ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2678/2023 от 14.08.2023 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Судья Риффель В.В. Дело 33а-2678/2023

Докладчик Киселева О.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 августа 2023 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

Председательствующего Долбнина А.И.,

судей Киселевой О.М. и Захарова Н.И.,

с участием прокурора Кима И.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдыревым Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ларионова Олега Николаевича на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 25 апреля 2023 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного иска Ларионова Олега Николаевича к Территориальной избирательной комиссии Липецкого района о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов представительного органа местного самоуправления - отказать.

Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ларионов О.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов представительного органа местного самоуправления. Свои требования мотивировал тем, что 13.09.2020 по результатам выборов депутатами сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области были избраны 7 депутатов на основании решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области от 26.05.2020 №264 «Об утверждении схемы единого семимандатного избирательного округа по выборам депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации шестого созыва», которое впоследствии решением Липецкого областного суда от 14.11.2022 признано недействующим со дня принятия. Кроме того, в соответствии с пп. 1, 3 ст.30 Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, принятого решением №134 от 18.04.2014, Совет депутатов сельского поселения состоит из 10 депутатов. Вместе с тем выборы в 2020 году состоялись по единому семимандатному избирательному округу, то есть проводились по не действующей схеме единого избирательного округа, что, соответственно, нарушило право истца на местное самоуправление и право на активное избирательное право избирать депутатов в том количестве, в котором положено в соответствии с законом и Уставом сельского поселения. По мнению административного истца, на основании данных фактов результаты выборов должны быть признаны недействительными. Кроме того, по мнению административного истца, решение о назначение выборов, а также решение территориальной избирательной комиссии о результатах голосования не были официально опубликованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Липецкого района Липецкой области о результатах выборов Совета депутатов сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального округа, состоявшихся 13.09.2020 года.

В судебное заседание административный истец Ларионов О.Н., а также его представитель адвокат по ордеру Бурков Ю.С. не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Ранее в судебном заседании представитель Бурков Ю.С. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Липецкого района по доверенности Райдер Л.А. и представитель администрации Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Свиридович А.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием оснований для признания незаконным и отмены решения территориальной избирательной комиссии. Также указали, что административным истцом подано данное административное исковое заявление за пределами процессуального срока. Просили рассмотреть дело по существу в отсутствие истца и его представителя.

Остальные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда и принять новое, которым удовлетворить административный иск в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу представители административных ответчиков Территориальной избирательной комиссии Липецкого района, Администрации Липецкого муниципального района просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считали решение суда законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решений, действий или бездействия, если таковые не соответствуют закону, и при этом нарушаются права, свободы, законные интересы административного истца.Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов в представительные органы муниципальных образований в Липецкой области, а также гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определен в Законен Липецкой области от 06.06.2007 №60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», а также закреплен Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон №67-ФЗ).

Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон №131-ФЗ).

В соответствии в п.1 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 22.06.2020 №267 назначены выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет шестого созыва. Решение официально опубликовано в газете «Сельская Нива» от 25.06.2020 №25 (8585).

По результатам выборов 13.09.2020 года депутатами сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области были избраны 7 депутатов.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Липецкого района от 14.09.2020 №99/885 выборы признаны состоявшимися и действительными, результаты выборов опубликованы в газете «Сельская Нива» от 17.09.2020 года №37(8597).

Решением Липецкого областного суда от 14.11.2022 года признано недействующим с даты принятия решение Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области №264 от 26.05.2020 года «Об утверждении схемы единого семимандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации шестого созыва».

Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, исследовав обстоятельства по делу, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Так, суд первой инстанции исходил из того, что право граждан на всеобщее избирательное право было реализовано, по результатам выборов 13.09.2020 года Совет депутатов Стебаевского сельского поселения утвержден в количестве 7 депутатов, избранных населением Стебаевского сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в порядке, определенном Федеральным законом №67-ФЗ.

Отказывая административным истцам в удовлетворении заявленных требований, судом принято во внимание, что само по себе признание судом недействующим с даты принятия решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области от 26.05.2020 №264 «Об утверждении схемы единого семимандатного избирательного округа по выборам депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации шестого созыва» не является основанием для отмены результатов выборов и не дает оснований полагать, что данное обстоятельства повлияло на волеизъявление избирателей и привело к искажению результатов выборов.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, территориальной избирательной комиссией Липецкого района при подготовке и проведении выборов были соблюдены все процедуры в соответствии с действующим законодательством РФ о выборах, референдумах.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу и о том, что административным истцом срок обращения в суд с административным иском пропущен (часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административное исковое заявление подано в Липецкий районный суд 7 февраля 2023 года, то есть за пределами процессуального срока, в то время как результаты выборов опубликованы 17.09.2020 года.

Решение суда принято с учетом всех обстоятельств дела, исследованных доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на их переоценку, не подтверждают наличие оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Ларионова Олега Николаевича - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Мотивированное определение изготовлено 14 августа 2023 года.

Верно: