ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2616/18 от 29.06.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Наумова А.В.

Дело № 33а-2616/2018

поступило 29.06.2018г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2018 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Эрдынеевой Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным решения с предложением изменения места и времени проведения публичного мероприятия, возложении обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2018г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения Администрации г.Улан-Удэ №01510128 от 25 июня 2017г. с предложением изменения места и времени проведения публичного мероприятия, обязании ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме пикетирования 01 июля 2018г. с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: <...>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 22 июня 2018г. им в Администрацию было подано уведомление о проведении 1 июля 2018г. с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут по адресу: <...> публичного мероприятия – пикетирования с предполагаемым количеством участников 100 человек с целью информирования граждан о пенсионной реформе и повышении НДС. Ответом ответчика №01510128 от 25 июня 2018г. ему было предложено изменить место и время проведения публичного мероприятия в связи с проведением в том же месте и в то же время иного мероприятия. Однако Администрация не указала количество участников мероприятия и время его проведении, в связи с чем невозможно определить вероятность проведения двух мероприятий одновременно.

По мнению истца, ответчиком было нарушено право на проведение публичного мероприятия, установленное ст.31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон №54-ФЗ).

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации г.Улан-Удэ исковые ФИО2 требования не признала, указав, что отсутствует нарушение прав административного истца. Уведомлением от 25.06.2018г. в проведении публичного мероприятия отказано не было, было предложено его провести в другое время и место. Ранее на 1 июля было запланировано проведение иного мероприятия в парке. Цели мероприятий противоположны, в связи с чем возможность нахождения на одной территории проблематична.

Обжалуемым решением административный иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, приведя доводы, которыми поддерживал исковые требования.

В судебном заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Представитель Администрации г.Улан-Удэ ФИО3 просила оставить решение без изменения, указав, что проведение на территории парка «Юбилейный» двух мероприятий невозможно, поскольку будет превышена предельная численность, кроме того, не получено согласие владельца территории, находящейся в оперативном управлении МАУ <...> на проведение данного мероприятия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.ч.9, 10 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации данного права установлен Федеральным законом от 19.06.2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Федерального Закона №54-ФЗ).

Как предусмотрено п.1 ст.2 указанного Закона, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Одной из форм публичных мероприятий в соответствии с п. 6 ст.2 Закона является пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Суд при рассмотрении дела установил, что 22 июня 2018г. ФИО1 обратился в Администрацию г.Улан-Удэ, указав о намерении проведения публичного мероприятия в форме пикета в г.Улан-Удэ, парк «Юбилейный» 1 июля 2018. с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников 100 человек, указав в качестве цели мероприятия – информирование граждан о пенсионной реформе и повышении НДС.

В письме № 01510128 от 25 июня 2018 года Администрация г.Улан-Удэ сообщила ФИО1, что 01.07.2018г. МАУ «<...> запланировано проведение в парке культуры и отдыха «Юбилейный» мероприятия «Благотворительная фотосессия с породистыми собаками» (вх. от 19.06.2018г. №887/1), в связи с чем в соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального Закона №54-ФЗ предложено изменить место и время проведения публичного мероприятия.

В соответствии с п.1.1. ст.8 Федерального Закона №54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

Постановлением Правительства РБ от 28.12.2012г. №820 определен Перечень единых, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Бурятия.

На территории г.Улан-Удэ в качестве мест проведения публичных мероприятий определены парк «Юбилейный» и сквер им. Сенчихина.

Статьей 6 Закона Республики Бурятия от 22 декабря 2012г. №3075-IV «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятия на территории Республики Бурятия» (далее – Закон РБ №3075-IV) установлена предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, которая составляет 100 человек.

Таким образом, исходя из изложенных норм с учетом того, что ФИО1 заявил о проведении публичного мероприятия в специально отведенном месте с численностью участников 100 человек, направление органу местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия не требовалось.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.15 Постановления Пленума от 26.06.2018г. №28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", проведение публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, не исключает обязанность его организатора обеспечить безопасность участников публичного мероприятия при его проведении и предполагает необходимость уточнения этим лицом вопроса о запланированных к проведению в специально отведенном месте в избранное время иных публичных мероприятий, чтобы исключить при их совместном проведении превышения нормы предельной заполняемости данного места (п.5 ч.4 ст.5 Закона о публичных мероприятиях).

Орган публичной власти не вправе предлагать организатору публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, изменить место и (или) время его проведения за исключением ситуации, когда в указанном месте ранее запланировано проведение иного публичного мероприятия и совместное проведение данных публичных мероприятий приведет к превышению предельной заполняемости места их проведения.

Также организатору указанного публичного мероприятия может быть предложено изменить место и (или) время его проведения в случае, когда проведение указанного публичного мероприятия совместно с иным публичным мероприятием, уведомление (информирование) о проведении которого было направлено в органы публичной власти ранее, независимо от численности лиц, совместно присутствующих в месте проведения заявленных публичных мероприятий, не позволит обеспечить их мирный характер силами правопорядка, обычно применяемыми для обеспечения проведения схожих по численности публичных мероприятий или привлеченными для этих целей дополнительно, и потребует принятия чрезвычайных мер со стороны правоохранительных органов.

Как указано в п.16 указанного постановления, проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте.

Вместе с тем проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона РБ №3075-IV основная норма предельной наполняемости мест, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера составляет 1 человек на 1 кв. метр.

Применительно к рассматриваемой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ФИО1 была исполнена обязанность информирования органа публичной власти о намерении провести мероприятие (пикет) в специально отведенном месте, при этом с учетом отсутствия в Законе РБ №3075-IV срока направления данной информации соответствующее уведомление было им передано ответчику в срок, установленный ч.1 ст.7 Федерального Закона №54-ФЗ.

Однако направленное ему предложение об изменении места и времени проведения мероприятия в нарушение изложенных норм и позиции, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №28 от 26.06.2018г., не содержит информации о том, что совместное проведение 2-х мероприятий приведет к превышению предельной заполняемости места их проведения с учетом площади парка «Юбилейный» (107515 кв.м. в соответствии с публичной кадастровой картой).

Не была представлена указанная информация и суду первой и апелляционной инстанции.

При этом направленное в Администрацию г.Улан-Удэ МАУ <...> уведомление от 18.07.2018г. о проведении 1 июля 2018г. мероприятия (благотворительная фотосессия с породистыми собаками и раздача бездомных щенков) не содержит информации о времени проведения мероприятия и планируемом количестве участников. Сведения о публикации информации о проведении указанного мероприятия суду также не представлены.

Доказательства того, что совместное проведение на территории парка «Юбилейный» благотворительной акции по программе работы с бездомными животными и пикета, имеющего целью информирование о пенсионной реформе и повышении НДС с количеством участников 100 человек не позволит обеспечить их мирный характер и безопасность силами правопорядка, обычно применяемыми для обеспечения проведения схожих по численности публичных мероприятий или привлеченными для этих целей дополнительно, и потребует принятия чрезвычайных мер со стороны правоохранительных органов, суду административным ответчиком также не представлены, а ссылки на это в оспариваемом сообщении от 25.06.2018г. отсутствуют.

Кроме того, из п.п.12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 26.06.2018г. следует, что предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). При направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Однако оспариваемое сообщение от 25.06.2018г. данной информации также не содержит, поскольку Администрацией г.Улан-Удэ не предложено конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия.

При этом судебная коллегия не может принять во внимание доводы административного ответчика о том, что проведение мероприятия (пикета) не было согласовано с собственником (владельцем) территории Парка «Юбилейный», поскольку парк «Юбилейный», находящийся в собственности муниципального образования, Постановлением Правительства РБ от 28.12.2012г. №820 определен в качестве специально отведенного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый документ фактически создает препятствия для беспрепятственной реализации установленного ст.31 Конституции РФ права на свободу мирных собраний при отсутствии к тому оснований, установленных нормами законодательства о публичных мероприятиях, потому является незаконным.

В качестве способа устранения нарушения прав истца судебная коллегия считает необходимым обязать Администрацию г.Улан-Удэ не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную ФИО1 дату и время.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 311, КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июня 2018 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным сообщение Администрации города Улан-Удэ № 01510128 от 25 июня 2018 года.

Обязать Администрацию города Улан-Удэ не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме пикета с заявленной целью: «информирование граждан о пенсионной реформе и повышении НДС» с количеством участников 100 человек в <...> 1 июля 2018 года с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.

Председательствующий: Ж.В. Тубденова

Судьи: Т.Б. Казанцева

П.С. Назимова