ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2623/19 от 30.08.2019 Томского областного суда (Томская область)

Судья Ткаченко И.А. Дело № 33а-2623/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей: Кущ Н.Г., Бондаревой Н.А.

при секретарях Кутлубаевой К.В., Степановой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску об отказе в перерасчете транспортного налога, выраженного в письме № 19-19/35648 от 13.09.2018, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога за 2016 год и 11 месяцев 2017 года

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО2 на решение Советского районного суда г. Томска от 23 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Кущ Н.Г., объяснения представителя административного истца ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, Управления Федеральной налоговой службы по Томской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ИФНС России по г. Томску), просил признать незаконным решение налогового органа об отказе в перерасчете транспортного налога, выраженного в письме № 19-19/35648 от 13.09.2018; возложить обязанность произвести перерасчет транспортного налога за 2016 год и 11 месяцев 2017 года.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся собственником транспортных средств Hummer Н2 4WD, 2003 года выпуска, VIN /__/, Инфинити QX56, 2004 года выпуска, VIN /__/. В отношении указанных транспортных средств транспортный налог за 2016 год рассчитан исходя ставок, предусмотренных для легковых автомобилей.

Письмом № 19-19/35648 от 13.09.2018, данным в ответ на его заявление, в перерасчёте транспортного налога по ставкам, предусмотренным для автобусов, отказано. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области (далее – УФНС России по Томской области) № 16-15/15882 жалоба на решение № 19-19/35648 от 13.09.2018 оставлена без удовлетворения.

Решение налогового органа является незаконным, так как указанные выше транспортные средства претерпели конструктивные изменения (переоборудованы в лимузины) 02.02.2013 - Hummer Н2 и 08.12.2012 - Инфинити QX56. Все изменения были внесены в регистрационные данные и отражены в паспортах транспортных средств в графе «особые отметки». Данные транспортные средства имеют массу более 5 тонн и 19 пассажирских мест. Указанные параметры транспортных средств относятся к категории D - автобусы (М2).

В оспариваемом решении ИФНС России по г. Томску необоснованно ссылается на то, что изменение типа транспортного средства произведено 07.12.2017 в связи с конструктивными изменениями (переоборудованием) автомобиля.

Согласно карточкам учета транспортных средств истца 07.12.2017 внесены изменения в регистрационные данные, установлен тип транспортного средства «автобус», при этом изменения не связаны с изменением конструкции, а носят уточняющий характер.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1 с участием его представителя ФИО2, который административный иск поддержал. Просил восстановить срок на обращение в суд, ссылаясь на то, что данный срок пропущен по уважительной причине - в связи с обращением ФИО1 первоначально в Арбитражный суд Томской области.

Представитель ответчика ИФНС России по г. Томску, действуя также в интересах заинтересованного лица УФНС России по Томской области, ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что транспортные средства истца до 07.12.2017 относились к легковым автомобилям, в связи с чем транспортный налог обоснованно исчислен исходя из ставки 75 рублей за 1 лошадиную силу.

Обжалуемым решением суда административный иск ФИО1 удовлетворен частично. Решение ИФНС России по г. Томску, выраженное в письме № 19-19/35648 от 13.09.2018, признано незаконным в части отказа в перерасчете транспортного налога в отношении автомобиля Hummer Н2 4WD, 2003 года выпуска, VIN /__/. На ИФНС России по г. Томску возложена обязанность произвести перерасчет транспортного налога за 2016, 11 месяцев 2017 в отношении указанного автомобиля. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 ФИО2 просит решение суда отменить в той части, в которой в удовлетворении административного иска было отказано, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на ответ, полученный из УМВД России по Томской области от 08.05.2019, согласно которому ГИБДД по Пермскому краю 08.01.2013 внесены изменения в конструкцию транспортного средства Инфинити QX56, изменена категория транспортного средства с «В» на «D». Согласно карточке транспортного средства от 08.01.2013 изменена, в том числе конструкция транспортного средства. 07.12.2017 изменения в паспорт транспортного средства вносились в связи с получением паспорта транспортного средства; изменение типа транспортного средства с «Легковой (лимузин)» на «Автобус» произведено на основании осмотра транспортного средства.

Полагает, что сам факт отнесения транспортного средства к категории «D» свидетельствует о том, что данное транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров и имеет более восьми посадочных мест.

Также указывает, что при наличии сомнений относительно категории (типа) транспортного средства Инфинити QX56, налоговому органу следовало исходить из положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и принять решение в пользу налогоплательщика.

