ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-25978/2017
город Уфа 11 декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.,
судей: Гибадуллиной Л.Г. и Идрисовой А.В.,
при секретаре Исмагилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., объяснения представителя Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Башкирская генерирующая компания» обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан) о признании незаконным предписания.
В обоснование исковых требований указано, что в период с 01.11.2016 по 23.12.2016 Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в отношении ООО «Башкирская генерирующая компания» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № №... от 26.12.2016 и государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО2 выдано ООО «Башкирская генерирующая компания» предписание № №... об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому истцу предписано в срок до 01.07.2017 разработать, утвердить и представить в Управление Росприроднадзора по РБ в установленном порядке паспорт опасного отхода на отход - ил БОС, а так же представить материалы, подтверждающие отнесение к конкретному классу опасности для окружающей среды на образующийся в процессе производственной деятельности филиала ООО «БГК» «Кармановской ГРЭС» отход - ил БОС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712».
Административный истец указывая, что названное предписание незаконно возлагает на ООО «Башкирская генерирующая компания» обязанности по разработке, утверждению и представлению в Управление паспорта опасного отхода, материалов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности, в отношении продукции, не являющейся отходом, чем нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Управлением не представлены доказательства факта образования в процессе деятельности филиала ООО «БГК» «Кармановской ГРЭС» отхода «ил БОС».
ООО «Башкирская генерирующая компания» просит признать недействительным выданное Управлением Федеральной службы по надзору природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 26.12.2016 № №..., взыскать с Управления в пользу ООО «Башкирская генерирующая компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 августа 2017 года постановлено:
«административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан о признании незаконным предписания удовлетворить.
Признать недействительным выданное Управлением Федеральной службы по надзору природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан Обществу с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» Предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 26 декабря 2016 года № №....
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей».
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда, в обоснование доводов жалобы, указывая на то, что в результате плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказами Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан «О проведении проверки» от 10.10.2016 № №... (с последующими изменениями) установлено, что юридическим лицом ООО «Башкирская генерирующая компания» допущено нарушение требований природоохранного законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По итогам проверки было вынесено предписание № 589/СА-2 от 26 декабря 2016 года, соответствующее закону. Судом первой инстанции сделан неверный вывод о наличии оснований для признания указанного предписания незаконным, поскольку имеется постановление суда по делу об административном правонарушении, которым установлено наличие нарушений в действиях истца.
Истцом подано возражение на апелляционную жалобу ответчика, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, что в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в результате плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания», проведенной в соответствии с приказами Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от 10 октября 2016 года № 2038-П, от 31 октября 2016 года № 2196-П, от 29 ноября 2016 года № 2467-П, составлен акт проверки № 589 от 26 декабря 2016 года, согласно которому установлено, что в результате производственной деятельности ООО «БГК» образуются отходы производства и потребления.
Так, в ходе визуального осмотра территории филиала ООО «БГК» «Кармановская ГРЭС» в том числе установлено, что в западной части размещены биологические очистные сооружения (далее по тексту - БОС) для глубокой очистки хозбытовых сточных вод от Кармановской ГРЭС и жилой застройки с. Энергетик, а также близких по составу ряда локальных производственных стоков с промплощадки ГРЭС.
БОС предусматривают механическую очистку стоков на решетках, в песколовках и первичных отстойниках; биологическую очистку в аэротенках и вторичных отстойниках; доочистку стоков в биореакторах, обеззараживания в контактных резервуарах.
В результате очистки получается 2 вида отхода: ил БОС и песок БОС.
В составе БОС также имеются 4 бетонные иловые площадки (карты) размерами 55,2x25,6 м: № 1, № 2 и № 3 для сбора ила БОС и № 4 для сбора песка БОС.
На момент осмотра площадка № 3 была очищена, на остальных площадках присутствовал ил БОС и песок БОС.
В ходе осмотра территории ООО «БГК» специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Оренбургской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» из карты № 2 была отобрана проба содержащегося в ней на обезвоживании отхода (в соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «БГК» - ил БОС - учтен как отход 5 класса опасности для окружающей среды).
Изложенное подтверждается протоколом осмотра территории № 04-03/2038-П/СА-1 протоколом отбора проб № 04-03/2038-П/СА-2, актом отбора проб отходов №114/Б от 24.11.2015 в присутствии представителя ООО «БГК» - руководителя направления экологии «БГК» ФИО3, а так же видеосъемкой.
По результатам анализов отобранной пробы отхода установлено, что данный отход - ил БОС - относится к 4 классу опасности для окружающей среды (протокол результатов биотестирования № 82/Б от 26.12.2016)
С 01.08.2014 индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.
Вместе с тем, на момент проверки паспорт опасного отхода на образующийся в процессе своей производственной деятельности отход - ил БОС - у филиала ООО «БГК» «Кармановская ГРЭС» отсутствует, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, в Управление Росприроднадзора по РБ данный паспорт не представлен.
Таким образом, у филиала ООО «БГК» «Кармановская ГРЭС» при обращении с отходами производства и потребления отсутствует паспорт опасного отхода на образующийся в процессе своей производственной деятельности отход 4 класса опасности для окружающей среды - ил БОС - и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан данный паспорт не представлен.
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по РБ ФИО2 выдано предписание ООО «Башкирская генерирующая компания» в срок до 10.07.2017 «разработать, утвердить и представить в Управление Росприроднадзора по РБ в установленном порядке паспорт опасного отхода на отход - ил БОС, а так же представить материалы, подтверждающие отнесение к конкретному классу опасности для окружающей среды на образующийся в процессе производственной деятельности филиала ООО «БГК» «Кармановской ГРЭС» отход - ил БОС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712», на основании ч. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основе исследованных доказательств, получивших надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, проверив доводы лиц, участвующих в деле, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком в нарушение ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что ил БОС относится к отходам I-IV классов опасности, а потому имеются основания для оформления на них паспорта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, поскольку отбор проб ответчиком был проведен с нарушением действующих норм и правил.
Данный вывод судебная коллегия находит основанным на примененных судом нормах материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - Y классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Порядок отбра проб регулируется Методическими рекомендациями ПНД Ф 12.1.:2:2:2:2.3.2-03, пунктом 2.1 которых предусмотрено, что в качестве отбора проб должны использоваться пробоотборник из нержавеющей стали объемом 500 - 700 см3, почвенный бур из химически нейтрального материала, щуп с продольной щелью и поворотным устройством, щуп винтообразный, батометр, лопата, ГОСТ 19596-87, нож почвенный, ГОСТ 23707-95, совок из нержавеющей стали, обеспечивающий объем прикопа для твердых отходов и осадков малой влажности, совок из полимерного материала, линейка измерительная с ценой деления не более 1 см или шест, отградуированный в см, длиной, соответствующей глубине отбора проб, ГОСТ 427-75, герметично закрывающиеся стеклянные (пластиковые) емкости разной вместимости или полиэтиленовые пакеты для отбора и хранения проб, емкость (ведро) для смешивания точечных проб, кислота азотная, ГОСТ 4461-77, натрий углекислый (бикарбонат натрия), ГОСТ 83-79. Примечание: допускается применение другого оборудования с метрологическими и техническими характеристиками, аналогичными указанным.
Согласно п. 4.3 названных Методических рекомендаций илы, осадки сточных вод, шламы с иловых и шламовых площадок отбирают методом точечных проб: площадку делят на 4 равные части и отбирают пробы из центра каждого квадрата послойно с глубины 0-5 см, 5 - 20 см и до конечной глубины площадки (но не более 1 м), массой не менее 200 г каждая. Точечная проба должна представлять собой часть осадка, типичного для обследуемых сооружений. Точечные пробы шов, осадков и шламов отбирают в зависимости от условий: щупом с продольной щелью и поворотным устройством (для проб высокой влажности я сыпучих проб).
Точечные пробы иное, осадков и шламов малой влажности тщательно перемешивают и швартуют 3-4 раза. Оставшуюся после квартования пробу делят на 6-9 квадратов, из центра каждого отбирают примерно одинаковые количества пробы, обеспечивая захват всей толщины слоя. Масса объединенной пробы должна быть не менее 1 кг.
В соответствии с п. 7.5.3.1. Методики ФР. 1.39.2007.03222 отбор проб осуществляется следующим образом: если осадок на площадке представлен однородной массой, площадку разделяют на 4 равные части. Отбирают 4 пробы из центра каждого квадрата лопатой послойно с глубины 0-5 см, 5 -10 см и до конечной глубины площадки (до песка или бетонного покрытия) не менее 1000 г каждой пробы.
Согласно п. 7.1. Методики ФР. 1.39.2007.03222 для отбора проб почв, осадков сточных вод и отходов используют банки из темного стекла или посуду из нержавеющей стали. Посуда из полиэтилена и стекла для отбора проб и биотестирования должна быть химически чистой. Посуду промывают раствором азотной кислоты с массовой долей 10 %. Стенки посуды осторожно смачивают этим раствором, после чего на 2 - 3 часа посуду оставляют, затем тщательно промывают водопроводной водой, нейтрализуют раствором пищевой соды и промывают 3-4 раза дистиллированной водой. При сильном загрязнении посуды, а также новую посуду промывают водой, заполняют раствором азотной кислоты с массовой долей 10% и выдерживают не менее суток, затем тщательно промывают водопроводной и не менее 3-4 раз дистиллированной водой. Посуду для отбора проб почв, осадков сточных вод и отходов, изготовленную из нержавеющей стали, тщательно моют, очищают пищевой содой, промывают водопроводной водой и ополаскивают 3-4 раза дистиллированной водой.
Согласно акту отбора проб № №... от 24.11.2016 пробоотборочными средствами являлись лопаты, совки, то есть, отбор проб произведён с грубыми нарушениями требований, предъявляемых к такого рода мероприятиям, что влечёт недействительность результатов биотестирования проведенным по вышеуказанным пробам.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что пробы отобраны надлежащим оборудованием, в соответствии с рекомендациями, с соблюдением порядка отбора проб.
Также судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что ил БОС относится к отходам производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»): отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно техническим условиям ТУ 5711-002-96214846-2014, разработанным ООО «БГК» (зарегистрированы ФГУП «Стандартинформ» 12.02.2015 № 290/117807) (приложение № 7) на производимую в процессе деятельности хозяйствующего субъекта продукцию - «почвогрунт И», согласно которым на иловых площадках БОС филиала ООО «БГК» «Кармановская ГРЭС» хранится продукция «почвогунт И - осадки, переработанные биотехнологическими (в том числе компостированием), физическими и химическими методами, отвечающие требованиям стандарта (ГОСТ Р 54534-2011) и имеющие товарный вид активный ил)».
На данную продукцию получены: сертификат соответствия № РОСС RU.Ar 79.H06911, выданный ФГУП Стандартинформ», со сроком действия с 16.02.2015 по 15.02.2018; экспертное заключение ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области№ 511 (1877) от 12.05.2015.
На основании статей 103, 111 КАС РФ с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан в пользу Общества с ограниченной ответственностью «БГК» расходы по госпошлине.
Довод апелляционной жалоб о том, что истец постановлением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 05.09.2017 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб., не может являться основанием к отмене оспариваемого решения суда, поскольку постановлением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 18.10.2017 указанное постановление отменено, с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
судьи: Л.Г.Гибадуллина
А.В.Идрисова
справка: судья Насырова Л.Р.