ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-26867/17 от 20.12.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Салимов И.М. № 33а-26867/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 20 декабря 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей: Гибадуллиной Л.Г.,

ФИО2,

при секретаре Галяутдиновой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 октября 2017 года, которым постановлено:

административный иск ФИО25 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации ГО г. Салават, Администрации ГО г. Салават о признании незаконным решения №26/12 от 31.08.2017 года о признании ФИО3 находящимся в социально опасном положении удовлетворить.

Признать незаконным постановление (решение) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации ГО г. Салават №26/12 от 31.08.2017 года о признании ФИО3 находящимся в социально опасном положении.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО6 обратилась в суд с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа г. Салават, Администрации городского округа г. Салават о признании незаконным решения №26/12 от 31 августа 2017 года о признании ФИО3 находящимся в социально опасном положении, указав в обоснование, что 31 августа 2017 года Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан постановила признать ее несовершеннолетнего сына ФИО3 находящимся в социально опасном положении. В нарушение Постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 июня 2014 года № 253 «Об утверждении положения о Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» сведения об отсутствовавших членах районной (городской) комиссии не указаны, что на заседании комиссии отсутствовали: председатель комиссии ФИО8, член комиссии - ФИО15 (последняя была отражена в постановления № 26/12 от 31 августа 2017 года как присутствовавший член комиссии). ФИО3 противоправных действий, предусмотренных ст. 213 УК РФ не совершал, о чем свидетельствует постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 19 августа 2017 года, дело об административном правонарушении в отношении него не возбуждалось. Ни один из пунктов ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимых для признания сына находящимся в социально-опасном положении не подтвердился.

Просит признать незаконным решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа город Салават № 26/12 от 31 августа 2017 года и отменить его.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа город Салават Республики ФИО22, поддержавшую доводы жалобы, ФИО6 и ее представителя ФИО23, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, а также Декларацией прав и свобод человека и гражданина каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов могут быть обжалованы в суд.

При этом на государственные органы, органы, решения, действия (бездействие) которых обжалуются гражданином возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых решений и действий, гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно примерному Положению о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 10.06.2014 года № 253 (далее Положение) заседания районной (городской) комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.

Решения районной (городской) комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на ее заседании членов районной (городской) комиссии. Протокол заседания районной (городской) комиссии подписывается председательствующим на ее заседании и секретарем районной (городской) комиссии.

Согласно п. 15 указанного Положения на заседании районной (городской) комиссии председательствует председатель районной (городской) комиссии либо его заместитель.

Заседания районных (городских) комиссий считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины их членов. Члены районных (городских) комиссий участвуют в их заседаниях без права замены (п. 14).

Форма, содержание и порядок оформления постановления комиссии предусмотрена п. 18 Положения.

Согласно п.п. 16, 17 Положения решения районной (городской) комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на ее заседании членов районной (городской) комиссии. Протокол заседания районной (городской) комиссии подписывается председательствующим на ее заседании и секретарем районной (городской) комиссии.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО6 о признании незаконным постановления №26/12 от 31.08.2017г. о признании ФИО3 находящимся в социально-опасном положении, поскольку был нарушен порядок проведения заседания комиссии, указаны члены комиссии, которые не участвовали в заседании, участвовало лицо, не являющееся членом комиссии, с чем соглашается и судебная коллегия.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31 августа 2017 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа г. Салават вынесено постановление №26/12 о признании несовершеннолетнего ФИО3 находящимся в социально-опасном положении, утвержден межведомственный комплексный план по проведению индивидуальной профилактической работы с ФИО3 (л.д. 22).

Состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации ГО г. Салават утвержден постановлением Администрации ГО г. Салават № 1109-п от 07.04.2017 года, куда входят: председатель комиссии ФИО4, заместитель ФИО7, ответственный секретарь ФИО9, члены комиссии: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО5, ФИО19

Из оспариваемого постановления усматривается, что решение принято составом комиссии: председательствующая ФИО7, члены комиссии ФИО9, ФИО, ФИО19, ФИО18, ФИО14, ФИО17, ФИО10, ФИО5

Из протокола заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа г. Салават № 28 от 31 августа 2017 года следует, что в состав комиссии входили: председательствующая ФИО7, члены комиссии ФИО, ФИО14, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО5, ФИО10, ФИО17, ФИО16 В то же время указано, что ФИО16 отсутствует. Об участии в заседании комиссии ответственного секретаря ФИО9 в протоколе не указано (л.д. 26).

Судом также установлено, что указанная в постановлении и протоколе член комиссии ФИО5 не участвовала в заседании, вместо неё участвовала по доверенности ФИО21, что запрещено п. 14 вышеуказанного Положения.

Таким образом, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным постановления №26/12 от 31.08.2017 года о признании ФИО3 находящимся в социально-опасном положении, поскольку оно вынесено с нарушением установленного порядка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установленные судом обстоятельства не могли явиться основанием для признания постановления незаконным, поскольку при исключении ФИО15, ФИО24, установленный п. 14 Положения кворум имелся, присутствовало более половины членов комиссии, не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену судебного постановления.

В данном случае при установлении противоречий в протоколе заседания комиссии и постановлении, фактов указания членов комиссии, которые не участвовали в заседании, участия лица, не являющегося членом комиссии, наличие кворума не имеет значения, поскольку заседание комиссии проведено с грубым нарушением установленного Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, что повлекло нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО3

Иные доводы апелляционной жалобы не имеют значения и не могут явиться основанием для отмены судебного постановления.

При таком положении, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, решение суда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия отмечает, что признание незаконным оспариваемого постановления не препятствует Комиссии по делам несовершеннолетних вновь провести заседании комиссии с соблюдением требований вышеназванного Положения, повторно рассмотреть вопрос о признании несовершеннолетнего ФИО3 находящимся в социально-опасном положении.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Л.Г. Гибадуллина

ФИО2