Судья Ветрова С.В. Дело №33а-45/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17» января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре Пыльновой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2021-000991-30, №2-1132/2021) по апелляционной жалобе представителя Администрации города Костромы ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 августа 2021 года, которым удовлетворено исковое заявление прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию города Костромы обязанности по созданию дорожной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Администрации города Костромы ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Костромы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Костромы об обязании в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство автомобильных дорог на земельных участках с кадастровыми номерами 44:27:№ в соответствии с проектом планировки территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, и требованиями ТР ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», включить в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы автомобильные дороги, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Костромы на основании обращения жителей проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания автомобильных дорог по адресам: улица Шарьинская, проезд Нейский, проезд Нерехтский, проезд Антроповский, проезд Судиславский, проезд Межевской, проезд Волгореченский, проезд Вохомский, проезд Боговаровский, проезд ФИО3 в поселке Первый в городе Костроме. В ходе проверки установлено, что на территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа город Кострома, с кадастровыми номерами № используются как автомобильные дороги общего пользования для проезда и прохода к многоквартирным и индивидуальным жилым домам, частично имеют асфальтобетонное покрытие. Земельный участок с кадастровым номером № по улице Шарьинской передан из казны города Костромы в пользование Администрации города Костромы в целях строительства автомобильной дороги. Иные земельные участки, которые в настоящее время используются как автомобильные дороги, поступили в муниципальную собственность города Костромы в результате отказа от них собственников земельных участков в период с 2016 года по 2019 год. Виды разрешенного использования земельных участков («объекты инженерной инфраструктуры», «для индивидуальной жилой застройки», «многоквартирные жилые дома до 8 квартир») в соответствие с их фактическим использованием Администрацией города Костромы не приведены, меры по строительству автомобильных дорог общего пользования в соответствии с требованиями TP ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» и их содержанию не принимаются. Вместе с тем в соответствии с Положением о наименовании (перенаименовании) улиц, бульваров, проспектов, площадей, переулков, проездов и иных общественных мест, расположенных в границах муниципального образования городской округ город Кострома, утвержденным решением Думы города Костромы от 24 декабря 2009 года №104, проезду Нейскому, проезду Нерехтскому, проезду Судиславскому решением Думы города Костромы от 19 декабря 2013 года №229 присвоены наименования с географической привязкой на местности; решением Думы города Костромы от 17 декабря 2015 года №298 присвоено наименование улице Шарьинской с географической привязкой на местности; решением Думы города Костромы от 28 апреля 2016 года №87 присвоены наименования проезду Антроповскому, проезду Волгореченскому, проезду Вохомскому, проезду Боговаровскому, проезду Межевскому с географической привязкой на местности. Постановлением Администрации города Костромы от 04 июня 2020 года №968 утверждена документация по планировке территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, в виде проекта планировки территории с проектом межевания территории. В соответствии с генеральным планом города Костромы на территории в границах проекта планировки предусмотрено развитие малоэтажной, блокированной и индивидуальной жилой застройки, а также объектов социальной инфраструктуры (поликлиника, школа на 1 000 мест). Проектом планировки предусмотрено создание развитой сети проездов на проектируемой территории с возможностью организации транспортных маршрутов до объектов обслуживания. В ходе проведенной прокуратурой города Костромы проверки установлено, что собственники земельных участков, жилых домов и жилых помещений на спорной территории неоднократно обращались в Администрацию города Костромы с просьбами решить вопрос о благоустройстве дорог, однако Администрация города Костромы длительное время не принимает меры по строительству автомобильных дорог с твердым покрытием и включению их в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы. 10 июля 2020 года главе Администрации города Костромы прокуратурой города Костромы внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено. Позиция Администрации города Костромы не отвечает требованиям действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и законодательства о градостроительной деятельности, влечет нарушение прав жителей города Костромы на надлежащую транспортную доступность, обеспечивающую возможность нормальной социальной деятельности, поддержания и сохранения физического здоровья, и безопасную эксплуатацию построенных объектов. Необеспечение безопасности дорожного движения, неисполнение Администрацией города Костромы обязанностей по строительству и содержанию улично-дорожной сети на спорной территории может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, как следствие причинение вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. Отсутствие у существующих дорог юридического статуса автомобильных дорог общего пользования влечет за собой невозможность осуществления государственного контроля и надзора на предмет соответствия нормативным требованиям и государственным стандартам со стороны ОГИБДД УМВД России по городу Костроме.