Судья А.А. Кошелев Дело № 33а-2578/2023
(УИД 37RS0010-01-2023-001402-79)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 ноября 2023 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Алексеевой К.В., Пластовой Т.В.,
при секретаре Разводовой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Алексеевой К.В. дело по апелляционной жалобе Администрации города Иваново на решение Ленинского районного суда города Иваново от 22 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Администрации города Иваново к Главному Управлению МЧС России по Ивановской области о признании отдельных пунктов акта проверки и предписания незаконными,
УСТАНОВИЛА:
Администрации города Иваново (далее также - Администрация) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконными:
- пункт 1 акта проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№ отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Иваново управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ивановской области (далее - ГУ МЧС России по Ивановской области);
- предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Иваново управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ивановской области.
Требования мотивированы тем, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Иваново управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ивановской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Администрации города Иваново проведена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, по итогам которой ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком были составлены оспариваемые акт проверки № и предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Из содержания указанных документов следует, что Администрация города Иваново в нарушение требований пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее также Правила противопожарного режима) в целях исключения возможного перехода природных лесных пожаров на территории населенного пункта города Иваново, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода не создала противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры на следующих территориях:
- <адрес>, в районе расположения <данные изъяты>;
- <адрес>, в районе расположения <данные изъяты> со стороны земельного участка с кадастровым номером №;
- <адрес>, в районе расположения <данные изъяты>;
- <адрес>, в районе расположения <данные изъяты>
Административный истец полагает, что акт проверки, а также предписание органа государственного пожарного надзора являются незаконными и необоснованными, поскольку вышеуказанные социальные объекты находятся внутри населенного пункта города Иваново, при этом Администрация города Иваново не является надлежащим органом, в отношении которого может быть вынесено предписание. Кроме того, проведение проверки не было согласовано с органами прокуратуры, как того требует действующее законодательство. В связи с изложенным, сторона административного истца полагает, что основания для возложения на нее обязанности по созданию противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров вокруг вышеуказанных социальных объектов отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения с административным иском в суд.
Решением Ленинского районного суда города Иваново от 22 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрации города Иваново подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, указывая на то, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что проверка в отношении Администрации проводилась на основании поручения Президента Российской Федерации, а соответственно ее проведение не требовало согласования с органами прокуратуры, так как в материалах дела отсутствует такое поручение. Административный истец полагает, что протокол оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации, который по своей природе не может подменять поручение Президента Российской Федерации, не опубликован в свободном доступе, до Администрации города Иваново не доведен, из имеющихся сведений не следует, что Президент давал какие-либо поручения в ходе проведения совещания Совета Безопасности Российской Федерации. Административный истец также считает, что проверка соблюдения органом местного самоуправления требований пожарной безопасности проводилась ради самого факта проведения такой проверки, поскольку в пункте 6 Распоряжения о ее проведении от 05 апреля 2023 года №24 указано, что задачами проверки являются проведение проверки и принятие мер по ее результатам, однако на момент начала проверки ее результат не может быть известен, то есть, по мнению Администрации, результат проверки был известен заранее, однако данному обстоятельству оценка судом первой инстанции не дана. Автор апелляционной жалобы указывает, что спорные объекты, указанные в предписании надзорного органа, расположены внутри границ территории города Иваново, следовательно, в отношении Администрации незаконно предъявлять требования о создании на данных участках противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров, поскольку в силу абзаца 2 пункта 70 постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» создание минерализованных противопожарных полос производится вокруг территории населенных пунктов, что соответственно не применимо к объектам, находящимся в границах населенного пункта. Также в апелляционной жалобе приведены доводы, согласно которым Администрация города Иваново не является органом, в адрес которого может быть вынесено соответствующее предписание, поскольку им должен являться Комитет по экологии Администрации города Иваново.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации города Иванова ФИО16., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Ивановской области – ФИО17.,действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, заинтересованные лица: главный государственный инспектор городского округа Иваново по пожарному надзору ФИО18., государственные инспекторы городского округа Иваново по пожарному надзору ФИО19., ФИО20 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на нее.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Комитета по экологии Администрации города Иванова, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), не явился, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 9 статьи 226, подпункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно 2-х условий: их несоответствия закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий» от 08 февраля 2023 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 14 февраля 2023 года Пр-267, Указа Губернатора Ивановской области от 23 марта 2023 года № 20-уг «О введении на территории Ивановской области особого противопожарного режима и режима повышенной готовности», письма МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65) ГУ МЧС России по Ивановской области вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки о соблюдении Администрацией города Иваново требований пожарной безопасности (л.д.44-46), по итогам которой ДД.ММ.ГГГГ составлены оспариваемые акт проверки № (л.д. 47-48) и предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.49-50).
Из содержания предписания следует, что Администрация города Иваново в нарушение требований пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, в целях исключения возможного перехода природных лесных пожаров на территории населенного пункта города Иваново, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода не создала противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры на следующих территориях:
- <адрес>, в районе расположения <данные изъяты>
- <адрес>, в районе расположения <адрес> со стороны земельного участка с кадастровым номером №;
- <адрес>, в районе расположения <данные изъяты>;
- <адрес>, в районе расположения <данные изъяты>.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности довода стороны административного истца, согласно которому нахождение указанных в предписании объектов внутри населенного пункта города Иваново исключает возможность возложения на Администрацию обязанности выполнения требований, установленных абзацем 2 пункта 70 Правил противопожарного режима, поскольку он противоречит действующему правовому регулированию и сведениям, указанным в паспорте пожарной безопасности города Иваново.
Суд первой инстанции также отметил, что доводы административного истца о невозможности исполнения оспариваемого предписания ввиду того, что фактическое расстояние от лесного массива до объектов, указанных в акте проверки и предписании, составляет менее 10 метров, не подтверждены соответствующими доказательствами. По мнению суда, предписание не препятствует Администрации города Иваново создать иные противопожарные барьеры.
В решении районного суда указано, что в соответствии с пунктом 3 части 2, частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ГУ МЧС России по Ивановской области правомерно провело проверку Администрации города Иваново без её согласования с органами прокуратуры.
Отклонен районным судом и довод стороны административного истца о том, что Администрация города Иваново не является органом, в отношении которого такое предписание может быть вынесено, поскольку положения пункта 10 части 1 статьи 16, части 1 статьи 19, части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 статьи 47 Устава города Иваново, говорят об обратном, в связи с чем, Комитет по экологии Администрации города Иваново не признан районным судом в качестве надлежащего субъекта спорных правоотношений.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда первой инстанции, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 248-ФЗ, Федеральный закон о государственном контроле) по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона №248-ФЗ в случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В силу части 2 указанной выше статьи в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований, допущенных контролируемым лицом, контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля; принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством; рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (подпункты 1,4, 5)
В силу статьи 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса; суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно частям 1 и 3 статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса; суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу абзаца 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Федерального закона о государственном контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
Поскольку акт, составленный стороной административного ответчика, соответствует требованиям Закона о контроле, не содержит в себе требований, предусмотренных частью 2 статьи 90 указанного закона, судебная коллегия приходит к выводу, что он не может являться самостоятельным предметом обжалования, соответственно решение районного суда об отказе в удовлетворении требований административного истца в данной части подлежит отмене с прекращением производства по делу по требованию о признании незаконным пункта 1 указанного акта.
Разрешая вопрос о законности обжалуемого предписания административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности) определены Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" (далее также Федеральный закон № 390-ФЗ).
Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности установлен пунктом 4 статьи 2 указанного Федерального закона N 390-ФЗ.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О безопасности" решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
Как установлено пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ о государственном контроле организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также Федеральный закон № 69-ФЗ, Федеральный закон о пожарной безопасноти).
Согласно статье 6 указанного закона Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ).
В силу подпункта "в" пункта 31 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, выездная проверка является одним из видов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с частью 2.6 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (абзац 1).
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (абзац 2).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" также установлено, что в 2022-2023 годах внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры проводятся по поручению Президента Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором городского округа Иваново по пожарному надзору в отношении Администрации города Иваново вынесено распоряжение № о проведении внеплановой выездной проверки. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Проверка проводилась с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности во исполнение протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводковый период» от 08 февраля 2023 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 14 февраля 2023 года №ПР-267, письма МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Поскольку вышеуказанный протокол оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации был утвержден Главой государства, то в данном случае проведение внеплановой проверки административного истца не требовало согласования с органами прокуратуры.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что порядок проведения проверки административным ответчиком нарушен не был, поскольку она проведена на основании поручения Президента Российской Федерации, что соответствует вышеуказанным положениям закона.
Судебная коллегия также соглашается с выводами районного суда по мотивам, изложенным в его решении, о том, что обжалуемое предписание обоснованно вынесено в отношении Администрации г. Иваново.
К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ)
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
Решением Ивановской городской Думы шестого созыва от 19 июня 2019 года № 756 учрежден функциональный орган Администрации города Иваново - Комитет по экологии Администрации города Иваново в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 44, 49 Устава, постановлением Администрации города Иваново от 07 августа 2013 года № 1668 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке программ города Иваново, их формирования и реализации, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ города Иванова», Администрацией утверждена муниципальная программа города Иванова «Охрана окружающей среды муниципального образования городской округ Иваново» (постановление Администрации города Иваново от 15 ноября 2022 года № 1841). В рамках реализации данной Программы была разработана Подпрограмма «Охрана городских лесов». Срок реализации указанной Подпрограммы 2023-2030 годы. Исполнителем этой Подпрограммы является Комитет по экологии Администрации города Иваново – функциональный орган Администрации города Иваново. Подпрограммой предусмотрена противопожарная опашка городских лесов. Мероприятие предполагает устройство противопожарных минерализованных полос на участках городских лесов для предотвращения и (или) возможности распространения лесных пожаров. Таким образом, предметом деятельности Комитета по экологии Администрации города Иваново является охрана от пожара городских лесов, тогда как предметом настоящего представления является вопрос о необходимости принятия противопожарных мер, направленных на защиту социальных объектов от пожара со стороны лесного массива. Комитет организует мероприятия, направленные на использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, в том числе противопожарное обустройство лесов, организует мероприятия по охране окружающей среды на территории города Иваново и обеспечивает их выполнение, тогда как финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств бюджета города Иваново на основании бюджетной сметы. Изложенное следует и из содержания пунктов 1.5, 1.8, 2.3, 3.1, 3.8 Положения о комитете по экологии Администрации города Иваново, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 19 июня 2019 года № 756, в редакции ее же решения от 18 сентября 2019 года № 797.
Согласно пункту 63 Правил противопожарного режима N 1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В подпункте "а" пункта 76 указанных Правил предусмотрено, что органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатываются и утверждаются в соответствии с разделом XX настоящих Правил паспорт населенного пункта, паспорт территории организации отдыха детей и их оздоровления, паспорт территории садоводства или огородничества, которые подвержены угрозе лесных пожаров (далее - паспорт населенного пункта, паспорт территории).
Паспорт населенного пункта и паспорт территории составляются к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также на территорию организации отдыха детей и их оздоровления, территорию садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, по формам согласно приложениям N 8 и 9. (пункт 414 Правил противопожарного режима Российской Федерации N 1479).
Населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров:
- в случае его примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на его землях (территории) хвойного (смешанного) леса;
- в случае его примыкания к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле - и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений (пункт 415 Правил противопожарного режима Российской Федерации N 1479).
Согласно пункту 416 указанных Правил населенный пункт, признается примыкающими к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:
а) менее 100 метров от границы населенного пункта, территории организации отдыха детей и их оздоровления и территории садоводства или огородничества, где имеются объекты защиты с количеством этажей более 2-х;
б) менее 50 метров от границы населенного пункта, организации отдыха детей и их оздоровления, территории садоводства или огородничества, где имеются объекты защиты с количеством этажей 2-а и менее.
Населенный пункт признается примыкающим к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), если расстояние от границы населенного пункта составляет менее 50 метров до границы указанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 417 Правил противопожарного режима Российской Федерации перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
В силу пункта 4 постановления Правительства Ивановской области от 30 марта 2023 года №145-п «Об утверждении перечня населенных пунктов Ивановской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, перечней территорий организаций отдыха детей и их оздоровления Ивановской области, территорий садоводства или огородничества Ивановской области, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году, и начале пожароопасного сезона» начало пожароопасного сезона на территории Ивановской области было установлено с 15 апреля 2023 года, при этом город Иваново отнесен к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных пожаров в 2023 году (л.д. 66-71).
23 марта 2023 года Указом Губернатора Ивановской области №20-уг «О введении на территории Ивановкой области особого противопожарного режима и режима повышенной готовности» на территории субъекта введен особый противопожарный режим с 21 апреля 2023 года по 11 мая 2023 года (л.д. 72-73)
Как следует из содержания Паспорта пожарной безопасности города Иваново, подверженного угрозе лесных и ландшафтных пожаров, утвержденного Главой города Иваново, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Иваново ФИО21., социальные объекты <данные изъяты> (<адрес>); <данные изъяты> (<адрес>, со стороны земельного участка с кадастровым номером №); № (<адрес>); <данные изъяты> (<адрес>) отнесены к объектам, имеющим общую границу с лесным участком и относящимся к населенному пункту город Иваново в соответствии с административно-территориальным делением.
Таким образом, постановлением высшего исполнительного органа субъекта город Иваново отнесен к населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и иных ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, а объекты социального назначения, указанные в предписании административного ответчика, являющемся предметом обжалования, отнесены в соответствии с паспортом пожарной безопасности города Иваново к объектам, имеющим общую границу с лесным участком и относящимся к населенному пункту г. Иваново в соответствии с административно-территориальным делением.
Абзацем 1-м пункта 70 Правил противопожарного режима предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Вместе с тем абзацем 2-м пункта 70 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что объекты, указанные в обжалуемом предписании надзорного органа, находятся внутри населенного пункта, отнесенного к объектам, подверженным угрозе лесных и (или) ландшафтных пожаров, и прилегают к лесу, в связи с чем, к ним применимы положения абзаца 1-го пункта 70 Правил противопожарного режима о создании очищенной полосы шириной не менее 10 метров от леса, либо отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
При этом применение абзаца 2-го пункта 70 Правил противопожарного режима подразумевает создание вокруг территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в данном случае вокруг города Иваново, противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров, соответственно создание предусмотренных им противопожарных барьеров не требуется вокруг объектов, прилегающих к лесу и находящихся внутри такого населенного пункта, поскольку в отношении них должны быть соблюдены требования абзаца 1-го пункта 70 Правил.
Как следует из материалов дела в отношении 3-х из указанных объектов социального назначения, со стороны прилегающей к лесу, кроме <данные изъяты> (<адрес>), требования абзаца 1-го пункта 70 Правил противопожарного режима соблюдены, на указанных территориях Комитетом по экологии Администрации города Иваново рорганизована минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра, что подтверждается контрактами на выполнение соответствующих работ, актами выполненных работ и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Применительно к <данные изъяты> (<адрес>), также находящегося в пределах города Иваново, такие работы не выполнены, поскольку он расположен вдоль дороги шириной 6 метров, имеющей обочину с каждой стороны по 1 метру, за которой находится теплотрасса, принадлежащая частному лицу, за которой, в свою очередь, следует лес. При этом из пояснений сотрудников административного ответчика, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что в случае включения указанной дороги в паспорт города Иваново, она может быть признана противопожарным барьером.
Те обстоятельства, что на дату разрешения спора в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции, дорога не была включена в качестве противопожарного барьера в паспорт города, а также не была произведена опашка леса со стороны указанного социального объекта шириной 1,4 метра не свидетельствуют о законности предписания в части требования, установленного для административного истца в отношении этого детского сада, поскольку, как уже было указано выше, минерализованная полоса шириной 10 метров должна быть организована вокруг населенного пункта, а не со стороны находящегося в границах города детского сада, прилегающей к лесу.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое предписание нельзя признать законным.
Таким образом, судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что служит основанием для отмены судебного акта и признания незаконным предписания № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности и профилактики работы городского округа Иваново управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ивановской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Иваново от 22 июня 2023 года – отменить.
Производство по делу в части признания незаконным пункта 1 акта проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№ отдела надзорной деятельности и профилактики работы городского округа Иваново управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ивановской области – прекратить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Администрации г. Иваново – удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности и профилактики работы городского округа Иваново управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ивановской области.
Апелляционную жалобу Администрации г. Иваново удовлетворить.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев со дня принятия.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Алексеева К.В.
Пластова Т.В.