Отмечает также, что поскольку 07.12.2017 в отношении транспортного средства Инфинити QX56 внесены сведения уточняющего характера, они должны применяться с даты регистрации транспортного средства, то есть с 08.01.2013, что следует из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2008 № 03-05-04-04/01.

Судебная коллегия на основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, ФИО1 с 14.09.2016 по 08.08.2018 являлся собственником транспортных средств Hummer Н2 4WD, 2003 года выпуска, VIN /__/, Инфинити QX56, 2004 года выпуска, VTN /__/.

За 2016 ФИО1 за указанные автомобили произведено начисление транспортного налога по налоговой ставке 75 рублей за 1 л.с. как за легковые автомобили, что подтверждается налоговым уведомлением № 102776 от 02.07.2017.

10.08.2018 в связи с внесением конструктивных изменений в указанные транспортные средства 02.02.2013 и 08.12.2012, в результате которых увеличилась их масса (более 5 тонн) и оборудовано по 19 пассажирских мест, ФИО1 обратился в ИФНС России по г. Томску с заявлением о перерасчете транспортного налога за 2016 и 2017 годы в отношении данных автомобилей по ставкам, установленным для автобусов.

Оспариваемым решением ИНФС России по г. Томску от 13.09.2018, оставленным без изменения решением УФНС России по Томской области от 02.11.2018, в перерасчете транспортного налога за 2016 год, 11 месяцев 2017 года отказано на том основании, что изменение типа транспортных средств с «легковые автомобили (лимузин)» на «автобусы (прочие)» зарегистрировано в Управлении ГИБДД УМВД России по Томской области 07.12.2017.

Разрешая дело и приходя к выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным решения налогового органа в отношении автомобиля Hummer Н2 4WD, 2003 года выпуска, и обязании произвести перерасчет транспортного налога за 2016, 11 месяцев 2017 в отношении указанного транспортного средства, суд первой инстанции исходил из того, что конструктивные изменения данного автомобиля зарегистрированы 02.02.2013, в графе особые отметки паспорта транспортного средства указано об увеличении колесной базы, увеличении высоты, установлении дополнительной опоры оси, монтажа 19 сидений, установлении перегородки, указан типа транспортного средства – лимузин, категории транспортного средства – «D». Налоговый орган, рассматривая заявление ФИО1 и основываясь на указанных регистрационных данных, имел возможность установить, что автомобиль Hummer Н2 4WD не может быть отнесен к легковым автомобилям, что дает основания для перерасчета транспортного налога.

При этом суд первой инстанции не нашел оснований для признания незаконным решения ИФНС России по г. Томску в отношении автомобиля Инфинити QX56, 2004 года выпуска, указав, что изменения в регистрационные данные были внесены 07.12.2017; в ранее выданных паспортах транспортных средств отсутствуют сведения о конструктивных изменениях данного автомобиля, отражено изменение категории транспортного средства с «B» на «D» при указании типа транспортного средства «легковой автомобиль», что не позволяло налоговому органу самостоятельно определить тип транспортного средства для исчисления транспортного налога.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда, находя правильными выводы суда первой инстанции о признании незаконным решения ИФНС России по г. Томска от 13.09.2018 в отношении автомобиля Hummer Н2 4WD, 2003 года выпуска, и обязании произвести перерасчет транспортного налога за 2016, 11 месяцев 2017 в отношении указанного транспортного средства.

Данные выводы являются верными, правовых оснований не соглашаться с ними нет, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и верном применении норм материального и процессуального права. Сторонами данные выводы суда первой инстанции под сомнение не ставятся.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в той части, которой ФИО1 отказано в удовлетворении требований об оспаривании решения налогового органа в отношении автомобиля Инфинити QX56, 2004 года выпуска.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356).

Объектом налогообложения являются, в том числе автомобили (статья 358).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы) (статья 361).

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарный год), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362).

На территории Томской области транспортный налог исчисляется и уплачивается на основании Закона Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге».

Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон Томской области о транспортном налоге не определяют понятия грузового и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» и действовавшим в спорный период Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 «О порядке регистрации транспортных средств», основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуется сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.

В соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) следует, что термин «автомобиль» означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки людей или грузов (статья 1).

К категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает восьми; к категории транспортных средств «D» относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утверждена классификация транспортных средств по категориям, в соответствии с которой к легковым автомобилям относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, к автобусам категории М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн; к автобусам категории М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн (пункты 2.1, 2.2 приложения № 1).

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, категория транспортного средства «D» не может быть присвоена легковым автомобилям, поскольку предусматривает наличие более восьми мест для сидения, в то время как к легковому автомобилю (категория «В») может быть отнесено транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения. Кроме того, масса легкового автомобиля (категория «В») не может превышать 3500 кг.

Согласно сведениям, содержащимся в выданном взамен утраченного паспорте транспортного средства № /__/ от 04.04.2015 (Инфинити QX56, 2004 года выпуска, VIN /__/), в строке 3 указано наименование (тип транспортного средства) «легковой (лимузин)», в строке 4 значится категория транспортного средства «D», в строке 14 указана разрешенная максимальная масса – 5420 кг.

Таким образом, из представленного паспорта транспортного средства усматривается несоответствие типа транспортного средства его категории, поскольку сведения, указанные в строке 3 позволяют отнести транспортное средство к легковым автомобилям, сведения строк 4, 14 – к автобусам.

Суд первой инстанции, разрешая дело, исходил из того, что изменение только категории транспортного средства не позволили налоговому органу определить тип транспортного средства для целей исчисления транспортного налога.

Между тем, по мнению судебной коллегии, данный вывод суда не соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из карточки учета транспортного средства Инфинити QX56, 2004 года выпуска, 08.01.2013 произведена замена номерного агрегата, цвета, а также изменение конструкции транспортного средства, в связи с чем категория транспортного средства была изменена с «B» на «D».

При этом согласно результатам поиска регистрационных действий в отношении транспортного средства Инфинити QX56, представленным УГИБДД УМВД России по Томской области, помимо 08.01.2013 какие-либо изменения в конструкцию данного транспортного средства не вносились.

Из ответа МОТНРЭР ГИБДД УМВД России по Томской области от 08.05.2019 № 20/2990 следует, что при выдаче 07.12.2017 дубликата паспорта транспортного средства сведения об изменении типа транспортного средства с «легкового автомобиля» на «автобус» внесены на основании результатов осмотра транспортного средства, то есть без изменения конструкции транспортного средства.

Таким образом, из обстоятельств дела следует, что изменения конструкции транспортного средства Инфинити QX56, приведшие к изменению его категории с «B» на «D», производились 08.01.2013.

Судебная коллегия соглашается с тем, что налоговый орган не наделен правом самостоятельно определять тип и категорию транспортного средства, однако поскольку перед ИФНС России по г. Томску ФИО1 ставился вопрос о перерасчете транспортного налога, налоговый орган, запросив в УГИБДД УМВД России по Томской области соответствующие сведения, должен был при решении вопроса о наличии оснований для перерасчета транспортного налога, руководствоваться данными, содержащимися в паспорте транспортного средства о типе и категории транспортного средства.

Установив, что в рассматриваемом случае совокупность регистрационных данных, имеющихся по транспортному средству, не позволяет однозначно определить конкретный тип транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, налоговому органу следовало руководствоваться пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Учитывая изложенное, решение ИФНС России по г. Томску № 19-19/35648 от 13 сентября 2018 года об отказе в перерасчете транспортного налога в отношении транспортного средства Инфинити QX56, 2004 года выпуска, VIN /__/, выраженное в письме №9-19/35648 от 13.09.2018, нельзя признать соответствующим требованиям закона, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в указанной части.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в признании незаконным решения налогового органа, с принятием в указанной части нового решения о признании незаконным решения ИФНС России по г. Томску №9-19/35648 от 13.09.2018, возложении на ИФНС России по г. Томску обязанности произвести перерасчет транспортного налога за 2016 и 11 месяцев 2017 года в отношении автомобиля Инфинити QX56, 2004 года выпуска, по налоговой ставке, установленной для автобусов.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 23 мая 2019 года в части отказа в признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску № 19-19/35648 от 13 сентября 2018 года об отказе в перерасчете транспортного налога в отношении транспортного средства Инфинити QX56, 2004 года выпуска, VIN /__/, выраженное в письме №9-19/35648 от 13.09.2018, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога за указанный автомобиль отменить.

Принять в данной части новое решение, которым признать незаконным решение Инспекции ФНС России по г.Томску об отказе в перерасчете транспортного налога в отношении автомобиля Инфинити QX56, 2004 года выпуска, VIN /__/, выраженное в письме №9-19/35648 от 13.09.2018.

Обязать Инспекцию ФНС России по г.Томску произвести перерасчет транспортного налога за 2016 и 11 месяцев 2017 года в отношении автомобиля Инфинити QX56, 2004 года выпуска, VIN /__/ по налоговой ставке, установленной для автобусов.

В остальной части решение Советского районного суда г. Томска от 23 мая 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи: