Судья Санжаровская Н.Е. Дело № 33а-2659/2021
70RS0019-01-2021-000191-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей Кущ Н.Г., Кулинченко Ю.В.,
при секретаре Нетесове И.М.,
помощнике судьи О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-134/2021 по административному иску прокурора Парабельского района Томской области к муниципальному казенному учреждению Администрация Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Парабельского районного суда Томской области от 20 мая 2021 года,
заслушав доклад судьи Кущ Н.Г., пояснения прокурора Ярцевой Е.Г., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению,
установила:
прокурор Парабельского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению Администрация Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области (далее - Администрация Парабельского сельского поселения) о признании незаконным бездействия Администрации Парабельского сельского поселения, выразившегося в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: /__/, возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: /__/.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения Администрацией Парабельского сельского поселения жилищного законодательства было установлено, что собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: /__/, не выбран способ управления многоквартирным домом, при этом в нарушение норм жилищного законодательства административным ответчиком не приняты меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в связи с тем, что выбор способа управления этим домом осуществлен не был. Бездействие административного ответчика делает невозможным обеспечение гражданам безопасных и благоприятных условий проживания в многоквартирном доме, решение вопросов содержания общего имущества в доме, контроль за предоставлением коммунальных услуг и готовностью инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящего в состав общего имущества, к эксплуатации. Администрация, отвечая на представление прокурора, указала, что необходимая документация для проведения открытого конкурса подготовлена, однако такой конкурс до сих пор не проведен.
Административный истец полагает, что отсутствие управляющей организации влечет ненадлежащее управление многоквартирным домом, приводит к разрушению коммуникаций, невозможности обеспечения нормальных условий проживания граждан, а, следовательно, непринятие мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации нарушает права неопределённого круга граждан (как проживающих в многоквартирном доме сейчас, так и тех граждан, которые будут в нем проживать в будущем).
В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Парабельского районного суда Томской области от 20 мая 2021 года (с учетом определения Парабельского районного суда Томской области от 01 июля 2021 года об исправлении описки) административные исковые требования прокурора Парабельского района Томской области удовлетворены.
Признано незаконным бездействие муниципального казенного учреждения Администрация Парабельского сельского поселения в части проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: /__/.
На административного ответчика возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по тому же адресу в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что в решении суда отсутствует ссылка на доказательства, подтверждающие, что вопрос местного значения, закрепленный в пункте 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», относится к вопросам местного значения Администрации Парабельского сельского поселения. Отсутствие такой ссылки подтверждает, что данное обстоятельство не устанавливалось.
В виду того, что судом не установлен факт закрепления за Администрацией Парабельского сельского поселения вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 6 частью 1 статьи 14 названного Федерального закона, то принятый судебный акт нельзя признать законным, он противоречит нормам действующего законодательства и подлежит отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 39 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию, подлежащему оспариванию в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Исходя из положений статьи 227 того же Кодекса основанием для удовлетворения такого административного иска является установление несоответствия оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и факта нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 3 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно статье 1 Закона Томской области от 17 ноября 2014 года № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями Томской области, за исключением сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Томский район», закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20 (в части, не отнесенной к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Согласно абзацу 6 статьи 4 Устава муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области, принятого решением Совета Парабельского сельского поселения Парабельского района от 15 сентября 2010 года № 26, к вопросам местного значения Парабельского сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
На основании части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» установлен порядок проведения конкурса.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что прокуратурой Парабельского района Томской области проведена поверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что в жилом доме по адресу: /__/, способ управления многоквартирным домом не выбран, что подтверждается сведениями из ГИС ЖКХ (л.д. 28).
Из ответов ООО «Управляющая компания «Парабельская», ООО «Жилищная компания Парабельского района» следует, что данными организациями договор управления названным домом, договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по выполнению работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию указанного дома, иные договоры не заключались. 21 августа 2014 г. ООО «ЖКПР» расторгла договор управления многоквартирным домом по указанному адресу.
Также в ходе проверки установлено, что Администрация Парабельского сельского поселения не предприняла меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации.
29 марта 2019 года Главе Парабельского сельского поселения прокуратурой района вынесено представление с требованием устранить выявленные нарушения (л.д.6-13).
Согласно ответу Главы Парабельского сельского поселения от 3 апреля 2019года Администрацией Парабельского сельского поселения подготовлена необходимая документация для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами /__/, /__//__/ по /__/.
Административным ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом /__/ по /__/ не проведен.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие административного ответчика по вопросу проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащее управление многоквартирным домом приводит к разрушению коммуникаций, невозможности обеспечения нормальных условий проживания граждан, что в свою очередь подвергает риску их жизнь и здоровье, из чего следует, что на Администрацию Парабельского сельского поселения необходимо возложить обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы административного ответчика о том, что судебный акт подлежит отмене, так как в решении суда отсутствует ссылка на доказательства, подтверждающие, что вопрос местного значения, закрепленный в пункте 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», относится к вопросам местного значения Администрации Парабельского сельского поселения, отклоняются как несостоятельные.
Из указанных выше положений Закона Томской области от 17 ноября 2014года №152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» и абзаца 6 статьи 4 Устава муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области следует, что к вопросам местного значения Парабельского сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, оснований полагать решения суда неверным у судебной коллегии нет. Отсутствие ссылки на положение Закона Томской области от 17 ноября 2014 года №152-ОЗ и не указание положений Устава муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области в оспариваемом судебном акте не влияет на правильность принятого решения и не отменяет обязанности Администрации по проведению открытого конкура по отбору управляющей организации в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Безусловные основания для отмены судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Парабельского районного суда Томской области от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения Администрация Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Парабельский районный суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи