ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2549/2023 от 24.07.2023 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Игнатова Л.А"> №"> Игнатова Л.А"> №">

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Плехов Ю.В. Дело № 33а-2549/2023

Докладчик Федосова Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«24» июля 2023 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.

судей Федосовой Н.Н. и Захарова Н.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдыревым Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело №2а-239/2023 по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 15 мая 2023 года, которым постановлено:

Административный иск заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет имущества - газопровода, расположенного в <адрес>, протяженностью 366,48 м. в качестве бесхозяйного, незаконным.

Обязать администрацию Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного.

Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Чаплыгинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, просил признать бездействие администрации Чаплыгинского муниципального района незаконным и обязать администрацию в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет имущества – газопровода, расположенного на территории <адрес> с установкой ШРП, в качестве бесхозяйного, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности объектов газоснабжения и их антитеррористической защищенности, об учете бесхозяйного имущества. В ходе проверки установлено, что на территории Чаплыгинского муниципального района находится бесхозяйный объект газоснабжения – газопровод, протяженностью 366,48 км., в реестрах муниципального имущества данный газопровод не значится, правоустанавливающие документы не выдавались, собственник не определен. Отсутствие собственника у указанного объекта негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, имеется вероятность причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан, которые проживают либо могут находиться вблизи газопровода. Бездействие администрации Чаплыгинского муниципального района не отвечает принципам противодействия терроризму, может способствовать совершению террористических актов, облегчить совершение противоправных действий, что нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц. Отсутствие у газопровода собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области просит отменить решение суда, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя административного ответчика Талдыкина С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Липецкой области Ким И.Е., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения заинтересованного лица, коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4).

Из п. 1 ч. 1 ст. 50 указанного Федерального закона следует, что имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия органа местного самоуправления, установленные указанным федеральным законом, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов (статья 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").

В силу п.п.1-3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее Порядок).

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Установлено, что на территории муниципального образования Юсовский сельсовет имеется газопровод протяженностью 366,48 м., расположенный <адрес>, год ввода в эксплуатацию 27.12.1998 года, заказчик Первомайское УМГ.

Указанный газопровод фактически используется филиалом АО «Газпром газораспределение Липецк» в с. Доброе.

Указанный объект газоснабжения в реестре муниципального имущества администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области не значится, в реестре областного имущества отсутствует, собственник отсутствует.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорный участок газопровода является инженерным сооружением, обладающим признаками недвижимого имущества, что не оспаривалось административным ответчиком, не имеет собственника, т.е. отвечает признакам бесхозяйной вещи.

Бездействие администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорного участка газопровода, расположенного на территории г. Чаплыгина, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, в результате чего создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием газопровода, бесперебойного снабжения ресурсами и нарушения прав граждан.

Доводы административного ответчика, что ч. 5 ст. 225 ГК РФ предоставляет право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, лицу, обязанному в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов не свидетельствует о не законности принятого решения, поскольку в данной норме речь идет о праве лица обратиться с таким заявлением, но не обязанности.

Из анализа пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" можно сделать вывод, что постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.

Вопреки доводам жалобы постановка объекта на учет в качестве бесхозяйного не предопределяет будущего собственника этого объекта и не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по последующему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Заказчик строительства объекта, газораспределительная организация не являются собственником имущества, в связи с чем, доводы жалобы о принадлежности на праве собственности объекта кому либо, не состоятельны, доказательств этому административным ответчиком не предоставлено.

Предметом иска является вопрос о постановке на учет бесхозяйного имущества.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, у газораспределительной организации не имеется обязанности по содержанию бесхозяйных газовых сетей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в суде первой инстанции интересы ответчика представлял представитель с не надлежаще оформленной доверенностью, не может повлечь отмену решения суда, поскольку как указал в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика, администрация была извещена о времени и месте рассмотрения настоящего дела своевременно и надлежащим образом, направила в суд своего представителя, который и принимал участие по данному делу, в связи с чем, права и законные интересы администрации нарушены не были.

Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не находит.

Доводы апеллянта, направленные на иную оценку фактических обстоятельств административного дела и толкование норм материального права, не могут повлечь отмену судебного решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 15 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции на апелляционное определение через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Определение в окончательной форме составлено 24.07.2023 года.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна

Судья

Секретарь