Судья Юзеева Л.Н. Дело № 33а-2675/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 22 декабря 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.,
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Монгуш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств ФИО2 о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО2 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 17 мая 2016 года был произведен расчет задолженности по алиментам в соответствии с индексацией роста прожиточного минимума, которое было получено ею 23 мая 2016 года, из содержания которого следует, что её задолженность по алиментам по исполнительному производству с 09 декабря 2014 года по 30 апреля 2016 года составляет 170 808 рублей. С данным расчетом она не согласна, поскольку 24 марта 2016 года ею было подано исковое заявление об изменении способа взыскания алиментов с твердой денежной суммы на долевой порядок. Решением мирового судьи от 1 июня 2016 года постановлено взыскивать с нее в пользу взыскателя Э. алименты на содержание несовершеннолетнего сына Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов дохода с 25 марта 2016 года. При вынесении постановления судебным приставом-исполнителем не был принят во внимание расчет, произведенный постановлением от 15 марта 2016 года, которым размер задолженности по алиментам за период с 9 декабря 2014 года по 15 марта 2016 года составил 133 378,04 рублей. В связи с чем, постановление от 17 мая 2016 года незаконно, так как за указанный период размер задолженности был уже определен и вынесение повторного постановления без отмены предыдущего постановления является нарушением её прав. 17 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене постановления о расчете задолженности от 15 марта 2016 года. Однако, данное постановление также незаконно, поскольку в нем не указано, по каким основаниям отменяемое постановление не соответствует требованиям закона, кроме того, данное постановление не может быть отменено самим судебным приставом-исполнителем, поскольку полномочия на отмену постановлений судебного пристава-исполнителя имеет только вышестоящее должностное лицо. Полагает, что Э. намеренно не предъявлял исполнительный лист на исполнение, поэтому у неё образовалась задолженность по алиментам, в связи с чем алименты необходимо рассчитывать с момента сдачи исполнительного листа на исполнение. Просила признать незаконными постановления судебного пристава- исполнителя ФИО2 от 17 мая 2016 года об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 15 марта 2016 года и от 17 мая 2016 года о расчете задолженности по алиментам.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июля 2016 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено, признаны незаконными постановления судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО2 от 17 мая 2016 года о расчете задолженности по алиментам и об отмене постановления от 15 марта 2016 года о расчете задолженности по алиментам.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указала, что судебный пристав-исполнитель произвела индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты. Постановление о расчете задолженности было отменено в связи с изменением порядка расчета задолженности.
В заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик ФИО2 апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо Э., представитель УФССП по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, решением мирового судьи судебного участка № 6 «Гагаринский» г. Кызыла Республики Тыва от 15 января 2015 года, вступившим в законную силу, удовлетворен иск Э. к ФИО1 о взыскании ежемесячно алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в твердой денежной сумме. Суд взыскал с ФИО1 в пользу Э. алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в твердой денежной сумме 8760 рублей до совершеннолетия ребенка, начиная с 9 декабря 2014 года.
15 июня 2015 года судом на основании указанного решения выдан исполнительный лист ВС №, который предъявлен взыскателем в МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва 27 января 2016 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП от 28 января 2016 года возбуждено исполнительное производство в отношении ФИО1 с предметом исполнения – алименты на содержание детей.
15 марта 2016 года судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам по состоянию на 15 марта 2016 года в размере 133378, 04 руб. При этом индексация алиментов судебным приставом-исполнителем не производилась.
28 марта 2016 года судебный пристав-исполнитель ФИО2 обратилась к мировому судье судебного участка № 6 г. Кызыла о разъяснении положения вышеуказанного исполнительного документа по вопросу индексации твердой денежной суммы, присужденной судом в размере 8760 рублей, пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 г. Кызыла от 7 апреля 2016 года в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отказано.
17 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление об отмене постановления от 15 марта 2016 года о расчете задолженности по алиментам.
17 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам по состоянию на 30 апреля 2016 года, в котором образовавшаяся задолженность по алиментам рассчитана с учётом индексации.
В силу статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
На основании статьи 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления.
Согласно пункту 1 статьи 117 СК РФ судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Аналогичный порядок осуществления индексации предусмотрен частью 1 статьи 102 Федерального закона N 229-ФЗ, согласно которой при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
Разъяснения о порядке индексации алиментов даны в "Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов", утвержденных ФССП России 19 июня 2012 года N 01-16 (пункт 5.2), а также в Письме ФССП России от 21 декабря 2011 года N 12/01-31164-АП "О порядке индексации алиментов".
Таким образом, в силу действующего законодательства об индексации алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", полномочиями отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решения должностного лица подразделения службы судебных приставов наделен старший судебный пристав-исполнитель.
Кроме того, исходя из абз. 2 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Федерального закона N 229-ФЗ).
Вместе с тем судебный пристав-исполнитель в нарушение вышеуказанных норм постановлением от 17 мая 2016 года самостоятельно отменил постановление о расчете задолженности по алиментам от 15 марта 2016 года, что нельзя признать законным.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части о том, что, принимая постановление от 17 мая 2016 года об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от 15 марта 2016 года, судебный пристав-исполнитель действовал в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", отклоняются судом апелляционной инстанции как не основанные на нормах закона.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 17 мая 2016 года о расчете размера задолженности по алиментам по следующим основаниям.
Согласно п.5.1 "Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов", утвержденных ФССП России 19 июня 2012 года N 01-16, в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
Апелляционным определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 ноября 2016 года решение мирового судьи судебного участка №4 г.Кызыла от 1 июня 2016 года об изменении способа взыскания алиментов оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 17 мая 2016 года о расчете размера задолженности по алиментам подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требования, поскольку решение мирового судьи об изменении способа взыскания алиментов вступило в законную силу только 28 ноября 2016 года, а расчет задолженности по алиментам в силу п.5.1 "Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов", утвержденных ФССП России 19 июня 2012 года N 01-16, судебным приставом-исполнителем должен производиться с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформляться соответствующим постановлением, поэтому оснований для признания обжалуемого постановления незаконным не имеется.
При этом доводы представителя истца ФИО3 о том, что индексацию алиментов необходимо рассчитывать с момента сдачи исполнительного листа на исполнение, несостоятельны, поскольку индексация производится за весь период неуплаты должником алиментов, при этом в постановлении от 17 мая 2016 года о расчете задолженности по алиментам с учетом индексации судебный пристав-исполнитель учел частичную оплату должником ФИО1 6000 рублей в счет задолженности.
Кроме того, суд первой инстанции не учел положения ч.9 ст.227 КАС РФ, согласно которым в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В связи с этим решение суда подлежит дополнению абзацами, содержащими указание на устранение допущенного судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств ФИО2 нарушения путем отмены постановления от 17 мая 2016 года об отмене постановления от 15 марта 2016 года о расчете задолженности по алиментам в порядке, установленном законом, а также на обязанность Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва сообщить об исполнении решения в месячный срок административному истцу ФИО1 и в Кызылский городской суд Республики Тыва.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 июля 2016 года отменить в части удовлетворения требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств ФИО2 от 17 мая 2016 года о расчете размера задолженности по алиментам и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требования.
Дополнить решение абзацами следующего содержания: «Устранить допущенное судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств ФИО2 нарушение путем отмены постановления от 17 мая 2016 года об отмене постановления от 15 марта 2016 года о расчете задолженности по алиментам в порядке, установленном законом.
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва сообщить об исполнении решения в месячный срок административному истцу ФИО1 и в Кызылский городской суд Республики Тыва».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2016 года.
Председательствующий
Судьи