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил обязать Администрацию города Костромы в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать дорожную инфраструктуру в поселке Первый города Костромы в соответствии с проектом планировки территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, и требованиями действующего законодательства.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, Управление финансов Администрации города Костромы, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 18 августа 2021 года на Администрацию города Костромы возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать дорожную инфраструктуру в поселке Первый города Костромы в соответствии с проектом планировки территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, и требованиями действующего законодательства.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Костромы ФИО1, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не приняты во внимание доводы Администрации города Костромы об отсутствии оснований для возложения обязанности по созданию дорожной инфраструктуры в поселке Первый города Костромы в соответствии с проектом планировки территории в сроки, отличные от установленных постановлением Администрации города Костромы от 04 июня 2020 года №968, которым утверждена документация по планировке территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, а также от сроков, установленных программой Костромской области «Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области» для реализации мероприятий по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения <...> а также строительству улиц в жилой застройке, проездов в поселке Первый города Костромы. Реализация мероприятий по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения <...> а также мероприятий по строительству дорог (проезды Антроповский, Нерехтский, Судиславский, Межевской, Волгореченский, Вохомский, Боговаровский, ФИО3) будет осуществляться в рамках утвержденных государственных программ, в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов. На основании оспариваемого судебного акта у муниципального образования городской округ город Кострома необоснованно возникнут обязательства, исполнение которых подлежит за счет средств бюджета города Костромы без участия бюджетов иных уровней, что противоречит бюджетному законодательству, устанавливающему процедуру получения бюджетами муниципальных образований субсидий из федерального и областного бюджетов. Возлагая на Администрацию города Костромы обязательства по созданию дорожной инфраструктуры в поселке Первый города Костромы в соответствии с проектом планировки территории, суд не указал конкретные мероприятия, виды работ, действия, в результате совершения которых будет создана дорожная инфраструктура, не исследовал вопрос относительно понятия «дорожная инфраструктура». В решении суда отсутствуют оценка проекта планировки территории и выводы на предмет наличия в проекте планируемых объектов местного значения, которые отображены в указанной документации и которые планируются к созданию в соответствии с указанной документацией. При исполнении обязанности по созданию дорожной инфраструктуры без указания конкретных объектов местного значения, планируемых к созданию в соответствии с проектом планировки территории, в отсутствии нормативного закрепления понятия «дорожная инфраструктура» существует неопределенность в отношении объема возникших у муниципального образования городской округ город Кострома обязательств, что делает невозможным исполнение решения суда. Также судом не дана оценка доводам Администрации города Костромы об отсутствии материального спора, поскольку необходимость строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения города Костромы по указанным в решении суда улице и проездам не оспаривается, на момент обращения прокурора с настоящим иском предусмотренные правовыми актами для реализации указанных мероприятий сроки не истекли, что свидетельствует об отсутствии бездействия органов местного самоуправления, повлекшего нарушение прав и законных интересов граждан. Кроме того, постановлением Администрации города Костромы от 16 сентября 2021 года №1646 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Губернской, Армейской, Шарьинской, проездами Нейским, Антроповским, Апраксинским» признано утратившим силу постановление Администрации города Костромы от 04 июня 2020 года №968 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой», в связи с чем исполнение решения суда будет невозможным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 ноября 2021 года настоящее дело передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда.
Лица, участвующие в деле, за исключением представителя Администрации города Костромы ФИО2 и прокурора Хрящевой Е.Ю., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города Костромы на основании обращения жителей поселка Первый города Костромы (том 1 л.д. 34) проведена проверка исполнения Администрацией города Костромы требований Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (том 1 л.д. 16-17), в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6 и статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», части 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация города Костромы длительное время не принимает меры для регистрации права собственности муниципального образования на автомобильные дороги, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, и включению их в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, а также не осуществляет надлежащее содержание автомобильных дорог по адресам: улица Шарьинская, проезд Нейский, проезд Антроповский, проезд Судиславский, проезд Межевской, проезд Волгореченский, проезд Вохомский, проезд Боговаровский, проезд ФИО3 в поселке Волжский города Костромы, что может повлечь за собой нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
10 июля 2020 года заместителем прокурора города Костромы Васиным А.А. главе Администрации города Костромы ФИО4 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, предложено принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, обеспечить принятие мер для регистрации права собственности муниципального образования на автомобильные дороги, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, и включению их в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, а также осуществление надлежащего содержания автомобильных дорог по адресам: улица Шарьинская, проезд Нейский, проезд Антроповский, проезд Судиславский, проезд Межевской, проезд Волгореченский, проезд Вохомский, проезд Боговаровский, проезд ФИО3 в поселке Волжский города Костромы (том 1 л.д. 18-22).
На указанное представление главой Администрации города Костромы направлен ответ от 13 августа 2020 года №11исх-3769/20, в котором сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами № являются муниципальной собственностью города Костромы. Право муниципальной собственности города Костромы на вышеназванные земельные участки зарегистрировано в связи с отказом от права собственности физических лиц на основании их заявлений, поступивших в Управление Росреестра по Костромской области в порядке, установленном статьей 65 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Вместе с тем сооружения (дороги), расположенные на указанных земельных участках, в муниципальную собственность города Костромы не передавались. Информацией о наличии автомобильных дорог и о лице, осуществившем строительство дорог, расположенных на указанных земельных участках, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы не располагает. В настоящее время на основании информации, изложенной в представлении, Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы проводится работа по определению правообладателя дорог, расположенных на вышеуказанных земельных участках. После получения информации о правообладателе дорог, а также документов о строительстве данных объектов будет определен порядок оформления прав муниципальной собственности на дороги (подписание договора о передаче объектов, признание права собственности на объекты как бесхозяйные в судебном порядке) либо признания отказов от права собственности физических лиц на вышеуказанные земельные участки незаконными. Доступ для движения транспортных средств неограниченного круга лиц по указанным дорогам отсутствует по причине установки третьими лицами шлагбаумов на въездах. Указанные участки улично-дорожной сети не являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения в смысле, придаваемом Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный решением Думы города Костромы от 27 августа 2015 года №174, по своему функциональному назначению в соответствии с терминологией, закрепленной в решении Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года №60 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Костромы», являются проездами, предназначенными для проезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, расположенным внутри рассматриваемого квартала застройки (том 1 л.д. 23-26).
Согласно ответу Администрации города Костромы от 15 января 2021 года №15исх-87/21 на запрос прокуратуры города Костромы от 13 января 2021 года №15-11/21 в отношении территории поселка Первый разработан проект планировки территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, который утвержден постановлением Администрации города Костромы от 04 июня 2020 года №968. Земельный участок в границах проекта планировки был предоставлен в частную собственность для осуществления строительства и в настоящее время находится в частной собственности гражданина ФИО10 Земельные участки под размещение дорог на рассматриваемой территории переданы из частной собственности и включены в реестр муниципальной собственности в 2019 году. В муниципальной собственности города Костромы находятся земельные участки с кадастровыми номерами 44№, предназначенные для строительства дорог по улице Шарьинской, проезду Нейскому, проезду Нерехтскому, проезду Антроповскому, проезду Судиславскому, проезду Межевскому, проезду Волгореченскому, проезду Вохомскому, проезду Боговаровскому, проезду Красносельскому в поселке Первый города Костромы. В настоящее время дороги, как объекты недвижимости, созданные в порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства, на территории поселка Первый отсутствуют. После строительства и ввода в эксплуатацию дороги поселка Первый, расположенные на муниципальных землях, будут внесены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы и переданы на содержание и обслуживание специализированной организации МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство». Администрацией города Костромы в рамках плановых мероприятий в текущем году разработана проектно-сметная документация на строительство дороги по улице Шарьинской в составе с сетями ливневой канализации и уличного освещения, получены положительные заключения ГАУ «Костромагосэкспертиза» по проектной документации и по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта. Правоустанавливающие документы на земельный участок для строительства дороги по улице Шарьинской оформлены. С 2020 года ФИО11 осуществляется подготовка проектно-сметной документации на строительство внутриквартальных дорог на территории поселка Первый общей протяженностью 4461 п.м. Реализация проектов планируется в рамках мероприятий по стимулированию программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации федерального проекта «Жилье». Письмом от 20 ноября 2020 года №47224-ЮГ/05 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информирует, что в рамках федерального проекта «Жилье» бюджету Костромской области предусмотрены бюджетные ассигнования на 2022 - 2024 годы в объеме 209,109 млн. руб. на строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в поселке Первый <...> Нерехтский, Судиславский, Межевской, Волгореченский, Вохомский, Боговаровский, ФИО3), 67,6 млн. руб. на строительство дороги общего пользования местного значения <...> (участок от улицы Апраксинской до улицы Николая Тараканова). В настоящее время содержание и обслуживание территории поселка Первый осуществляется силами ресурсоснабжающей организации ИП ФИО12 на основании заключенных с жителями поселка Первый договоров. В том числе силами данной организации проводятся работы по организации отведения поверхностного стока (расширению существующих и устройству дополнительных водоотводных канав). С целью повышения комфортности проживания в поселке застройщиком за счет собственных средств принимаются меры по благоустройству территории, а именно в текущем году выполнены устройство тротуаров вдоль проезда Антроповского (на участке от проезда Антроповского, 14, до проезда Боговаровского), ямочный ремонт проезжей части проезда Макарьевский дома 18 - 25, устройство водоотводных канав вдоль проездов Антроповского, Чухломского в зоне застройки участков №. Зимнее содержание поселка Первый включает расчистку прилегающей к жилой застройке территории, в том числе расположенных на этой территории проездов и подъездов, а также посыпку песко-соляной смесью. Основное внимание уделяется основным проездам, примыкающим к Апракинскому проезду. На второстепенных внутриквартальных проездах работы осуществляются по необходимости или в случае письменных обращений граждан в адрес администрации поселка (том 1 л.д. 27-28).
Неисполнение вышеприведенного предписания повлекло обращение прокурора с иском в суд.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьями 5, 6, 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, пришел к выводу о том, что создание дорожной инфраструктуры в поселке Первый города Костромы является обязанностью органа местного самоуправления.
Со ссылкой на положения статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации отметил, что ответственности за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека лежит на органах местного самоуправления.
Указанные обязательства Администрацией города Костромы в отношении дорожной инфраструктуры поселка Первый города Костромы не исполняются.
При этом судом отклонены доводы Администрации города Костромы о том, что в соответствии с проектом планировки территории сроки организации дорожной инфраструктуры истекают в 2025 году.
Таким образом, удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд посчитал, что ответчиком допущено незаконное бездействие в создании дорожной инфраструктуры в поселке Первый города Костромы, угрожающее нарушением права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности и безопасность дорожного движения.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу разрешенного спора ошибочными.
В силу статьи 39 и части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из данной нормы, основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений органа государственной власти является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, и нарушение ими прав и свобод административного истца либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. При отсутствии одного из указанных обстоятельств требования административного истца удовлетворены быть не могут.
По смыслу закона к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года №41, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Костромы относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, ответчиком не оспаривалось, что обязанность по строительству и содержанию дорог местного значения, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа и возложена действующим законодательством на городскую администрацию.
Возражая относительно заявленных прокурором требований, ответчик ссылался на то, что постановлением Администрации города Костромы от 04 июня 2020 года №968 утверждена документация по планировке территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, в виде проекта планировки территории с проектом межевания территории в составе проекта планировки территории, предусматривающего сроки планируемого развития территории, которые не истекли.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4).
В силу положений статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (пункт 2 части 3);
положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (пункт 3 части 3).
В соответствии с приведенным нормами градостроительного законодательства вышеназванным проектом планировки территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, предусмотрены положения об очередности планируемого развития территории. В частности, планируемое развитие территории предполагает следующие этапы проектирования и строительства:
1-й этап:
- разработка и реализация проекта мероприятий по вертикальной планировке и инженерной подготовке территории для размещения объектов капитального строительства (строительство дорог, сетей и инженерной инфраструктуры);
- проектирование и строительство малоэтажных многоквартирных домов и обеспечение данных объектов инженерной и коммунальной инфраструктурой после получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков;
- строительство объекта амбулаторно-поликлинического обслуживания.
Срок реализации этапа - 5 лет.
2-й этап:
- строительство объекта начального и среднего общего образования на 1000 мест, обеспечение данного объекта инженерной и коммунальной инфраструктурой.
Срок реализации этапа – 3 года.
Общий срок развития территории – 8 лет.
Проектом планировки территории предусмотрено формирование улично-дорожной сети. Ширина дорог составляет от 15 до 26 метров в красных линиях, что позволяет разместить все необходимые инженерные коммуникации и парков индивидуального транспорта, а также отведение поверхностных стоков (дождевых, талых вод). В соответствии с Генеральным планом города Костромы с юго-восточной границы планируемой территории предусмотрено строительство магистральной улицы районного значения, а с южной - строительство магистральной улицы общегородского значения.
При обращении в суд, каких-либо объективных сведений, свидетельствующих о том, что Администрация города Костромы уклоняется от исполнения проекта планировки территории, вследствие чего последний не будет реализован, прокурором, на котором в силу части 11 статьи 226 КАС РФ лежит бремя доказывания данного обстоятельства, не представлено.
В этой связи у суда отсутствовали основания полагать о допущенном Администрацией города Костромы бездействии и о необходимости его устранения.
Мнение административного истца о том, что мероприятия по созданию дорожной инфраструктуры Администрация города Костромы должна осуществить ранее сроков, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в рассматриваемой ситуации, учитывая сформулированные прокурором требования и наличие утвержденного до его обращения в суд проекта планировки территории, не оспоренного в установленном законом порядке, поводом для вывода о бездействии ответчика не являлось.
При этом, как уже отмечено, доказательств невозможности исполнения проекта планировки территории суду на момент разрешения спора представлено не было.
Между тем процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В соответствии с Генеральным планом города Костромы в границах документации по планировке спорной территории предусмотрено развитие малоэтажной, блокированной и индивидуальной жилой застройки, а также объектов социальной инфраструктуры: объекта амбулаторно-поликлинического обслуживания, объекта начального и среднего общего образования на 1 000 мест.
Из представленных муниципальным казенным учреждением города Костромы «Центр градостроительства» суду апелляционной инстанции сведений усматривается, что земельные участки, расположенные на спорной территории, застроены объектами капитального строительства, которые возможно использовать для проживания, менее чем на 30%. Так, на рассматриваемой территории сформировано и поставлено на кадастровый учет 611 земельных участков, на которых возведено только 178 объектов капитального строительства.
Доказательства, опровергающие представленные данные, свидетельствующие о незастроенности рассматриваемой территории, прокурором не приведены.
Таким образом, по материалам дела не усматривается совокупность условий, при наличии которой в силу части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд был вправе вынести решение об удовлетворении административного иска, рассматриваемого по правилам главы 22 этого Кодекса.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию города Костромы обязанности по созданию дорожной инфраструктуры в поселке Первый города Костромы в соответствии с проектом планировки территории, ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером №, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером №, рекой Солонкой, и требованиями действующего законодательства отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: