ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2689 от 06.03.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Тупица А.А. Дело № 33А–2689

Докладчик: Пронченко И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Пронченко И.Е.,

судей: Шалагиной О.В., Никулиной И.А.,

при секретаре: Алексеевой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 18 декабря 2018 года по делу по административному иску ФИО1 и ФИО2 к Администрации Елыкаевского сельского поселения, Администрации Кемеровского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче справки о наличии ручья, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Елыкаевского сельского поселения, Администрации Кемеровского муниципального района, в котором просят устранить препятствия в осуществлении права собственности в отношении земельного участка с постройками, расположенного по ул. М. Горького, 1"б" с. Андреевка Кемеровского района, обязать Администрацию Елыкаевского сельского поселения выдать надлежаще заверенную справку о наличии водного объекта в виде ручья Безымянного по адресу нахождения домовладения ФИО2, а также компенсировать моральный вред в пользу ФИО2 и ФИО1 в размере 12 500 рублей в пользу каждого, расходы по оплате услуг представителя.

Требования мотивировали тем, что ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по ул. М. Горького, 1"б" с. Андреевка Кемеровского района. Рядом с принадлежащим ФИО2 земельным участком находится русло ручья Безымянного, которое частично проходит по территории его земельного участка. Длительное время, начиная с 2011 года, ФИО2 и ФИО1 в адрес Администрации Елыкаевского сельского поселения направлялись требования о выносе русла ручья за пределы земельного участка, принадлежащего ФИО2

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 12.12.2016 признан факт нарушения имущественных интересов ФИО2 в результате нахождения ручья вблизи его земельного участка и частично на нем.

В настоящее время ФИО2 заключает договор добровольного страхования личного имущества с ПАО СК "Росгосстрах". Для заключения договора страхования имущества ПАО СК "Росгосстрах" требует справку о наличии на земельном участке, либо рядом с ним водного объекта.

Административными истцами направлено письмо в адрес Администрации Елыкаевского сельского поселения с просьбой предоставить справку о наличии на земельном участке (вблизи него) ручья. Однако Администрация Елыкаевского сельского поселения отказалась предоставить справку о наличии ручья, поскольку выдача справок такого рода не входит в компетенцию администрации сельского поселения.

Собственником территории, на которой находится водный объект, является Администрация Елыкаевского сельского поселения в силу закона. Однако обладая статусом органа местной власти, Администрация Елыкаевского сельского поселения необоснованно не подтверждает факт нахождения на её территории водного объекта, чем препятствует осуществлению законных интересов по обеспечению сохранности принадлежащего ФИО2 имущества.

Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 18 декабря 2018 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО2 и ФИО1 просят решение суда отменить, считают, что судом не был применен закон, подлежащий применению. Земельный участок, на котором протекает ручей Безымяный между домами по ул. М. Горького 1"а" и 1"б", является собственностью административного ответчика, который в свою очередь оказывается подтвердить его наличие в письменном виде. Таким образом, считает, что действия ответчика направлены на препятствие собственнику в осуществлении его права на получение денежной компенсации за разрушение их имущества. Просит принять новое решение обязать ответчика выдать письменное подтверждение о наличии ручья.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:04:0209001:212; категория земли – земли населенных пунктов, разрешенное использование – приусадебный земельный участок.

Согласно плану земельного участка, являющегося приложением к свидетельству о праве собственности на землю КЕО-04-22155, рядом с одной из границ вышеуказанного земельного участка протекает р. Беземяная.

ФИО2 и ФИО1 обратились к руководителю Администрации Елыкаевского сельского поселения с заявлением от 17.05.2018 с просьбой выдать справку о том, что в селе Андреевка Кемеровского района протекает ручей Безымяный между домами по ул. М. Горького 1"а" и 1"б", где на земельном наделе ФИО2 по ул. М. Горького 1"б" находятся принадлежащие ему строения. Данная справка необходима для заключения договора страхования имущества.

Ответом от 18.06.2018 № 48 ФИО2 сообщено, что заявление от 17.05.2018 рассмотрено, в выдаче справки отказано в связи с тем, что выдача справок такого образца не входит в компетенцию Администрации сельского поселения. При этом предложено обратиться в Департамент лесного комплекса Кемеровской области.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия органа местного самоуправления соответствовали нормативным правовым актам и отказал в удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия не может согласится с выводами суда первой инстанции.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Статьей 8 Закона предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона указанные выше органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Закона.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным, что предполагает правовое обоснование.

Из текста оспариваемого ответа усматривается, что ответ, данный заявителю, не содержит правового обоснования, не мотивирован, что исключает надлежащую защиту нарушенного права.

В этой связи судебная коллегия не соглашается с выводами суда о законности и обоснованности ответа Администрации Елыкаевского сельского поселения от 18 июня 2018 года №48.

Кроме того, суд оставил без внимания следующие обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Как следует из оспариваемого ответа от 18.06.2018 Администрация Елыкаевского сельского поселения, рассмотрев заявление административных истцов указала, что выдача справок такого образца, т.е. о наличии ручья, не входит в компетенцию Администрации сельского поселения. При этом предложила обратиться в Департамент лесного комплекса по Кемеровской области.

Таким образом, администрации Елыкаевского сельского поселения допущены нарушения ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ, выразившиеся в ненаправлении обращения ФИО1 ФЫ. и ФИО2 в уполномоченный орган, к компетенции которого относилось разрешение данного обращения. Соответственно, действиями административного ответчика нарушено право административных истцов на своевременное рассмотрение их обращения.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 18 декабря 2018 года - отменить. Принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ Администрации Елыкаевского сельского поселения в выдаче справки, изложенный в ответе Администрации Елыкаевского сельского поселения от 18 июня 2018 года.

Обязать повторно рассмотреть заявление в установленном законом порядке.

Председательствующий:

Судьи: