Судья Шамухамедова Е.В. Дело № 33а-2589/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 24 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.
судей областного суда Сорокиной О.А., Стёпина А.Б.
при секретаре Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе Управления Росприроднадзора по Астраханской области на решение Советского районного суда г. Астрахани от 6 мая 2019 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» к Управлению Росприроднадзора по Астраханской области о признании действий незаконными,
установила:
общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» обратилось в суд с административным исковым заявлениемо признании действий незаконными, указав, что по поручению Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2018 года № АГ-П9-24пр Росприроднадзору поручено провести выборочные надзорные мероприятия, в отношении региональных операторов на предмет соответствия их деятельности природоохранному законодательству, в срок до 7 декабря 2018 года. Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области с 1 июля 2017 года осуществляет деятельность регионального оператора. В период с 4 февраля 2019 года по 11 февраля 2019 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведена внеплановая выездная проверка регионального оператора общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» по адресам: <...> литер А, а также площадок временного накопления, расположенных в муниципальных образованиях Володарского района, Енотаевского района, Камызякского района, Харабалинского района, Черноярского района Астраханской области. По результатам проверки составлен акт проверки от 11 февраля 2019 года № 8. Согласно акту проверки Управлением осуществлены осмотры и выезды на площадки временного накопления, расположенные в муниципальных образованиях Ахтубинского района, Приволжского района, ФИО1 промузел, ул. Рождественского, 21 Б, где общество не осуществляет какую либо деятельность и акты осмотров данных площадок с представителями общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» Управлением не составлялись. В нарушение Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ Управление не известило общество о проведении внеплановой выездной проверки. 7 февраля 2019 года в адрес общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» поступило письмо о проведении осмотра площадок временного накопления в Харабалинском и Ахтубинском районах. В связи с несвоевременным получением письма было невозможно личное участие либо направление представителя на площадку временного накопления. Однако, выездные мероприятия проведены и нарушения не были зафиксированы. Также общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» не согласно с рядом установленных нарушений, в частности, инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для последующего получения разрешения на выбросы по адресу: <...>, а также проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, нарушения лицензионных требований, которые послужили основанием для вынесения представлений и составления протоколов об административных правонарушений. Общество как региональный оператор осуществляет деятельность на территории муниципального образования «Город Астрахань» и Астраханской области с 1 июня 2017 года, тогда как поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2018 года № АГ-П9-24пр предписывает проведение проверки региональных операторов, деятельность которых планируется начать в регионах Российской Федерации с 1 января 2019 года. На основании изложенного, просили признать действия Управления Роспироднадзора по Астраханской области по составлению акта проверки от 11 февраля 2019 года № 8 недействительными.
В судебном заседании представители административного истца общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» по доверенности ФИО2, ФИО3 поддержали административные исковые требования в полном объеме.
Представители административного ответчика Управления Росприроднадзора по Астраханской области по доверенности ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения административного иска.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 6 мая 2019 года административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» о признании действий незаконными, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Управлением Росприроднадзора по Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
Заслушав докладчика, объяснения представителя административного ответчика Управления Росприроднадзора по Астраханской области по доверенности ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» по доверенности ФИО3, возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Из материалов дела следует, что на основании поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 1 октября 2018 года № АГ- П9-24пр и письма Росприроднадзора № СР-1-02-31/3174 от 31 января 2019 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области издан приказ № 63 от 1 февраля 2019 года, утвердивший перечень юридических лиц - региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых следует провести внеплановые выездные проверки.
На основании приказа № 67 от 1 февраля 2019 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведена внеплановая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» в период с 4 февраля 2019 года по 11 февраля 2019 года, по результатам которой составлен акт № 8 от 11 февраля 2019 года.
Приказ Управления Росприроднадзора по Астраханской области № 67 от 1 февраля 2019 года и письмо от 1 февраля 2019 года № 01-06/1018 направлены в адрес общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» 1 февраля 2019 года.
Юридическим лицом не предоставлена Управлению Росприроднадзора по Астраханской области возможность ознакомления с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в связи с чем, Управление руководствовалось письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 30 января 2019 года № 01-01-01/1248 о временном размещении отходов на земельных участках, предоставленных в аренду общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» в Ахтубинском, Наримановском, Черноярском, Енотаевском, Володарском, Харабалинском, Камызякском районах Астраханской области.
По результатам внеплановой выездной проверки 11 февраля 2019 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» составлен акт № 8 проверки и выданы предписания № 8/1, 8/2, 8/3, 8/4 от 11 февраля 2019 года, а также составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 8.21, статьей 8.2, статьей 81, статьей 8.46, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр», районный суд исходил из того, что на момент проведения проверки у общества отсутствовали согласованные с Управлением Росприроднадзора по Астраханской области нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки не выявлено.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по основаниям неправильного применения норм материального права.
Согласно части 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Из содержания административного искового заявления и заявленных требований следует, что общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» оспаривая законность действий Управления Росприроднадзора по Астраханской области по составлению акта проверки, дает оценку обстоятельствам, при которых были выявлены административные правонарушения.
Рассматривая административные исковые требования общества, районным судом также дается оценка законности действий административного органа при проведении проверки, которые не могут быть предметом самостоятельных требований, рассматриваемых в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В акте проверки от 11 февраля 2019 № 8, зафиксирована информация о результатах внеплановой выездной проверки. Фактически, как следует из содержания оспариваемого акта, он носит описательно-информационный характер, не содержит признаков решения, содержащего властно-распорядительные предписания и порождающего правовые последствия.
Являясь доказательством по делу об административном правонарушении акт проверки, не может быть оспорен в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверка и оценка доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе установление обстоятельств совершения административного правонарушения, подлежат рассмотрению в ином судебном порядке - в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
При указанных обстоятельствах районный суд не вправе был рассматривать требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» в порядке административного судопроизводства, в связи с чем решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 6 мая 2019 года отменить, производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» к Управлению Росприроднадзора по Астраханской области о признании действий незаконными прекратить.
Председательствующий:
Судьи областного суда: