ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2713/19 от 16.05.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-2713/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 16 мая 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.

судей Морозовой С.Г., Шадриной Е.В.,

при секретаре Дремовой Ю.Ю.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по частной жалобе Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №8 по Санкт-Петербургу на определение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2018 года об оставлении административного иска МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу к Масленниковой Галине Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций без рассмотрения (

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., пояснения представителя Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по Санкт-Петербургу по доверенности Солдатовой Л.С., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Санкт-Петербургу обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением о взыскании с Масленникова Д.В. недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме <данные изъяты> коп., пени в размере <данные изъяты> коп., налог на имущество физических лиц на сумму <данные изъяты> коп., пени в размере <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты> коп.

Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2018 года административный иск МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу к Масленниковой Галине Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций оставлен без рассмотрения на основании п.1 ч.1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с не соблюдением досудебного порядка урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Не согласившись, с постановленным определением суда МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу подала частную жалобу, в которой просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу, удовлетворив исковые требования.

В обоснование частной жалобы указала, что в МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу сведения о новом адресе регистрации Масленниковой Г.А. не поступали, налоговое уведомление направлено по последнему известному адресу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу по доверенности Солдатова Л.С. доводы частной жалобы поддержала.

Масленникова Г.А., будучи извещенной надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотренное.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит частную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 196 настоящего Кодекса.

Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.

Как следует из материалов дела, налоговое уведомление от 06.08.2017 и требование от 02.02.2018 об оплате транспортного налога за 2016 год в сумме <данные изъяты> коп., пени в размере <данные изъяты> коп., налога на имущество физических лиц на сумму <данные изъяты> коп., пени в размере <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты> коп., направлено Масленниковой Г.А. по адресу: <адрес>.

Согласно адресной справке о регистрации административный ответчик Масленникова Г.А. ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, убыла по адресу: <адрес> (л.д.52).

По адресу: <адрес>, <адрес>, административный ответчик была зарегистрирована только с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70).

Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

В силу пункта 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Доказательств регистрации Масленниковой Г.А. по месту проживания по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, в связи с чем, судебная коллегия, приходит к выводу о том, что административный ответчик регистрации в указанный период не имел.

При таких обстоятельствах, последним известным для МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу в 2017-2018 годах местом жительства административного ответчика является адрес его регистрации по месту жительства: <адрес>.

Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, пеней за 2016 год по последнему известному адресу регистрации административного ответчика, Судебная коллегия расценивает как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного, а также в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по транспортному налогу и пеней добровольно, МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу имело право на обращение в суд с настоящим иском.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации формы и форматы документов, предусмотренных данным Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены этим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен данным Кодексом. Лицам, на которых данным Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчёт) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днём размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признаётся равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

Согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Статьёй 11.2 Налогового кодекса установлено, что личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещён на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке (пункт 1).

Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено данным пунктом (пункт 2).

Приказом Федеральной налоговой службы от 30 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@ утверждён Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее – Порядок), действовавший на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 Порядка он разработан в целях реализации налогоплательщиками – физическими лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и определяет среди прочего перечень документов (информации), сведений, размещаемых налоговыми органами в личном кабинете налогоплательщика.

Согласно пункту 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика размещаются документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).

Пунктом 21 Порядка установлено, что в случае получения от налогоплательщика уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика по истечении 3 рабочих дней со дня его получения налоговыми органами начинают направляться налогоплательщику документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через личный кабинет налогоплательщика. При этом направление налогоплательщику налоговыми органами указанных документов (информации), сведений на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика, если иной порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 23 Порядка датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днём размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Как видно из материалов дела, Масленниковой Г.А. подано заявление на подключение к интернет-сервису Федеральной налоговой службы «Личный кабинет».

На основании указанного заявления налоговым органом Масленниковой Г.А. представлена регистрационная карта на предоставление услуг интернет-сервиса Федеральной налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику 11.08.2018 года направлено налоговое уведомление от 06.08.2017 года и 02.02.2018 года требование от 02.02.2018 года об уплате налога, сбора, пени (л.д.10).

Уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе Масленниковой Г.А. не подавалось.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пеней Межрайонной ИФНС России № 8 по Санкт-Петербургу направлены Масленниковой Г.А. через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном действовавшим законодательством, и им получены, а потому административным истцом досудебный порядок урегулирования административного спора соблюдён.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

определение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 декабря 2018 года отменить, частную жалобу МИФНС России №8 по Санкт-Петербургу удовлетворить.

Направить административное дело по административному иску МИФНС России по Санкт-Петербургу к Масленниковой Галине Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций в тот же суд для рассмотрения по существу.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

(Судья Береза С.В.)