ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2634 от 29.05.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Кировский районный суд г. Махачкалы

Судья Абдулгамидова А.Ч.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 мая 2018 г., по делу N 33а-2634, г. Махачкала

Апелляционная инстанция судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Гончарова И.А.,

судей Хираева Ш.М., Гомленко Н.К.,

при секретаре Муртазаалиевой П.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Дагестан на решение Кировского районного суда от 28 февраля 2018 года по делу по административному исковому заявлению А.М.Б. в интересах О.С.В. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД и Управлению Росреестра по Республике Дагестан о признании незаконным бездействия и возложения обязанности устранить допущенное нарушение,

установила:

А.М.Б. в интересах О.С.В. обратился в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД, Управлению Россреестра по РД о признании незаконным бездействия, обязании внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, взыскании судебных расходов, указывая, что решением Верховного суда РД от 01 марта 2017 года оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда РД от 18 мая 2017 года, удовлетворен иск О.С.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Согласно вышеуказанного решения, кадастровая стоимость земельного участка, расположенного в РД, <адрес>, напротив <адрес> с кадастровым номером , общей площадью 3.496 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере <.> рублей, на период с <дата> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной по результатам проведения очередной кадастровой оценки, <дата>, вступило в законную силу. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагеста от 18 мая 2017 года было направлено 24 мая 2017 года (исх.3а-7/2017) в адресу филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по РД, однако соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Верховного суда РД от 01 марта 2017 года последним не были внесены.

В связи с этим <дата> в филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по РД представителем О.С.В. по доверенности А.М.Б. было подано заявление (вх. ) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.

21 декабря 2017 года представителем А.М.Б. были оформлены в МАУ «МФЦ» г. Махачкала по <адрес> два запроса: запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН от <дата> (расписка от <дата>) и запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним от 21. 12.2017 г. (расписка от 21.12.2017г.). При этом за предоставление выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости была уплачена госпошлина в размере 400 рублей с комиссией 50 рублей (чек от <дата>). Однако <дата> при получении выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости выяснилось, что кадастровая стоимость земельного участка в них не изменилась и осталась прежней, то есть филиал не исполнил вступившее в законную силу решение суда.

Официального ответа на вышеуказанное заявление, поданного 07 декабря 2017 года в адрес филиала до настоящего времени не получено, выяснить причины бездействия со стороны работников филиала не удалось.

Данное бездействие нарушает права и законные интересы О.С.В. так как внесение необходимых изменений в государственный кадастр недвижимости должно привести соответственно к уменьшению налоговых обязательств с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки. Изменения учитываются при исчислении налоговых обязательств после их внесения в государственный кадастр недвижимости. Право на перерасчет сумм налоговых обязательств возникает только с даты изменения кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости. Из-за приведенного бездействия, связанного с несвоевременным внесением изменений в ЕГРН, необходимо будет вновь обращаться за получением вышеуказанных выписок и нести дополнительные расходы по уплате госпошлины. В ходе подготовки к судебному разбирательству были понесены судебные расходы в виде госпошлины в размере 300 рублей, и расходы на представителя в размере <.> рублей. Просит суд признать незаконным бездействие ответчика по исполнению решения суда, возложить на ответчика обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3. 496 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу, в размере <.> рублей на период с <дата>, взыскать судебные расходы на оплату госпошлины 300 рублей и расходы на представителя в размере <.> рублей.

Решением Кировского районного суда административное исковое заявление удовлетворено частично, судом постановлено: «Признать незаконным бездействие Управления Росреестра по Республике Дагестан, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан при внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с Управления Росреестра по Республике Дагестан в пользу О.С.В. судебные расходы в виде госпошлины в размере <.> рублей, расходы на представителя в размере <.> рублей, а также расходы за выписку в размере <.> рублей, итого <.> рублей.

В удовлетворении остальных требований О.С.В.- отказать».

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Республике Дагестан Р.Д.Ф, полагая принятое судом решение незаконным, необоснованным, просит его отменить.

В обоснование своих доводов Р.Д.Ф, не соглашаясь с доводами истца о не получении ответа на заявление от <дата> о подаче заявления в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан об изменении кадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу решения Верховного суда РД, указывает, что ответ на указанное заявление был дан <дата>-ДМ-17. Данным ответом истец проинформирован об удовлетворении заявления во исполнение решения Верховного суда РД от <дата>, т.е. филиалом были внесены соответствующие сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН. Решение Верховного суда РД от <дата> исполнено в полном объеме, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером установлена в размере <.> рублей, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, требования о признании незаконным бездействия Филиала не могут быть удовлетворены, так как бездействие отсутствует.

Кроме того, полагает, что Управление Росреестра по РД является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу, поскольку внесение изменений о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения Верховного суда РД от 01.03.2017 г. относится к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан, являющегося самостоятельным юридическим лицом, а не Управления Росреестра по РД.

Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Республике Дагестан Р.Д.Ф, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя О.С.В. - А.М.Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу ст. 46 Конституции РФ и главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ обжалованию в судебном порядке подлежат не всякие действия (бездействие) органа государственной власти, а лишь те действия, которые нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации недвижимости», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: 1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Дагестан от <дата>, административный иск О.С.В. удовлетворен, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 3.496 кв.м, расположенного по адресу: РД, <адрес>, напротив <адрес> по состоянию на 1 декабря 2012 года установлена в размере <.> рублей, на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Из искового заявления А.М.Б. следует, что он в интересах О.С.В. обратился в филиал ФГБУ «ФКП» Росреестра по РД <дата> о внесении изменений в учетную базу данных кадастровой стоимости его земельного участка, с приложением копии решения Верховного Суда Республики Дагестан.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 декабря 2017 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 21 декабря 2017 года установлена в размере <.> рублей.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконности бездействия административного ответчика, поскольку в нарушение требований п. 7 ст. 16 Федерального закона № 218-ФЗ, последним в течение установленных законом пяти дней, кадастровый учет, связанный с внесением дополнительных сведений относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , произведен не был.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств по своевременному внесению в кадастровый учет сведений об изменениях кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ответчиком суду не представлено. Такие сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены лишь <дата>, то есть после обращения административного истца с настоящим иском в суд.

Вместе с тем, судебная коллегия, соглашаясь с решением суда о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в невнесении в установленный срок в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , приходит к выводу, что указанное бездействие не могло быть признано за соответчиком по делу – Управлением Росреестра по Республике Дагестан, поскольку такие полномочия согласно Федеральному закону отнесены к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.

Согласно пп. 2 п. 1.1 Приказа от 18 октября 2016 г. № П/0515 о наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав, ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями ведения Единого государственного реестра недвижимости в части внесения основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: 1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно п. 4 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра» (Приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01 сентября 2011 г. № П/331) Учреждение является юридическим лицом, имеет круглую печать со своим официальным наименованием. При этом, юридическое лицо самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом (ст. 48 ГК).

В связи с указанным, судебная коллегия также не может согласиться с решением суда в части взыскания с Управления Росреестра по Республике Дагестан судебных расходов в виде государственной пошлины и расходов на услуги представителя, поскольку указанные требования являются производными от требований о признания незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , следовательно, подлежат взысканию с органа, чьи действия признаны незаконными.

Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, в части признания незаконным бездействия Управления Росреестра по Республике Дагестан, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , а также взыскания с Управления Росреестра по Республике Дагестан судебных расходов, не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены или изменения постановленного по делу судебного постановления.

Руководствуясь ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определение

Апелляционную жалобу Управления Росреестра по Республике Дагестан удовлетворить частично.

Решение Кировского районного суда от 28 февраля 2018 года в части признания незаконным бездействия Управления Росреестра по Республике Дагестан, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , а также взыскания с Управления Росреестра по Республике Дагестан судебных расходов - отменить.

В указанной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления А.М.Б. в интересах О.С.В. о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Республике Дагестан, выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , а также взыскания с Управления Росреестра по Республике Дагестан судебных расходов - отказать.

Взыскать с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Дагестан судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере - <.> рублей, расходы за предоставление выписки из ЕГРН в размере – <.> рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме <.> рублей, в общей сумме подлежат взысканию расходы в сумме - <.> рублей.

В остальной части решение Кировского районного суда от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Республике Дагестан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи