Дело № 33а-2696/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей - Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Алушты Республики Крым об отмене постановления и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Алушты Республики Крым ФИО2 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 декабря 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного истца ФИО3, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
ФИО3, действуя на основании доверенности от имени ФИО1, обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации г.Алушты Республики Крым об отмене постановления Администрации г.Алушты Республики Крым №2833 от 02.10.2019 г. «Об отказе в передаче земельного участка бесплатно в собственность ФИО4.», возложении обязанности пересмотреть заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка.
Требования мотивированы тем, что административный истец является с 03.03.2014 г. собственником жилого дома общей площадью 818,30 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. 28.10.2016 г. между ФИО1 и Муниципальным образованием городского округа Алушта Республики Крым был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,0404 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов. Административный истец неоднократно обращался в Администрацию г.Алушты с просьбой дать согласие на переоформление земельного участка и передачу его в собственность. 02.10.2019г. Администрацией г. Алушта вынесено постановление №2833 об отказе в передаче земельного участка бесплатно в собственность, по той причине, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования (зоне объектов туристско-рекреационного назначения О-З), где не допускается использование земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства. Однако выписка из ЕГРН от 28.10.2019 г. подтверждает, что земельный участок имеет вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Считает, что административный ответчик незаконно отказывает в предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Представитель Администрации г. Алушты ФИО2, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.12.2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование поданной жалобы указывает, что по состоянию на 28.10.2016 года в муниципальном образовании городской округ Алушта не были установлены зоны с особыми условиями использования территорий. Указанные зоны были установлены при принятии решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 14 декабря 2016 года №31/2 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округу Алушты Республики Крым», и закреплены на картах градостроительного зонирования территориальных зон, т.е. позднее 28.10.2016 года, в связи с этим, в договоре аренды не были и не могли быть указаны данные ограничения. Кроме того, в нарушение требований действующего законодательства Управление имущественных отношений Администрации г. Алушты Республики Крым не было привлечено к участию в дело, поскольку оно распоряжается землями муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 просила оставить без изменений решение суда первой инстанции.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельства о государственной регистрации права от
09.03.2016 г., свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 03.03.2014 г., выписки из ЕГРН от 17.12.2019 г. ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 818,30 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
28.10.2016 г. между ФИО1 и муниципальным образованием городского округа Алушта Республики Крым был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,0404 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, сроком до 03.02.2024 г., который зарегистрирован в ЕГРН 06.02.2017 г. В пункте 1.2 Договора указано, что на земельном участке расположен жилой <адрес> общей площадью 818,3 кв.м.
12.07.2019 года ФИО1 обратился в Администрацию г. Алушты с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 404 кв.м..
Постановлением Администрация г. Алушты №2833 от 02.10.2019 г., отказано ФИО1 в передаче бесплатно в собственность земельного участка (кадастровый №) площадь. 404 кв.м, по адресу: <адрес>, на основании п. 14, 14.1 ст.39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, земельный участок расположен в зоне объектов туристско-рекреационного назначения (О-З), в которой согласно градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки не предусмотрено размещение земельных участков с установленным видом «для индивидуального жилищного строительства». Рекомендовано ФИО1 с целью приведения земельного участка в соответствии с градостроительной документацией, обратиться в Администрацию города Алушты с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта.
Из заключения управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушта от 14.08.2019 г. №508/1331/08 следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, предоставленный ФИО1 на праве аренды, расположен в зоне объектов туристско-рекреационного назначения (О-З), в которой согласно Градостроительных регламентов ПЗЗ не предусмотрено размещение земельных участков с установленным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Принимая решение о признании постановления Администрации г. Алушты №2833 от 01.10.2019г. незаконным и возлагая обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО5 о предоставлении земельного участка в собственность, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении административному истцу спорного земельного участка не соответствует действующему законодательству, поскольку объективных доказательств, кроме письма-заключения управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушта от 14.08.2019 г. №508/1331/08, достоверно подтверждающих расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, суду не представлено, а иные документы, в том числе выписки из ЕГРН и договор аренды, данные обстоятельства опровергают.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 15 указанного кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14, пункт 141 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельный отношений» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли могут использоваться исключительно в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (пункт 1). Состав земель рекреационного назначения определен пунктом 2 указанной нормы закона. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункт 5).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
По результатам градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, зона рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых в том числе городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункты 1, 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и где, как установлено пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещена деятельность, не соответствующая указанному целевому назначению.
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом, ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом площадью 818,30 кв. м., право собственности на который, у него возникло до 18 марта 2014 года.
В соответствии с актом осмотра, обследования объекта земельных отношений от 23.05.2020 года, на земельном участке площадью 404 кв.м. с кадастровым номером № с видом разрешенного использования –индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <адрес>, расположена часть единого 5-этажного строения. При этом согласно общедоступной информации, размещенной в сети интернет, указанное строение используется в качестве гостиницы, гостевого дома с наименованиями «<данные изъяты>».
Согласно градостроительной документации, предоставленной Администрацией г. Алушты в суд апелляционной инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов туристско-рекреационного назначения (О-З). Согласно Градостроительных регламентов Правил землепользования застройки муниципального образования городской округ Алушта, утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019г. №59/22, в такой зоне не предусмотрено размещение земельных участков с установленным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
С учетом установленных обстоятельств расположения испрашиваемого земельного участка в зоне объектов туристко-рекреационного назначения, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое постановление Администрации г. Алушты от 02 октября 2019 года №2833 принято в соответствии с изложенными выше требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Администрация г. Алушты, заключая 28.10.2016 года с ФИО1 договор аренды и осуществляя его регистрацию в отношении земельного участка с кадастровым номером №, установила категорию земель – земли населенных пунктов вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, а также что в пункте 3.1 договора не имеется сведений о нахождении земельного участка в зоне туристско-рекреационного назначения, поскольку по состоянию на 28.10.2016 года в муниципальном образовании городской округ Алушты не были утверждении Правила землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округу Алушты Республики Крым.
При этом правовой режим земель определяется градостроительным регламентом, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, что следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По этим же основаниям указанный в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект невидимости от 28 октября 2019г. вид разрешенного использования не может свидетельствовать о незаконности принятого постановления органа местного самоуправления.
Судебная коллегия не соглашается с доводами административного истца о том, что право на приобретение земельного участка в собственность у него возникло на основании пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельный отношений», поскольку действительно указанным положением закона предусмотрено такое право, в случае если на земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года. Вместе с тем указанное право может быть реализовано при соблюдении федерального законодательства, регулирующего порядок передачи земельных участков в собственность.
Кроме того положениями пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельный отношений» предусмотрено право гражданина заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов, в случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность. Как установлено из материалов дела, административный истец владеет и пользуется испрашиваемым земельным участков на основании договора аренды от 28.10.2016г., со сроком действия до 03.02.2024г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы административного иска не обоснованы и не согласуются с нормами материального права.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка сделаны при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно положениям пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильное применение норм материального права.
С учетом изложенного решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 декабря 2019 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 декабря 2019 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации города Алушты Республики Крым об отмене постановления и возложении обязанности совершить определенные действия в полном объеме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.Р. Мостовенко