Председательствующий: Шипанов Ю.В.
19RS0001-02-2021-005461-96
дело № 33а-2602/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Абакан 18 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Паксимади Л.М.,
судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Абакана к главному государственному инспектору г. Абакана по пожарному надзору Налобину Алексею Борисовичу, Главному управлению МЧС России по Республике Хакасия о частичном оспаривании акта от 14.04.2021 №58 и предписания от 14.04.2021 №58/1/1,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного ответчика главного государственного инспектора г. Абакана по пожарному надзору Налобина Алексея Борисовича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 июля 2021 г., которым требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Республике Хакасия Хапусовой Л.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Гасан О.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
администрация г. Абакана обратилась в суд с административным исковым заявлением к главному государственному инспектору г. Абакана по пожарному надзору Налобину А.Б. о частичном оспаривании предписания от 14.04.2021 № 58/1/1 и акта от 14.04.2021 № 58. Требования мотивированы тем, что предписанием № 58/1/1 главный государственный инспектор г. Абакана по пожарному надзору Налобин А.Б. обязал администрацию г. Абакана устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки и отраженные в акте проверки № 58. Административный истец, полагая указанные акт проверки и предписание незаконными и необоснованными в части пунктов №№ 2-3, 8-15, 24 по основаниям, изложенным в административном иске, просил признать их недействующими в части указанных пунктов.
В ходе рассмотрения дела административный истец увеличил исковые требования, просил признать недействующими предписание от 14.04.2021 № 58/1/1 и акт от 14.04.2021 № 58 в части пунктов 2-15, 24.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУ МЧС России по Республике Хакасия.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержала.
Административный ответчик главный государственный инспектор г. Абакана по пожарному надзору ФИО2 и представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Республике Хакасия ФИО3 просили отказать в удовлетворении искового заявления.
Решением от 19.07.2021 требования удовлетворены частично. Признаны незаконными акт от 14.04.2021 № 58 и предписание от 14.04.2021 № 58/1/1 в части пунктов 2-3, 8-15, 24. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней главный государственный инспектор г. Абакана по пожарному надзору ФИО2 просит отменить решение в части признания незаконными пунктов 8-15, 24 оспариваемых актов. Повторяет доводы, изложенные в суде первой инстанции, ссылаясь на нормы права, регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и в области организации органов местного самоуправления. Указывает, что обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности муниципального образования возложены на органы местного самоуправления. Учитывая, что территория дачных районов входит в состав городского округа г. Абакан, в целях осуществления первичных мер пожарной безопасности администрация г. Абакана обязана обеспечить условия пожарной безопасности, в том числе в части создания источников наружного водоснабжения; содержания площадок для пожарной техники, обеспечению связи, а также организации оповещения населения при пожаре. Вместе с тем указанные обязанности администрацией г. Абакана не исполняются, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска, однако судом при вынесении решения данные обстоятельства не приняты во внимание.
В письменных возражениях представитель администрации г. Абакана ФИО1 выразила согласие с решением суда.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Республике Хакасия ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного истца ФИО1 выразила согласие с решением суда.
Выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания частей 9 и 11 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий (бездействия), решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых действия (бездействия) возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
Из материалов дела следует, что по распоряжению главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору от 10.03.2021 №58 в период с 18.03.2021 по 14.04.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении администрации г.Абакан.
По результатам проверки главным государственным инспектором г.Абакана по пожарному надзору ФИО2 составлен акт проверки от 14.04.2021 № 58, согласно которому пожарные гидранты, по адресам: <...>, <...>, расположены на стоянке для автомобилей в нарушение статей 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статей 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (пункты 2, 3); в г. Абакане наружное противопожарное водоснабжение в границах улиц Ипподромная - ФИО5 - ФИО6 - Утренние Зори - ФИО7, в границах улиц Аскизская – Прибрежная – Радужная, на территории разъезда «Подсиний» в границах улиц Тайшетская, ФИО8, Курганная, на территории Нижней Согры имеет недостаточно развитую сеть пожарных гидрантов, обеспечивающих в круглогодичном режиме пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе не более 200 м, не менее чем от двух пожарных гидрантов. Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий, допускается располагать гидранты на проезжей части (статьи 4, 6, 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статьи 19, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 1, 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; пункты 71, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; пункты 4.1-4.5, 5.1, 8.8-8.10 СП 8.13130.2020) (пункты 4-7); в г. Абакане отсутствует наружное противопожарное водоснабжение на территории дачных районов «Орбита», «Койбал», «Самохвал», «Нижняя Согра», «Подсинее», «Колягинские холмы», «Река Ташеба», «Облепиховый сад», «Массив Сибирь», «Аскизский тракт», что противоречит указанным в пунктах 4-7 Акта нормативным правовым актам (пункты 8-15); зона охвата звуковой системы (сигнализации) оповещения о пожаре населения на территории населенного пункта не обеспечивает охват 100% населения и территории населенного пункта г. Абакан. По факту зона охвата электросирен марки С-40 позволяет оповестить около 138100 человек (76,5% населения г.Абакана), что противоречит требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов (пункт 24). Кроме того, главным государственным инспектором г.Абакана по пожарному надзору ФИО2 выдано предписание от 14.04.2021 № 58/1/1 об устранении нарушений, указанных в пунктах 2-15, 24 акта от 14.04.2021 № 58.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности), в соответствии со статьей 19 которого к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (часть первая статьи 38 Закона о пожарной безопасности).
В силу пункта 49 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР), запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов, в местах вывода на фасады зданий, сооружений патрубков для подключения мобильной пожарной техники, а также в пределах разворотных площадок и на разметке площадок для установки пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники, на пожарных пирсах.
Абзацами первым и вторым пункта 71 ППР предусмотрено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.
Судом установлено, что в г. Абакане у дома 34 по ул. Колхозная и у дома 101 по ул. Кирова расположены пожарные гидранты, являющиеся муниципальной собственностью, которые установлены для обеспечения противопожарного водоснабжения жилых домов по указанным адресам в соответствии с требованиями пункта 8.8 Свода правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225. Пожарные гидранты находятся не на автомобильной стоянке, места размещения обозначены информационными табличками, и наезд на люки колодцев пожарных гидрантов осуществляется автомобилистами, нарушающими требования пункта 49 ППР, что подтверждается фотографиями.
При таких обстоятельствах вывод суда о несоответствии пунктов 2, 3 акта от 14.04.2021 № 58 и соответствующей части предписания от 14.04.2021 № 58/1/1 требованиям действующего законодательства является правильным.
Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к числу вопросов местного значения муниципального, городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (статья 63 Федерального закона № 123-ФЗ).
Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» (абзац первый пункта 75 ППР).
В силу части 2 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Администрацией г. Абакана не отрицалось, что на территории городского округа г. Абакан в границах улиц Ипподромная - ФИО5 - ФИО6 - Утренние Зори - ФИО7, в границах улиц Аскизская – Прибрежная – Радужная, на территории разъезда «Подсиний» в границах улиц Тайшетская – ФИО8 - Курганная, на территории Нижней Согры не создано достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения.
Поскольку администрацией г. Абакана в указанном случае не исполнены требования подпункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ и пункта 75 ППР, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований административного иска о признании незаконными пунктов 4-7 акта от 14.04.2021 № 58 и соответствующих положений предписания от 14.04.2021 № 58/1/1.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о пожарной безопасности основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 3 статьи 4, статьей 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ) предусмотрено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, созданным для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, одной из целей создания которого является обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества.
Учитывая, что дачные районы «Орбита», «Койбал», «Самохвал», «Нижняя Согра», «Подсинее», «Колягинские холмы», «Река Ташеба», «Облепиховый сад», «Массив Сибирь», «Аскизский тракт» предназначены для ведения садоводства, ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности на территориях садовых товариществ в соответствии с положениями статей 3, 37, 38 Закона о пожарной безопасности, статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ, статей 4, 7 Федерального закона № 217-ФЗ возложена на собственников садовых земельных участков, которые в силу пункта 71 ППР также обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии на отдельных территориях дачных районов садовых товариществ не свидетельствуют о законности пунктов 8-15 Акта от 14.04.2021 № 58 и предписания от 14.04.2021 № 58/1/1 в указанной части, поскольку в них не выделены районы, где отсутствуют садовые товарищества, и не обоснована необходимость обеспечения данных районов источниками противопожарного водоснабжения.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о незаконности возложения обязанности по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения на территориях дачных районов на администрацию г. Абакана.
Статья 63 Федерального закона № 123-ФЗ относит к первичным мерам пожарной безопасности обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
При этом в ППР, действующих с 01.01.2021, в иных нормативных актах, регулирующих правила пожарной безопасности, отсутствуют определения, раскрывающие виды связи и средства оповещения населения о пожаре, которые должны обеспечиваться органами местного самоуправления.
В частности, отсутствует нормативное закрепление обязательного использования для указанной цели электросирен, зона охвата которыми согласно пояснениям административного ответчика позволяет оповестить только 76,5 % населения г. Абакана.
В суде апелляционной инстанции административный ответчик также указал, что полагает необходимым использование электросирен в целях оповещения населения о пожаре.
Ссылка на методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденные протоколом рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 № 1 не может быть принята во внимание, поскольку данные методические рекомендации не опубликованы в установленном порядке.
Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и коммуникации Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365, касается реализации вопросов гражданской обороны, мобилизационной подготовки и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о чем указано в пункте 1 Положения, то есть связано с созданием системы оповещения, работы по созданию которой в г. Абакане ещё ведутся, что следует из письма администрации г. Абакана от 02.07.2021 № ИВ-242-2052.
В то же время, судом установлено, что на территории г. Абакана помимо звуковой сигнализации оповещение осуществляется через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», громкоговорящие средства на подвижных объектах, а также путем рассылки СМС-сообщений.
Поскольку, в нарушение требований частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, административным ответчиком не представлено обоснование соответствия закону данного требования, суд также удовлетворил административное исковое заявление в части признания незаконным пункта 24 акта от 14.04.2021 № 58 и предписания от 14.04.2021 № 58/1/1.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, что не является основанием для ее удовлетворения и отмены судебного акта, принятого при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 июля 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней административного ответчика главного государственного инспектора г. Абакана по пожарному надзору ФИО2 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | Л.М. Паксимади |
Судьи | О.В. Вениченко |
ФИО9 | |
В мотивированной форме апелляционное определение составлено 23 ноября 2021 г. |