ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2666/2016 от 16.05.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Апелляционное дело № 33а-2666/2016 Судья: Миронова Н.Б.АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2016 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Спиридонова А.Е., при секретаре судебного заседания Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Шумерля Чувашской Республики к ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» о признании недействительным предписания, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе административного истца администрации г. Шумерля Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 03 февраля 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Администрации г. Шумерля Чувашской Республики к ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» о признании недействительным (незаконным) предписания № 75 от 25 ноября 2015 года, отказать».

Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация г. Шумерля Чувашской Республики обратилась в суд с административным иском к ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» о признании недействительным предписания от 25 ноября 2015 года № 75. Административное исковое заявление мотивировано тем, что 25 ноября 2015 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» административному истцу выдано предписание № 75 в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р 50597-93, 52766-2007, повышения безопасности на внутридомовой территории <...> и д. 6, в котором указывалось о необходимости восстановления тротуаров и пешеходных дорожек, подъездных путей к домам. Административный истец, отмечая, что указанные в предписании тротуары, пешеходные дорожки и подъездные пути к домам расположены на внутридомовой территории отмеченных домов, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРП, содержание внутридомовой территории является обязанностью управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, просил признать недействительным предписание ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» от 25 ноября 2015 года № 75.

Представитель административного истца администрации г. Шумерля Чувашской Республики ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить административное исковое заявление, пояснил, что спорный земельный участок находится под многоквартирными жилыми домами, т.е. может быть в собственности жильцов. Содержание тротуаров вдоль дорог общего назначения является обязанностью администрации г. Шумерля, а содержание придомовых территорий обязанностью собственников. Правила благоустройства территории г. Шумерля обязывают собственников благоустраивать придомовую территорию, т.е. управляющая организация обязана благоустраивать придомовую территорию за счет средств республиканского бюджета.

Представитель административного ответчика ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Из возражения следует, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ). Оспариваемое заявителем предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное административным истцом администрацией г. Шумерля Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.

Проверив решение и доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАСРФ).

Предписанием № 75, выданным ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский» от 25 ноября 2015 года, администрации г. Шумерля Чувашской Республики предложено в целях предупреждения ДТП и повышения безопасности на внутридомовой территории домов № 4 и № 6 по ул. Урицкого в г. Шумерля в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р 50597-93, 52766-2007 в срок 14 суток восстановить тротуары, пешеходные дорожки и подъездные пути к этим домам.

Судом установлено, что многоквартирные дома № 4 и № 6 по ул. Урицкого в г. Шумерля расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 21:05:010135:115 и 21:05:010135:114, категорией «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для многоэтажной застройки», из кадастровых паспортов которых следует, что собственность на эти земельные участки между Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием не разграничена.

Из справки от 10.12.2015 года, выданной администрацией г. Шумерля, следует, что многоквартирный дом № 4 по ул. Урицкого с 01.07.2014 года находится в управлении управляющей организации ООО «Система управления», в многоквартирном доме № 6 по ул. Урицкого создано товарищество собственников жилья «Урицкого 6» (дата регистрации 17.10.2014 года).

Согласно уведомлениям от 01 февраля 2016 года № 21/123/003/2016-41 и № 21/123/003/2016-42 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 21:05:010135:114 и 21:05:010135:115.

Административным истцом не оспариваются нарушения, выявленные ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский», вместе с тем он считает предписание недействительным в силу ст. 210 ГК РФ, п. 5 ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», отмечая, что содержание внутридомовой территории является обязанностью управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.

Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь нормами КАС РФ, ГК РФ, положениями ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 1491 (ред. от 26 марта 2014 года) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Правил благоустройства территории г. Шумерля, утв. Решением Собрания депутатов г. Шумерля Чувашской Республики от 31 мая 2012 года № 205, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судом сделан вывод, что спорная придомовая территория находится в собственности муниципального образования г. Шумерля Чувашской Республики, администрация которого несет обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения общего пользования, тротуаров и иных сооружений в границах г. Шумерля Чувашской Республики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (часть 1 статья 130,); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132).

Как следует из п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 6, части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (пункт Б.33. "СП 59.13330.2012, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-012001", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605).

Благоустройство придомовой территории, направленное на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории земельного участка многоквартирного дома, включает в себя укладку на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), улучшающего полезные свойства данной части земельного участка в соответствии с его функциональным назначением.

Судом верно приняты во внимание нормы п. 7.4 Правил благоустройства территории г. Шумерля Чувашской Республики, принятых решением Собрания депутатов г. Шумерля Чувашской Республики от 31.05.2012 Г. № 205, согласно которым текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных инженерных сооружений в границах гор. Шумерля (за исключением автомобильных дорого общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) рекомендуется осуществлять специализированными организациями по договорам с администрацией г. Шумерля в соответствии с утвержденными планом и целевыми программами.

Доводы жалобы в той части, что земельный участок находится в общей долевой собственности владельцев помещений многоквартирных жилого домов, нашли оценку в постановленном решении и не могут быть приняты во внимание в связи с необоснованностью.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под домом. В свою очередь, собственники помещений дома вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорный участок не является дорогой общего назначения, находится в границах придомовой территории, в связи с чем, его ремонт в соответствии с действующим жилищным законодательством должен осуществляться собственниками жилых помещений многоквартирных домов как законными владельцами земельного участка, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку нормы жилищного права не регулируют отношения в сфере безопасности дорожного движения.

Кроме того, в нарушение требований части 11 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств формирования земельного участка, на котором расположены вышеуказанные многоквартирные дома и, соответственно, отнесения данного участка вместе к общему имуществу собственников помещений жилых домов с разграничением между домами.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, администрация г. Шумерля несет ответственность за состояние пешеходные дорожек и подъездных путей к домам, поскольку ими пользуются неопределенное количество лиц. Доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду администрацией не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным предписания от 25 ноября 2015 года.

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу административного истца администрации г. Шумерля Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 03 февраля 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Карлинов С.В.

Судьи: Алексеев Д.В.

Спиридонов А.Е.