Судья Санжаровская Н.Е. Дело № 33а-2660/2021
УИД 70RS0019-01-2021-000192-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей Бондаревой Н.А., Кулинченко Ю.В.
при секретаре Нетёсове И.М.,
помощнике судьи С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-135/2021 по административному иску прокурора Парабельского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению Администрация Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по апелляционной жалобе административного ответчика муниципального казенного учреждения Администрация Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области на решение Парабельского районного суда Томской области от 20 мая 2021 года,
заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., возражения прокурора Ярцевой Е.Г., считавшей решение суда не подлежащим отмене,
установила:
прокурор Парабельского района Томской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к муниципальному казенному учреждению Администрация Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области (далее – Администрация Парабельского сельского поселения) о признании незаконным бездействия в части проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: /__/, возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вышеуказанным многоквартирным домом в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что в ходе проведения прокуратурой Парабельского района проверки исполнения Администрацией Парабельского сельского поселения жилищного законодательства было установлено, что собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: /__/, не выбран способ управления многоквартирным домом. При этом в нарушение норм жилищного законодательства Администрацией Парабельского сельского поселения меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации не приняты. На представление прокурора, направленное в адрес Администрации Парабельского сельского поселения 22.03.2021, административным ответчиком был дан ответ о том, что решением Администрации Парабельского сельского поселения управляющая организация в целях управления многоквартирным домом по данному адресу не определялась по причине того, что собственниками помещений многоквартирного дома способ управления выбран и реализован, открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению данным многоквартирным домом не проводился по той же причине, однако Администрацией поселения в кратчайший срок будут приняты все необходимые меры к устранению нарушений жилищного законодательства. Однако до настоящего времени какие-либо действия по устранению выявленных нарушений административным ответчиком не предприняты. Отсутствие управляющей организации влечет ненадлежащее управление многоквартирным домом, приводит к разрушению коммуникаций, невозможности обеспечения нормальных условий проживания граждан, а, следовательно, непринятие мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации нарушает права неопределённого круга граждан (как проживающих в многоквартирном доме сейчас, так и тех граждан, которые будут в нем проживать в будущем).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержала по вышеизложенным основаниям.
В письменных возражениях на административный иск Глава Парабельского сельского поселения Л. указал, что решением Администрации Парабельского сельского поселения в порядке статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по управлению многоквартирным домом по адресу, указанному в иске, не определялась по причине того, что в Администрации поселения отсутствует достоверная информация о выбранном собственниками помещений многоквартирного дома способе управления многоквартирным домом. Также полагал, что поскольку жилищным законодательством не конкретизировано, каким органом местного самоуправления проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации, учитывая положения статей 14, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, к которым следует отнести и полномочия по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, а потому открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по /__/ должен проводиться органом местного самоуправления муниципального района, то есть Администрацией Парабельского района Томской области.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Администрации Парабельского сельского поселения.
Обжалуемым решением (с учетом определения судьи Парабельского районного суда Томской области от 01.07.2021 об исправлении описки) административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие муниципального казенного учреждения Администрация Парабельского сельского поселения в части проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: /__/; на муниципальное казенное учреждение Администрация Парабельского сельского поселения возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: /__/, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Глава Парабельского сельского поселения Л. просит решение суда отменить как незаконное, принять новое – об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указав, что суд первой инстанции не установил факт закрепления за Администрацией Парабельского сельского поселения вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а потому пришел к необоснованным и несоответствующим обстоятельствам дела выводам. Считает, что указанный вопрос местного значения относится к компетенции городского поселения.
Относительно апелляционной жалобы прокурором Парабельского района Томской области представлены письменные возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Администрации Парабельского сельского поселения, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
В соответствии со статьями 39 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию, подлежащему оспариванию в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Исходя из положений статьи 227 того же Кодекса основанием для удовлетворения такого административного иска является установление несоответствия оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и факта нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании статьи 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями Томской области, за исключением сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Томский район», закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20 (в части, не отнесенной к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
В абзаце 6 статьи 4 Устава муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области, принятого решением Совета Парабельского сельского поселения Парабельского района от 15.09.2010 № 26, также предусмотрено, что к вопросам местного значения Парабельского сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» установлен порядок проведения конкурса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Парабельского района Томской области проведена поверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что в жилом доме по адресу: /__/ способ управления многоквартирным домом не выбран, что подтверждается сведениями из ГИС ЖКХ (л.д. 19).
Также в ходе проверки установлено, что Администрация Парабельского сельского поселения не предприняла меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации.
22.03.2021 Главе Парабельского сельского поселения прокуратурой района вынесено представление с требованием устранить выявленные нарушения (л.д. 13-14).
Согласно ответу Главы Парабельского сельского поселения от 09.04.2021 № 374 Администрацией Парабельского сельского поселения будут приняты все необходимые меры к устранению выявленных нарушений (л.д. 16).
Административным ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по указанному адресу не проведен.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие административного ответчика по вопросу проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащее управление многоквартирным домом приводит к разрушению коммуникаций, невозможности обеспечения нормальных условий проживания граждан, что в свою очередь подвергает риску их жизнь и здоровье, из чего следует, что на Администрацию Парабельского сельского поселения необходимо возложить обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы административного ответчика о том, что судебный акт подлежит отмене, так как в решении суда отсутствует ссылка на доказательства, подтверждающие, что вопрос местного значения, закрепленный в пункте 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», относится к вопросам местного значения Администрации Парабельского сельского поселения, отклоняются как несостоятельные.
Из указанных выше положений Закона Томской области от 17 ноября 2014года №152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» и абзаца 6 статьи 4 Устава муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области следует, что к вопросам местного значения Парабельского сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, оснований полагать решение суда неверным у судебной коллегии нет. Отсутствие ссылки на положение Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ и неуказание положений Устава муниципального образования Парабельское сельское поселение Парабельского района Томской области в оспариваемом судебном акте не влияет на правильность принятого решения и не отменяет обязанности Администрации по проведению открытого конкура по отбору управляющей организации в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Безусловные основания для отмены судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь частью 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Парабельского районного суда Томской области от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения Администрация Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Парабельский районный суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи