИЦ ГУ МВД РФ по Самарской области сведений о наличии судимости и привлечения ФИО1 к уголовной ответственности, и обязании ИЦ ГУ МВД по Самарской области исключить сведения из базы данных Информационного центра МВД по Самарской области, поскольку Информационный центр МВД по Самарской области не является органом, который формирует информационную базу сведений о судимости, в том числе о снятой или погашенной. В оперативно-справочных учетах информационного центра учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку учетные данные заполняются строго в соответствии с материалами уголовного дела и заполняются исключительно при наличии процессуальных документов, что исключает необоснованное (недостоверное) внесение сведений в первичные документы для постановки на оперативно-справочный учет. Исключение оспариваемой информации из базы информационного центра действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с изложенным, судебная коллегия не усматривает нарушения прав административного истца и считает, что в данном случае соблюдается баланс публичных и частных интересов.

При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Промышленного районного суда г.Самары от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу

Председательствующий:

Судьи: