ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2563/2018 от 13.03.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Никитина Г.Н. Дело № 33а-2563/2018

Докладчик Конева Ю.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Галиной В.А.,

судей Коневой Ю.А., Кошелевой А.П.,

при секретаре Шпигальской В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13 марта 2018 года административное дело по апелляционной жалобе АО «Газпромнефть – Новосибирск» на решение Новосибирского областного суда от 27 декабря 2017 г. которым административное исковое заявление акционерного общества «Газпромнефть-Новосибирск» удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость:

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений – для обслуживания автозаправочной станции , адрес (местоположение): <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – занимаемый АЗС, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером 5, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – занимаемый АЗС, адрес (местоположение): <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации автомобильной заправочной станции, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений – для обслуживания автозаправочных станций, адрес (местоположение): <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером категория земель – земли поселений – для обслуживания автозаправочной станции , адрес (местоположение): <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений – для эксплуатации автозаправочной станции стационарного типа, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером категория земель – земли населенных пунктов – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание (АЗС-30), расположенного в границах участка, адрес ориентира: область Новосибирская, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 5 августа 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации автозаправочных станции , 127, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): <адрес> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 9 октября 2012 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером категория земель – земли населенных пунктов- автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>, определенной по состоянию на 19 ноября 2013 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Дата обращения акционерного общества «Газпромнефть-Новосибирск» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области – 20 июня 2017 года, 28 июля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., объяснения представителя административного истца АО «Газпромнефть – Новосибирск» Перменевой Ю.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

АО «Газпромнефть-Новосибирск» обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором просило об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений– для обслуживания автозаправочной станции , адрес (местоположение): <адрес>;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – занимаемый АЗС, адрес (местоположение): <адрес>

- земельного участка, площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – занимаемый АЗС, адрес (местоположение): <адрес>а;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов– для эксплуатации автомобильной заправочной станции, адрес ( местоположение): <адрес>

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений – для обслуживания автозаправочных станций, адрес (местоположение): <адрес>;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений– для обслуживания автозаправочной станции , адрес ( местоположение): <адрес>;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером категория земель – земли поселений – для эксплуатации автозаправочной станции стационарного типа, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации автозаправочных станции , 127, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: область Новосибирская, <адрес>а;

а также с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной:

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 5 августа 2010 года;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 9 октября 2012 года;

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов- автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): <адрес> по состоянию на 19 ноября 2013 года.

В обоснование заявленных требований указано, что Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области, согласно которого кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты> рублей 00 копейки; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 5 августа 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 9 октября 2012 года составляет <данные изъяты>; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 19 ноября 2013 года составляет .

Административный истец ссылался на то, что кадастровая стоимость земельных участков является существенно завышенной. Данное обстоятельство нарушает права Общества как собственника, поскольку влечет увеличение размера земельного налога, база которого определяется исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец полагал необходимым установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере рыночной.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось АО «Газпромнефть-Новосибирск».

В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения Новосибирского областного суда от 27 декабря 2017 г., назначении по делу повторной судебной экспертизы и принятии нового судебного акта.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что во исполнение обязанностей, возложенных на истца нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Обществом в материалы дела были предоставлены Отчеты -Р/54-1 от 19.05.2017 и от 07.07.2017, выполненные ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» и положительное экспертное заключение от 21 мая 2017 г. на подтверждение стоимости объекта оценки и соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. В рамках судебного разбирательства Новосибирским областным судом без наличия достаточных оснований для ее проведения была назначена и проведена судебная экспертиза. Административным истцом заявлялись возражения против назначения по делу судебной экспертизы, против кандидатуры данной экспертной организации, а также были предоставлены данные другой экспертной организации - Общества с ограниченной ответственностью «Медведев и Партнеры», однако суд, несмотря это, поручил проведение экспертизы ФБУ Сибирский региональный центр судебной экспертизы Минюста России, чем нарушил требования статей 7 и 14 КАС РФ.

Апеллянт считает, что суд необоснованно отклонил довод представителя административного истца о том, что заключение судебной экспертизы не соответствует принципу полноты и объективности, поскольку истцом представлено возражение на заключение эксперта со ссылками на нормативные акты и стандарты оценочной деятельности, которые были нарушены при проведении судебной экспертизы, в том числе на нарушение требований, изложенных в пункте 8 ФСО № 1, поскольку при проведении расчетом на дату оценки 2010 год, 2012 год, экспертом использованы аналоги 1, 3, 4 от 2014 года, а при оценке на дату 2015 года используется аналог 2 от 2009 года, что на 6 лет отличается от даты оценки и не может отображать реальную рыночную стоимость.

Кроме того, в нарушение требований пункта 11 в ФСО № 7 в заключении отсутствует раздел: анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект, что не позволяет проверить итог расчетов эксперта на соответствие рыночным данным.

Податель жалобы считает ошибочным вывод суда, посчитавшего необоснованными ссылки представителя административного истца на положения Федеральных стандартов оценки, содержащие требования к содержанию отчета, поскольку выступая экспертом в суде, оценщик при производстве спорной судебной экспертизы должен руководствоваться требованиями КАС РФ, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральными стандартами оценки.

Апеллянт полагает, что эксперт нарушил требования статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункт 5 ФСО № 3 в той части, что заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение.

Считает вывод суда о том, что профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых земельных участков основано экспертом на исчерпывающем анализе целостных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, его полномочий, бездоказательным и прямо противоречащим выводу, указанному в решении суда о том, что положения требований ФСО не подлежат обязательному применению экспертом при проведении судебной экспертизы.

Кроме того, доказательств проведения исчерпывающего анализа, в нарушение статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не представлено ни в заключении судебной экспертизы, ни в материалы дела.

Поскольку замечания истца по заключению эксперта являются проверяемыми и документально подтверждены, с учетом имеющихся обоснованных возражений со ссылками на нарушение экспертом требований к проведению судебной экспертизы, наличия противоречий, ставящих под сомнение правильность и обоснованность заключения ФБУ Сибирский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, по мнению апеллянта, суду надлежало назначить по делу повторную судебную оценочную экспертизу.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Газпромнефть-Новосибирск» является собственником земельных участков:

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 мая 2012 года серии (л.д. 17 т.1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером категория земель – земли поселений – для обслуживания автозаправочной станции , адрес (местоположение): <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 июня 2011 года серии (л.д. 21 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером категория земель – земли населенных пунктов – занимаемый АЗС, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 мая 2009 года серии (л.д. 30 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – занимаемый АЗС, адрес (местоположение): <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 января 2011 года серии (л.д. 35 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов– для эксплуатации автомобильной заправочной станции, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 <данные изъяты> 2010 года серии (л.д. 41 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений – для обслуживания автозаправочных станций, адрес (местоположение): <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 августа 2010 года серии (л.д. 45 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером категория земель – земли поселений – для обслуживания автозаправочной станции , адрес (местоположение): <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 мая 2009 года серии (л.д. 49 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли поселений – для эксплуатации автозаправочной станции стационарного типа, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 мая 2009 года серии (л.д. 56 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание (АЗС-30), расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 сентября 2010 года серии (л.д. 63 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации автозаправочных станции , 127, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 июля 2009 года серии (л.д. 68 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов– автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): область Новосибирская, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 декабря 2012 года серии (л.д. 74 т. 1);

- земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером категория земель – земли населенных пунктов- автозаправочные станции, автомобильные газозаправочные станции, адрес (местоположение): <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 декабря 2011 года серии (л.д. 79 т. 1).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области по состоянию на 01 января 2010 года, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 5 января 2012 года. В отношении земельного участка с кадастровым номером кадастровая стоимость определена на 5 августа 2010 года, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены 17 февраля 2012 года.

Указанным постановлением утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель, исходя из вида разрешенного использования и местонахождения земельных участков. Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 5 августа 2010 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2010 года в размере <данные изъяты> копейки, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 9 октября 2012 года в размере <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 19 ноября 2013 года в размере <данные изъяты>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 18, 22, 31,36,42,46,50,57,65,69,75,80 т. 1).

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.п. 1,2,5).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Принимая во внимание зависимость величины земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.

Следовательно, АО «Газпромнефть-Новосибирск», являясь собственником земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере их действительной рыночной стоимости.

Административный истец, не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, оспорил их в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Новосибирску путем подачи 20 июня 2017 года и 28 июля 2017 года заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Согласно уведомлению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Новосибирску от 30 июня 2017 года и решению от 30 августа 2017 года заявления были отклонены, разъяснен судебный порядок разрешения спора (л.д. 22-23, 67-73 т. 2).

Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ предусматривают, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, АО «Газпромнефть-Новосибирск» представил отчеты об оценке земельных участков от 19 мая 2016 г. и от 7 июля 2017 года, выполненные по заказу заявителя об оценке земельных участков ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» (л.д. 83-285 т. 1, л.д. 74-164 т. 2), в которых определена рыночная стоимость: земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 5 августа 2010 года – <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 9 октября 2012 года – <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 19 ноября 2013 года – <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости принадлежащих АО «Газпромнефть-Новосибирск» земельных участков, по результатам которой экспертом ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России 06.12.2017 года составлено заключение № рыночная стоимость составляет: земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 5 августа 2010 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года – <данные изъяты> участка с кадастровым номером по состоянию на 9 октября 2012 года – <данные изъяты>; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 19 ноября 2013 года – <данные изъяты>.

Судебная коллегия полагает, что не доверять выводам экспертов ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России, заключение которого от 6.12.2017 г. положено в основу выводов суда первой инстанции, оснований не имеется, так как заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, их выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющихся у экспертов специальностей.

Доводы представителя административного истца о допущенных экспертами нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения. Кроме того, эти доводы основаны на предположениях и выводы судебной экспертизы не опровергают.

Анализ экспертного заключения ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы экспертов не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональные суждения экспертов относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждаются собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертами на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием соответствующих подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, экспертами проанализирован рынок недвижимости в районах г.Новосибирска, идентичных районам расположения объектов оценки, отобраны объекты-аналоги, в том числе по целевому назначению, экспертами произведена оценка объектов с учетом количественных и качественных характеристик; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Ефимов С.А. выводы судебной экспертизы подтвердил, дал мотивированные ответы на все поставленные перед ним вопросы, которые полностью согласуются с исследовательской частью экспертного заключения и с выводами экспертизы.

При проведении экспертного исследования экспертами использованы публичное издание – журнал «Коммерческая недвижимость», а также данные публичных кадастровых карт, общедоступная информация, касающаяся предметов оценки, при анализе объектов-аналогов использованы соответствующие корректировки, которые подробно описаны в экспертном заключении и позволяют использовать данные, отличные по дате. Кроме того, доводы представителя административного истца о недостатках экспертного заключения, в частности, доводы об ошибочности выбора объектов-аналогов, информации о датах оценки аналогов были заявлены в суде первой инстанции и являлись предметом судебной проверки, выводы суда относительно указанных доводов подробно и обоснованно мотивированы.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключение судебной экспертизы является относимым и допустимым доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое правомерно положено в основу решения.

Правильность заключения экспертов ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России, отвечающего требованиям статей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не опровергнута; ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы стороной административного истца заявлено не было, отсутствуют такие основания и у судебной коллегии.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, к чему оснований не усматривается. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана надлежащая оценка. При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда, которое является законным, поскольку иная оценка апеллянтом представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новосибирского областного суда от 27 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «Газпромнефть – Новосибирск» Перменевой Ю.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи