ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2581/2021 от 05.10.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Каманина Н.П. Дело№33а-2581/2021
(37RS0022-01-2021-001831-64)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2021года г.Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Луковкиной Е.О.,

судей Запятовой Н.А., Матвеева Н.А.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Луковкиной Е.О. дело по апелляционной жалобе Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 29 июня 2021 года по административному делу по административному иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛА:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит обязать Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) в срок до 28 февраля 2022 года осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.

Требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что с 2016 года Департаментом должным образом не проводятся ежегодные мероприятия по государственному мониторингу и учету охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области путем зимнего маршрутного учета, в результате чего отсутствуют сведения о численности лимитируемых видов охотничьих ресурсов на указанных территориях, и как следствие не определяется лимит добычи охотресурсов высшим должностным лицом Ивановской области, что следует из указов Губернатора Ивановской области №131-уг от 29.07.2016 г., №148-уг от 31.07.2017 г., №81-уг от 30.07.2018 г., №79-уг от 31.07.2019 г., №109-уг от 31.07.2020 г.

По мнению административного истца, указанное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц – охотников, имеющих право на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, в общедоступных охотничьих угодьях, в также интересы Российской Федерации, поскольку Департаментом не исполняются переданные Российской Федерации полномочия по государственному мониторингу охотничьих ресурсов, в связи с чем отсутствуют достоверные сведения о численности охотничьих ресурсов, обитающих на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области.

Протокольным определением Фрунзенского районного суда г.Иваново к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Ивановской области.

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 29 июня 2021 года требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены. На Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области возложена обязанность в срок до 28 февраля 2022 года осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее – методом ЗМУ).

С решением суда не согласился административный ответчик - Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области. В поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1 поддержал возражения на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом просил уточнить резолютивную часть решения силу в связи с изменениями законодательства, возложив на административного ответчика обязанность по проведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории общедоступных охотничьих угодий в срок до 15 мая 2022 года.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, представитель заинтересованного лица Правительства Ивановской области не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в порядке главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В связи с этим, руководствуясь статьями 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку уважительных причин неявки представителя Департамента не установлено; представитель Правительства Ивановской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы административного дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ
«О животном мире» Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по ведению государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

Аналогичные правовые положения содержаться в пункте 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Из материалов дела следует и судом установлено, что в результате проверки, проведенной Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что Департаментом с 2016 года должным образом не проводятся ежегодные мероприятия по государственному мониторингу и учету охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области путем метода ЗМУ.

Так, с 2015 года и ранее работы по ЗМУ проводились силами ИКУ «Ивприродохрана».

В связи с сокращением финансирования в 2016 году Департаментом на проведение ЗМУ заключено 3 государственных контракта, которые не были выполнены в соответствии с техническим заданием.

С января 2017 года финансирование ИКУ «Ивприродохрана» из бюджета Ивановской области на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по охране и использованию объектов животного мира полностью прекращено, в связи с чем, с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2017 по 2018 годы Департаментом заключено 10 государственных контрактов, выполнены из которых были только 7, результаты работы по 3 контрактам не соответствовали техническим заданиям.

В 2018 году с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2018 по 2019 годы Департаментом проведен электронный аукцион, по результатам которого заключен контракт с ООО «Импера», которое не выполнило указанные работы.

В 2019 году с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2019 по 2020 годы Департаментом по результатам электронного аукциона заключен контракт с ООО «Домстрой». Однако работы, выполненные указанной организацией, не соответствовали техническому заданию, в результате чего контракт расторгнут Департаментом в одностороннем порядке.

В 2020 году с целью проведения ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2020 по 2021 годы Департаментом проведен электронный аукцион, который признан несостоявшимся, поскольку на участие в нем не подано ни одной заявки.

Также не принято ни одной заявки при проведении Департаментом электронного аукциона на проведение ЗМУ и установления лимитов добычи охотресурсов на период охоты с 2021 по 2022 годы.

Поскольку сведения о численности лимитируемых видов охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области с 2016 года Департаментом не устанавливались, лимит добычи данных охотресурсов не определялся (равен 0), что следует из Указов Губернатора Ивановской области № 131-уг от 29.07.2016 г., №148-уг от 31.07.2017 г., №81-уг от 30.07.2018 г., №79-уг от 31.07.2019 г., №109-уг от 31.07.2020 г.

Проанализировав указанные положения нормативных правовых актов, установив ненадлежащее исполнение Департаментом переданных полномочий по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области, нарушающее права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы обоснованы, должным образом мотивированы, отвечают установленным обстоятельствам дела и материальному закону, регулирующему спорные правоотношения.

В апелляционной жалобе Департамент, оспаривая упомянутые выводы, настаивает на отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку административным ответчиком в полной мере предприняты все необходимые меры для ежегодного проведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области.

Эти доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка

В силу статьи 15 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (в редакции, действующей в момент возникновения правоотношений) государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания. Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования. Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей в момент возникновения правоотношений) государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за: численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 36 указанного Федерального закона (в редакции, действующей с 01 августа 2021 года) государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за: численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия (далее - учет охотничьих ресурсов); распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов. Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются в целях выявления изменений состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, формирования государственного охотхозяйственного реестра, а также в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона. Учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия осуществляется в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Учет охотничьих ресурсов, в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, осуществляется на основании научно обоснованных методик, не являющихся нормативными правовыми актами, рекомендованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Регулярные наблюдения за распространением охотничьих ресурсов, их состоянием, динамикой изменения их численности по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 964 (действующим с 01 января 2021 года) утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных.

Согласно пункту 2 упомянутого Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий. Данные Государственного мониторинга применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (пункт 3). Ежегодно до 15 мая уполномоченный орган субъекта Российской Федерации направляет данные Государственного мониторинга в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 10).

Аналогичный Порядок был утвержден Приказом Минприроды России от 6 сентября 2010 года № 344, действующим до 1 января 2021 года.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области", утвержденного постановлением Правительства Ивановской области №565-п от 23.12.2014 г. Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, природопользования, недропользования на участках недр местного значения, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов на территории Ивановской области в пределах установленных полномочий.

В соответствии с пунктами 2.4, 2.5 Положения основными задачами Департамента являются, в том числе реализация полномочий Ивановской области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, а также полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, переданных органам государственной власти Ивановской области; мониторинг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира.

В силу пунктов 3.19.1-3.19.4 Положения Департамент осуществляет следующие полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов: организует и осуществляет мероприятия по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; исчисляет лимиты добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; осуществляет регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; ведет государственный охотхозяйственный реестр и осуществляет государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Из материалов дела следует и судом установлено, что с 2016 года и по настоящее время Департаментом не в полном объеме предпринимаются меры для реализации переданных Ивановской области полномочий по проведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на общедоступных охотничьих угодиях Ивановской области. В частности, заключенные в указанный период контракты на проведение ЗМУ не исполнялись должным образом, проведенные с 2020 года электронные аукционы на осуществление ЗМУ признаны несостоявшимися. Иными методами государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на общедоступных охотничьих угодиях Ивановской области Департаментом не проводился. Указанные обстоятельства повлекли неустановление в течение длительного периода (с 2016 по 2021 годы) лимита добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодиях Ивановской области, а также послужили основаниями для неоднократного внесения в адрес руководителя Департамента представлений прокурора.

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неисполнении Департаментом в полном объеме указанных полномочий, входящих в его компетенцию.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с упомянутым выводом районного суда, также исходит из результатов проверок Департамента Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В частности, в акте от 21 мая 2019 года, подготовленном по результатам такой проверки, отражено, что Департаментом не предпринято должных мер по осуществлению контроля за качеством оказания услуг по государственным контрактам на проведение ЗМУ, что не позволило получить достоверные данные для определения квот добычи охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий. Об устранении выявленных нарушений Департаменту вынесено предписание от мая 2019 года №

По убеждению суда апелляционной инстанции, неисполнение данных полномочий безусловно нарушает интересы Российской Федерации, поскольку отсутствуют достоверные сведения о численности охотничьих ресурсов, обитающих на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области, а также интересы неопределенного круга лиц - охотников, имеющих право на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодиях, тогда как неустановление лимита добычи вследствие непроведения государственного мониторинга препятствует этому.

Доводы представителя административного ответчика о недостаточности финансирования, уменьшении штатной численности Департамента, о принятии необходимых мер для осуществления упомянутых полномочий, были предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на Департамент обязанности по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области.

По убеждению суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с вынесенным решением суда, сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, но не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть оспариваемого решения, исходя из следующего.

Суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения в части определения сроков и метода проведения государственного мониторинга правомерно руководствовался действующими в тот период положениями Приказа Минприроды России от 11.01.2012 N 1, которым утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, предусматривающие сроки проведения государственного мониторинга – 28 февраля, а также метод его проведения – ЗМУ.

Вместе с тем, данный документ утратил юридическую силу с 20 сентября 2021 года в связи с изданием Приказа Минприроды России от 24.08.2021 N 585.

Учитывая, что в силу действующего в настоящее время правового регулирования у Департамента сохраняется обязанность по ежегодному проведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на общедоступных охотничьих угодиях, но сроки проведения не определены, тогда как установлен срок предоставления его результатов уполномоченному федеральному органу исполнительной власти – 15 мая,а также наличие возможности использовать для проведения государственного мониторинга охотресурсов иных методов на основании научно обоснованных методик, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть оспариваемого судебного акта, изложив абзац 2 в следующей редакции: «Обязать Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в срок до 15 мая 2022 года осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области – без удовлетворения.

Резолютивной часть решения уточнить, изложив абзац 2 в следующей редакции: «Обязать Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в срок до 15 мая 2022 года осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий Ивановской области государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания».

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г.Москва) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Луковкина Е.О.

Судьи Матвеев Н.А.

Запятова Н.А.