Председательствующий по делу Дело № 33а-2636/2021
Судья Андреева Е.В. (номер дела в суде первой инстанции 2а-329/2021)
УИД 75RS0013-01-2019-000930-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жилинского А.Г.
судей Каверина С.А., Шишкаревой С.А.
при секретаре Шевчук Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 19 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края, Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, об обязании Государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края устранения нарушения пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей»
по апелляционной жалобе представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО1
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Забайкальского края ФИО2
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 2 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор Читинского района Забайкальского края Казанов Е.В. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Читинского района в ходе проверки исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних при организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних в загородном лагере «Арахлей» Государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края 19 июля 2020 года с участием специалиста отдела надзорной деятельности по Читинскому, Карымскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю проведена проверка в загородном лагере «Арахлей», расположенному по адресу: Читинский район, оз. Арахлей, мкр. Восточный, вл. 1/1. Выявлены следующие нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года, норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 110-03 от 18.06.2003 года, а именно: - нумерация шлейфов не соответствует требованиям (требуемый нг(A)-FRLS-LTx) п. 13.15.3, п. 13.15.7 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; - тип исполнения кабеля не соответствует требованиям (требуемый нг(A)-FRLS-LTx) п. 13.15.3, п. 13.15.7 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; - в столовой (варочной), в гаражах, в складе и месте расположения дизель генератора – нет извещателей пожарных Приложение А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; - в коридорах 2-го, 3-го этажей извещатели пожарные смонтированы на плитках подвесного потолка (не несущие конструкции) п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Поскольку загородный лагерь «Арахлей» относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан), то выполнение противопожарных мероприятий будет направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций. В связи со сложившейся ситуацией в адрес директора загородного лагеря «Арахлей» Государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края ФИО3 7 июля 2020 года направлено представление об устранении нарушений. Представление рассмотрено и удовлетворено, однако ряд нарушений не устранены из-за отсутствия финансирования. Тем самым нарушаются законные права несовершеннолетних. Прокурор просил суд обязать Государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва №1» Забайкальского края в срок до 1.05.2021 устранить нарушения пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей»: - произвести нумерацию шлейфов соответствующих расшифровке, имеющейся на объекте п. 12.2* СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; - заменить тип исполнения кабеля на соответствующий требованиям Hr(A)-FRLS-LTx (п. 13.15.3, п. 13.15.7 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»); - в столовой (варочной), в гаражах, в складе, и месте расположении дизель генератора установить извещатели пожарных Приложение А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; - в коридорах 2-го, 3-го этажей установить извещатели пожарные на несущие конструкции (п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»); обязать Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений организовать финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» путем перечисления денежных средств на счет учреждения в срок до 1.04.2020; обязать Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» в срок до 1.03.2020 (л.д. 5-7).
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 2 февраля 2021 года постановлено: исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить.
Обязать ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей»: произвести нумерацию шлейфов соответствующих расшифровке, имеющейся на объекте п. 12.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», заменить тип исполнения кабеля на соответствующим требованиям нг(А)-FRLS-LTx (п. 13.15.3, п. 13.15.7 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»); в столовой (варочной), в гаражах, в складе, и месте расположении дизель генератора установить извещатели пожарных Приложение А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в коридорах 2-го, 3-го этажей установить извещатели пожарные на несущие конструкции (п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Обязать Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений организовать финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» путем перечисления денежных средств на счет учреждения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 112-118).
В апелляционной жалобе представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО1 выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим изменению в части исключения из абзаца третьего резолютивной части решения Департамента государственного имущества и земельных отношений. В обоснование своей позиции ссылается на то, что учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (л.д. 125-126).
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края ФИО2 выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края. В обоснование своей позиции ссылается на то, что доказательств незаконности бездействия Министерства финансов Забайкальского края при исполнении бюджета края текущего финансового года истцом в материалы дела не представлено. Подчеркивает, что Министерство финансов Забайкальского края, действуя в рамках предоставленных полномочий, выделило и продолжает выделять в течение финансового года Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края субсидии в объеме, предусмотренном законом о бюджете, получаемые им в соответствии с разработанным для него государственным заданием и на основе, составленного руководителем учреждения, плана ФХД. Ссылается на тот факт, что в случае необходимости имеется возможность внесения изменений (перераспределения средств) в план ФХД по инициативе учреждения. Обращает внимание, что Министерство финансов Забайкальского края не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения, а также не наделено действующим законодательством полномочиями на участие в правоотношениях по предоставлению конкретным бюджетным учреждениям указанных субвенций из краевого бюджета. Кроме того, порядок финансирования не предусматривает персонифицированного перечисления средств бюджета главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края - Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края (л.д. 136-140).
В суд апелляционной инстанции административные ответчики Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, заинтересованное лицо территориальный отдел надзорной деятельности по Читинскому, Карымскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей не направили, о причинах их неявки суду не сообщили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения процессуального истца прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А., представителей административных ответчиков – ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края ФИО4, Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края ФИО5, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены.
На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Читинского района проведена проверка по исполнению законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних при организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних в загородном лагере «Арахлей» Государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края, в ходе которой установлены факты нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденные постановлением правительства в Российской Федерации от 25 апреля 2012 года, Нормпожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 110-03 от 18.06.2003 года.
Согласно представлению от 7.07.2020 № 07-23-2020 директору загородного лагеря «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края в целях устранения выявленных нарушений предлагалось незамедлительно рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры Читинского района, принять меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства об обеспечении безопасности пребывания детей, решить вопрос о привлечении лиц к дисциплинарной ответственности, допустивших нарушения.
Из ответа на представление от 7.07.2020 № 1-05/169/1 следует, что директором загородного лагеря «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края были приняты меры по п. 2, 3, 7, 8; подана заявка на испытание давления воды в системе противопожарного водопровода. По пунктам 1, 4, 5, 6 от компании «Алекс Строй» было получено коммерческое предложение по устранению вышеуказанных недостатков. В настоящее время вопрос о выделении дополнительных лимитов на указанные выше цели находится на рассмотрении в Министерстве спорта Забайкальского края.
Направлен ответ на представление от 18.09.2020 № 1-05/255 по принятием мер по п. 2, 3, 7, 8.
ООО «Алекс Строй» составлен акт о проверке работоспособности пожарных кранов и перекатке пожарных рукавов на новую скатку от 24.07.2020.
Министерством физической культуры и спорта Забайкальского края 22.07.2020 направлена заявка на выделение бюджетных ассигнований на 2020 год в сумме 1 893 040 руб. ГБУ «СШОР № 1» для устранения нарушений федерального законодательства по предписанию прокуратуры Читинского района № 07-23-2020 (л.д. 19).
Из ответа Министерства финансов Забайкальского края от 31.07.2020 № 02/3-32-543 следует, что Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края предложено решить вопрос в пределах утвержденных штатной численности и фонда оплаты труда, предложено осуществлять исполнение своей части краевого бюджета на основе тщательного анализа бюджетных расходов исходя из их приоритетности и значимости (л.д. 20-21).
ООО «Алекс Строй» проведена проверка сетей внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу и испытания стационарных лестниц, о чем составлены протоколы № 295 от 24.07.2020 и № 322 от 24.07.2020 (л.д. 22-23, 24-25).
Исходя из устава ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» Забайкальского края является некоммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края, которое в свою очередь является главным распорядителем бюджетных средств ГБУ «СШОР № 1».
Удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеуказанные нарушения законодательства угрожают здоровью и жизни детей, что противоречит одному из основных принципов обеспечения безопасности детей, гарантированных ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Однако с выводом суда о возложении обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений организовать финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» путем перечисления денежных средств на счет учреждения, а также о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование работ по устранению нарушений пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей» ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1», судебная коллегия согласиться не может, признавая доводы апелляционных жалоб Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края заслуживающими внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1.7 Устава ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» функции учредителя от имени Забайкальского края осуществляют Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л.д. 27).
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 6.10.2009 № 377 «Об утверждении перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края» координация и регулирование деятельности ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» возложены на Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края, являющееся главным распорядителем бюджетных средств.
Уставом предусмотрено, что ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» относится к типу учреждений «бюджетное учреждение».
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса РФ, статье 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» в рамках спорных правоотношений по требованиям прокурора об устранении нарушения пожарной безопасности в загородном лагере «Арахлей». Собственник имущества не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, поскольку предметом настоящего спора не является обязательство бюджетного учреждения, связанное с причинением вреда гражданам.
Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта Российской Федерации, согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 № 165, организует исполнение утвержденного бюджета края в рамках действующего бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Министерство финансов Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не являются главными распорядителями средств бюджета Забайкальского края в отношении ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1».
Финансирование Министерством финансов Забайкальского края Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края осуществляется в соответствии с бюджетом Забайкальского края.
Согласно Приложению (Ведомственная структура расходов бюджета края) к Закону Забайкальского края от 19.12.2019 № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края предусмотрены денежные средства на обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
Заявки на финансирование Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края, направляемые им в Министерство финансов Забайкальского края имеют утвержденную унифицированную форму, содержат только заявленную к финансированию сумму с указанием кода бюджетной классификации, который соответствует коду, предусмотренному в законе о краевом бюджете для главного распорядителя бюджетных средств - Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края.
Факта недофинансирования (ненадлежащего финансирования) со стороны Министерства финансов Забайкальского края средств, предусмотренных краевым бюджетом Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края по настоящему административному делу не установлено.
Установленный действующим бюджетным законодательством порядок финансирования, со стороны Министерства финансов Забайкальского края, не предусматривает персонифицированного (с указанием конкретных муниципальных учреждений или конкретных целей) перечисления средств бюджета главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края, в данном случае Министерству физической культуры и спорта Забайкальского края, а также не предусматривает перечисление из краевого бюджета денежных средств конкретным учреждениям.
Таким образом, апелляционные жалобы Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края подлежат удовлетворению, решение районного суда в части удовлетворения административных исковых требований к Департаменту государственного имущества и земельных отношений и Министерству финансов Забайкальского края подлежит отмене с принятием в указанной части по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 2 февраля 2021 года в части удовлетворения административных исковых требований к Департаменту государственного имущества и земельных отношений, Министерству финансов Забайкальского края отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении административного иска прокурора Читинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи