Судья: Шабанов В.Ш. Дело №33а-2622/2022
УИД 61RS0012-01-2021-006458-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Москаленко Ю.М.,
судей: Вервекина А.И., Богатых О.П.,
при секретаре Соловьевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 Геннадьевны к Администрации г. Волгодонска, ФИО6, заинтересованное лицо Волгодонская городская Дума о признании незаконными заключения о результатах публичных слушаний, постановления Администрации г. Волгодонска об утверждении документации по планировке территории, разрешения на строительства и их отмене, обязании организовать новые публичные слушания,
по апелляционной жалобе ФИО6 на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 15 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Вервекина А.И., судебная коллегия по административным делам
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 обратились в суд с административным иском к Администрации г. Волгодонска, заинтересованное лицо Волгодонская городская Дума о признании незаконным и отмене заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ....
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах №№ ...
28 июня 2021 года на прилегающем земельном участке, на котором растут высаженные жителями многоквартирных домов деревья, началось проведение работ по ограждению земельного участка в целях строительства магазина «Пятерочка».
Административным истцам стало известно, что Постановлением Волгодонской городской Думы от 16 января 2020 года № 2 было принято решение о проведении 26 февраля 2020 года публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории части кадастрового квартала ... на земельном участке у дома ...
Согласно п. 4.2 настоящего Постановления оргкомитет должен был оповестить жителей г. Волгодонска о дате, времени и месте проведения публичных слушаний путем размещения информации в газете «Волгодонская правда» и на официальных сайтах Администрации г. Волгодонска и Волгодонской городской Думы. Экспозиция проекта муниципального правового акта по вопросам местного значения должна была проводиться в период с 25 января 2020 года по 26 февраля 2020 года.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории части кадастрового квартала ... на земельном участке у дома ... в публичных слушаниях приняли участие - 0 человек, предложения и замечания участников публичных слушаний, жителей города, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, не поступили.
Постановлением Администрации г. Волгодонска от 13 апреля 2020 года № 790 утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ...
Впоследствии, 30 марта 2021 года индивидуальным предпринимателем ФИО6 были выиграны проводимые Комитетом по управлению имуществом г. Волгодонска торги на право заключения договора аренды земельного участка и 8 июня 2021 года Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгодонска победителю торгов выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства.
Административные истцы указали, что ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также п.5 ст. 5 Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Волгодонск» предусмотрено, что оповещение о начале публичных слушаний, в том числе должно распространяться на информационных стендах, оборудованных около здания, уполномоченного на их проведение органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в отношении которых подготовлены соответствующие проекты.
Вместе с тем, по мнению административных истцов, органом местного самоуправления нарушена процедура проведения публичных слушаний в части надлежащего извещения жителей прилегающего района о дате, месте и времени их проведения, поскольку сведения о планируемых общественных слушаниях на информационных стендах не размещались.
Административные истцы полагали, что размещение такой информации на официальных сайтах Администрации г. Волгодонска и Волгодонской городской Думы, а также опубликование оповещения в газете «Волгодонская правда», являющейся официальным источником опубликования муниципальных правовых актов Администрации г. Волгодонска, учитывая, что более 90 % жителей города не являются ее подписчиками, а также, принимая во внимание ее незначительный тираж, соблюдение такого порядка не подтверждают.
Административные истцы указали, что, несмотря на то, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, вместе с тем, в соответствии с п.9 ст.8 Правил землепользования и застройки г. Волгодонска решения по проекту планировки и проекту межевания территории принимается главой Администрации г. Волгодонска с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний.
Административные истцы полагали, что орган местного самоуправления, фактически, распорядился образованным земельным участком, определив назначение его использования без обсуждения указанного вопроса с проживающими на данной территории гражданами, чем нарушил их права и законные интересы.
С учетом указанных обстоятельств, уточнив административные исковые требования, административные истцы просили суд признать незаконным и отменить заключение о результатах публичных слушаний от 26 февраля 2020 года по обсуждению документации по планировке территории части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... и обязать Администрацию г. Волгодонска организовать новые публичные слушания; признать незаконным и отменить Постановление Администрации г. Волгодонска № 790 от 13 апреля 2020 года «Об утверждении документации по планировке территории части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ...»; признать незаконным и отменить разрешение на строительство № 61-303-052-2021, выданное ФИО6 Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгодонска 8 июня 2021 года.
К участию в деле в качестве административного соответчика судом привлечен ФИО6, в качестве заинтересованного лица - Волгодонская городская Дума.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 15 октября 2021 года административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 удовлетворены частично.
Суд признал незаконным и отменил Постановление Администрации г. Волгодонска № 790 от 13 апреля 2020 года «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... и разрешение на строительство объекта «магазин» на земельном участке с кадастровым номером ... общей площадью 526,4 кв. метров, количеством этажей 1 № 61-303-052-2021 от 8 июня 2021 года, выданное ФИО6
В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, заявленных к Администрации г. Волгодонска о признании незаконным и отмене заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории и обязании организовать новые общественные слушания, судом отказано.
В апелляционной жалобе ФИО6 ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы, также ссылаясь на позицию, изложенную в письменных пояснениях, полагает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что при проведении публичных слушаний по вопросу обсуждения документации по планировке территории части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... был нарушен порядок их проведения.
Апеллянт обращает внимание на то, что публичные слушания проведены в полном соответствии с требованиями ст.ст. 5.1, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решения Волгодонской городской Думы от 24 мая 2018 года № 33 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Волгодонск». Заключение о результатах публичных слушаний составлено в установленной законом форме, протокол публичных слушаний от 26 февраля 2020 года надлежащим образом подписан председателем оргкомитета и опубликован на официальном сайте Администрации г. Волгодонска.
Административный ответчик указывает, что Постановление Администрации г. Волгодонска № 790 от 13 апреля 2020 года «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ...» принято органом местного самоуправления в рамках его полномочий, с учетом заключения о результатах проведенных по данному вопросу публичных слушаний, размещено на официальном сайте Администрации г. Волгодонска и опубликовано 18 апреля 2020 года в газете «Волгодонская Правда» (№ 15).
Проект планировки и проект межевания части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... содержит предусмотренные ч.3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения и документацию, а также материалы по ее обоснованию, в связи с чем, оснований, предусмотренных ч. 12.8 ст. 45, ч. 13.1 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для отклонения разработанной документации не имелось.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом необоснованно были отклонены его доводы о пропуске административными истцами срока на обращение в суд с требованиями об оспаривании указанного выше Постановления Администрации г. Волгодонска № 790 от 13 апреля 2020 года, поскольку оно вступило в законную силу и считается введенным в действие 18 апреля 2020 года, после его официального опубликования, вместе с тем, с настоящими административными исковыми требованиями административные истцы обратились в суд, только 3 сентября 2021 года и не заявляли ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока.
Также административный ответчик полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для признания незаконным выданного ему разрешения на строительство объекта «магазин» на земельном участке с кадастровым номером ... общей площадью 526,4 кв.м.
Апеллянт указывает, что оспариваемое разрешение на строительство выдано главным архитектором г. Волгодонска в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий, при этом, учитывая, что планируемый к возведению объект капитального строительства не относится к линейным объектам разрешение на строительство, в соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а не проекту планировки территории, из чего неверно исходил суд первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что материалами дела подтверждается, что для получения разрешения на строительство ФИО6 в орган местного самоуправления представлены все необходимые документы, предусмотренные градостроительным законодательством, в том числе и градостроительный план земельного участка.
Разрешение на строительство выдано в соответствие с градостроительным планом земельного участка и с установленным видом его разрешенного использования.
Административный истец ссылается на то, что в соответствии с положениями ч.9 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план не является составным элементом проекта планировки территории, в связи с чем, признание незаконным постановления о его утверждении, не является безусловным основанием для признания незаконным градостроительного плана земельного участка и, соответственно, разрешения на строительство.
Также апеллянт обращает внимание на то, что градостроительный план земельного участка соответствует положениям Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Волгодонск», согласно которым, одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, земельного участка, на территории которого запланировано строительство магазина по адресу: ..., является – «размещение магазинов».
Административными истцами ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 поданы возражения на апелляционную жалобу ФИО6, в которых они, поддерживая позицию, изложенную в административном иске, просят оставить без изменения решение суда, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО6 - ФИО8 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила удовлетворить, отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе административным истцам в удовлетворении заявленных ими требований.
Представитель Администрации г. Волгодонска ФИО9 в судебном заседании участвовала, полагала апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Административный истец ФИО3, принимавшая участие в судебном заседании суда второй инстанции до объявления перерыва по административному делу, просила оставить без изменения решение суда, апелляционную жалобу ФИО6 – без удовлетворения.
Административный истец ФИО1 просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобе ФИО6, решение суда ставить без изменения.
Административное дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие административных истцов ФИО2, ФИО4, ФИО7, представителя заинтересованного лица Волгодонской городской Думы, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая решение и удовлетворяя административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 в части признания незаконными Постановления Администрации г. Волгодонска № 790 от 13 апреля 2020 года «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ...» и выданного ФИО6 разрешения на строительство от 8 июня 2021 года № 61-303-052-2021, суд первой инстанции исходил из того, что органом местного самоуправления был нарушен установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением «О порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Волгодонск» порядок принятия данного постановления, которым утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания).
При этом, поскольку само заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории части кадастрового квартала ... на земельном участке у дома ..., с учетом которого Администрацией г. Волгодонска и принято указанное выше Постановление № 790 от 13 апреля 2020 года, права административных истцов не нарушает, районным судом отказано в удовлетворении требований о признании его незаконным и отмене.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами по следующим обстоятельствам.
Право оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании действий (решения) должностного лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суду надлежит установить следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, которым подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, как установлено ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территории (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории (ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ч.13 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч.5 ст. 46 ГрК РФ).
Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положений, определенных в уставе муниципального образования и (или) нормативных правовых актах представительного органа муниципального образования с учетом положений ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст. 46 настоящего Кодекса, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч.9 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (ч.5 ст.5.1. ГрК РФ).
В соответствии с ч.8 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации (п.1.); распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Частью 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Согласно ч. 1 ст. 22 Устава г. Волгодонска, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей г. Волгодонска Волгодонской городской Думой, председателем Волгодонской городской Думы – главой города Волгодонска могут проводиться публичные слушания.
В соответствии с ч. 9 ст. 22 Устава г. Волгодонска по проектам планировки территории, проектам межевания территории публичные слушания проводятся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, в части не урегулированной настоящим Уставом, устанавливается решением Волгодонской городской Думы (ч.8 ст. 22 Устава г. Волгодонска).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Устава г. Волгодонска, решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.
Решением Волгодонской городской Думы от 24 мая 2018 года № 33 утверждено Положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Волгодонск» (далее – Положение).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Положения общественные обсуждения, публичные слушания, проводимые по инициативе председателя Волгодонской городской Думы – главы г. Волгодонска или главы Администрации г. Волгодонска назначаются постановлением председателя Волгодонской городской Думы – главы г. Волгодонска.
Муниципальный правовой акт о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний, в том числе должен содержать тему общественных обсуждений или публичных слушаний, состав оргкомитета по проведению обсуждений или публичных слушаний, дату, время и мест о проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (ч. 3 ст. 5 Положения).
Согласно ч.5 ст. 5 Положения, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации (п.1.); распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 2 статьи 9 настоящего Положения, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
В соответствии с ч.1 ст. 8 настоящего Положения организатором общественных обсуждений, публичных слушаний является оргкомитет, который назначается решением Волгодонской городской Думы либо Постановлением в составе не менее пяти человек (ч.ч.1, 2ст.8 Положения).
Согласно ч. 5 ст. 8 Положения оргкомитет на первом заседании открытым голосованием избирает из своего состава председателя и секретаря, который ведет протокол заседания оргкомитета, а также собрания, в случае проведения публичных слушаний.
Заседание оргкомитета ведет председатель, а в его отсутствие один из членов оргкомитета по поручению председателя оргкомитета. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов оргкомитета, при этом решение оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов оргкомитета, принявших участие в голосовании (ч.ч. 6,7, 8).
Полномочия оргкомитета, в том числе включают в себя проведение общественных обсуждений и публичных слушаний, подготовка протокола и заключения о результатах общественных обсуждений и публичных слушаний.
Согласно ч. 5 ст. 12 Положения, заключение о результатах общественных обсуждений и публичных слушаний подготавливается оргкомитетом на основании протокола их проведения.
Как следует из материалов дела, Постановлением председателя Волгодонской городской Думы – главы г. Волгодонска от 16 января 2020 года № 2 (далее – Постановление) принято решение о проведении 26 февраля 2020 года в 17 часов публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... (т.1, л.д. 199).
Согласно п.2 настоящего Постановления утвержден следующий состав оргкомитета по проведению публичных слушаний: ... (приложение № 2 к Постановлению).
В соответствии с п.4.2. Постановления оргкомитету необходимо оповестить жителей города о дате, месте и времени проведения публичных слушаний и опубликовать настоящее постановление в газете «Волгодонская Правда» и разместить на официальных сайтах Волгодонской городской Думы и Администрации г. Волгодонска в срок не позднее 25 января 2020 года.
Также на оргкомитет возложена обязанность по подведению итогов публичных слушаний, подготовке заключения о результатах публичных слушаний и его представлению председателю Волгодонской городской Думы – главе г. Волгодонска.
Материалами дела подтверждается, что оповещение о проведении публичных слушаний, а также указанное выше Постановление опубликовано в газете «Волгодонская Правда» № 3 (14330-14332) за 25 декабря 2020 года (т.1., 136, 137).
Согласно протоколу публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... от 26 февраля 2020 года на обсуждение оргкомитета были представлены графические материалы в бумажном виде (т.2., л.д. 45,46).
В данном протоколе отражено, что при проведении публичных слушаний не присутствовали участники публичных слушаний (0 чел.), в соответствии с п. 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации присутствовали лица (5 чел.), не являющиеся участниками публичных слушаний. В процессе проведения публичных слушаний предложения и замечания участников публичных слушаний, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, иных участников публичных слушаний, а также членов оргкомитета, не поступили.
Указанный протокол подписан председателем оргкомитета .... и его секретарем ..., при этом ... также включен в список присутствовавших на публичных слушаниях 5 человек, не являющихся участниками публичных слушаний.
На основании указанного протокола оргкомитетом в этот же день подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ..., в котором отражено, что в процессе проведения публичных слушаний предложений и замечаний участников публичных слушаний, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, иных участников публичных слушаний, а также членов оргкомитета, не поступили (т.2. л.д. 44).
Согласно заключению о результатах публичных слушаний, также подписанному председателем оргкомитета ... и его секретарем ... публичные слушания признаны состоявшимися.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Волгодонская Правда» № 9 (14348-14350) за 7 марта 2020 года (т.1, л.д. 140).
Материалами дела подтверждается, что главой Администрации г. Волгодонска по результатам рассмотрения протокола публичных слушаний от 26 февраля 2020 года по обсуждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ..., от 26 февраля 2020 года, заявления директора ООО «Город счастья», Постановлением от 13 апреля 2020 года № 790 утвержден проект планировки, а также проект межевания территории части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ... (т.2., л.д. 48 – 52).
Указанное постановление опубликовано в газете «Волгодонская Правда» № 15 за 18 апреля 2020 года (т.1, л.д. 142).
Как следует из Выписки из ЕГРН от 21 апреля 2021 года, 10 июня 2020 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в кадастровом квартале ..., по адресу: ..., площадью 877 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «магазины» (т. 2, л.д. 95,96).
Согласно указанной Выписки из ЕГРН, в отношении данного земельного участка в пользу ФИО6 зарегистрировано обременение на основании договора аренды, сроком с 21 апреля 2021 по 12 декабря 2013 года.
Материалами дела подтверждается, что Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгодонска ФИО6 выдано Разрешение на строительство № 61-303-052-2021 от 8 июня 2021 года, которым заявителю разрешено строительство на земельном участке с кадастровым номером ... объекта капитального строительства – магазина, общей площадью 526,4 кв.м (т.2, л.д. 91,93).
Как видно из Разрешения на строительство № 61-303-052-2021 от 8 июня 2021 года заявителем был представлен градостроительный план земельного участка № РФ-61-2-02-0-00-2021-0088 от 25 мая 2021 года (т.2. л.д. 99-110), а также проектная документация.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что проект планировки и проект межевания части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ул. ..., из которого, в дальнейшем выделен земельный участок с кадастровым номером ..., был утвержден Постановлением главы Администрации г. Волгодонска от 13 апреля 2020 года № 790 по результатам рассмотрения протокола публичных слушаний и заключения от 26 февраля 2020 года о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ...
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что, как видно из протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории от 26 февраля 2020 года, в качестве председателя оргкомитета, подписавшего их, указана ...., которая не входит в состав оргкомитета, утвержденного Постановлением председателя Волгодонской городской Думы – главы г. Волгодонска от 16 января 2020 года № 2, при этом при этом секретарь оргкомитета ... включен в список присутствовавших на публичных слушаниях 5 человек, не являющихся участниками публичных слушаний.
Также в протоколе публичных слушаний от 26 февраля 2020 года отсутствуют сведения о количестве членов оргкомитета, принявших участие в заседании, при этом, в соответствии с требованиями Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Волгодонск», утвержденного Решением Волгодонской городской Думы от 24 мая 2018 года № 33, заседание оргкомитета считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов оргкомитета, а решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов оргкомитета, принявших участие в голосовании.
По мнению судебной коллегии, указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления был нарушен порядок проведения публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ..., в связи с чем, Постановление главы Администрации г. Волгодонска от 13 апреля 2020 года № 790 об утверждении проекта планировки, а также проекта межевания территории, принятое без учета решений по результатам надлежащим образом проведенных публичных слушаний, нельзя признать законным.
В данном случае, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о признании незаконным выданного Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгодонска ФИО6 разрешения на строительство № 61-303-052-2021 от 8 июня 2021 года, которым заявителю разрешено строительство на земельном участке, фактически, выделенном из земельного участка, в отношении которого и была утверждена указанная выше документация.
Доводы апелляционной жалобы ФИО6 о том, что для получения разрешения на строительство им в орган местного самоуправления были представлены предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации документы, не опровергают указанных выводов районного суда.
Действительно, согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик прикладывает определенные в нем документы, том числе градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше положения, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты (последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (пункт 3 части 2 статьи 30, часть 1 статьи 36, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В данном случае, поскольку признано незаконным Постановление главы Администрации г. Волгодонска от 13 апреля 2020 года № 790 об утверждении проекта планировки, а также проекта межевания территории части кадастрового квартала ... в районе земельного участка по ..., в том числе с учетом которых был подготовлен представленный ФИО6 градостроительный план земельного участка № РФ-61-2-02-0-00-2021-0088 от 25 мая 2021 года, выданное на его основании разрешение на строительство на данном земельном участке объекта капитального строительства, нельзя признать законным.
Доводы апелляционной жалобы ФИО6 о пропуске административными истцами срока на обращение в суд с настоящими требованиями судебной коллегий также отклоняются.
В данном случае, сведений о том, что копия оспариваемого Постановления главы Администрации г. Волгодонска от 13 апреля 2020 года № 790 была направлена в адрес административных истцов или иным способом вручена им, материалы административного дела не содержат, при этом факт его опубликования органом местного самоуправления в установленном порядке 18 апреля 2020 года в газете «Волгодонская Правда», об обратном не свидетельствует.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в судебном решении выводы, основаны на неверном толковании норм материального права. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 15 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Ю.М. Москаленко
Судьи: А.И. Вервекин
О.П. Богатых
Мотивированное апелляционное определение составлено 11.03.2022г.