ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2608/18 от 28.08.2018 Курского областного суда (Курская область)

Судья Аверинова А.Д. Дело №33а-2608/2018г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Курск 28 августа 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой И.Н.,

судей Ягерь Е.А., Шуваевой Е.И.,

при секретаре Молоковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокурору Курской области Цуканову А.Н., прокуратуре Курской области об оспаривании действий, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Курска от 29 июня 2018г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав возражения на апелляционную жалобу прокурора прокуратуры Курской области Борисовой Е.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая на то, что несмотря на наличие оснований для осуществления личного приема обратившегося гражданина прокурором субъекта Российской Федерации, предусмотренных п.33 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации, прокурор Курской области Цуканов А.Н. не принял его при осуществлении личного приема граждан 30.05.2018г., что является незаконным и нарушает его права.

Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу прокуратуры Курской области, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Соответственно, должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть оспорены в порядке, установленном КАС РФ.

Статьей 129 Конституции Российской Федерации определено, что полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу ст.1 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013г. №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее – Инструкция), которая разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры российской Федерации.

В соответствии с п.7.4 Инструкции в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Пунктом 7.8 Инструкции установлено, что ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 настоящей Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Учет обращений и граждан, обратившихся на прием, ведется в компьютерной базе данных либо в книге регистрации приема посетителей (п.7.11 Инструкции).

Организация приема граждан в прокуратуре Курской области регламентирована приказом прокурора Курской области от 10.05.2017г. №37 «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Курской области» (далее – Приказ).

В соответствии с п.26 Приказа дежурный прокурор в случае обращения гражданина на личный прием к прокурору области информирует об этом прокурора организационно-контрольного отдела, который определяет наличие или отсутствие оснований для приема граждан прокурором области, при отсутствии оснований для личного приема прокурором области, прокурор организационно-контрольного отдела дает заявителю соответствующее устное разъяснение.

Пунктом 27 Приказа определено, что прокурор области ведет прием граждан каждую среду с 09 час.00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 13 час. 45 мин. до 18 час. 00 мин.

Согласно п.33 Приказа прием прокурором области осуществляется по жалобам, ответы на которые ранее давались заместителями прокурора области, руководителями подразделений аппарата прокуратуры области, старшими помощниками прокурора области, а также по обращениям, содержащим сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина. Прием может быть организован и по иным вопросам, требующим непосредственного вмешательства прокурора области в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013г. .

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.05.2018 г. прием в прокуратуре Курской области осуществлял дежурный прокурор области – старший прокурор отдела по надзору за следствием управления по надзору уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Курской области Праведников И.В., а также личный прием осуществлял и прокурор области Цуканов А.Н.. Котов И.Ж. обратился на прием к дежурному прокурору прокуратуры Курской области по вопросу записи его на прием к прокурору Курской области. При этом каких-либо документов за подписью должностных лиц прокуратуры Курской области, с которыми не был бы согласен заявитель, ФИО1 не представил. Содержание его обращения сводилось к необходимости записи на прием к прокурору области без указания на то причин. В связи с чем, дежурным прокурором заявителю был разъяснен порядок осуществления приема граждан лично прокурором области, о чем в книге регистрации приема посетителей была сделана соответствующая запись в соответствии с положениям п.7.8, 7.11 Инструкции и п.26 Приказа, а также указано на отсутствие документов, которые могли бы служить основанием для личного приема прокурора области.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами главы 22 КАС РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом положений Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации и Приказа прокурора Курской области «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Курской области», пришел к выводу о соблюдении дежурным прокурором предусмотренного ведомственными актами порядка приема граждан в прокуратуре Курской области при обращении ФИО1 30.05.2018г. Доказательств наличия оснований для осуществления 30.05.2018г. записи ФИО1 на личный прием прокурором Курской области судом не установлено.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно исходил из того, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 9 статьи 226 КАС РФ (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок предусмотрен, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) – на орган, принявший оспариваемое решение либо совершивший оспариваемые действия (бездействие).

Поскольку оспариваемые действия административного ответчика соответствуют закону, а административным истцом не доказано нарушение его прав, свободы и законных интересов, суд постановил решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, т.к. обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы жалобы фактически повторяют требования, изложенные в административном исковом заявлении, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции и не являются основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 29 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи