К О П И Я
дело № 33а-2726/2018
судья Кузнецова И.Е.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 октября 2018 года город Салехард
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Мочаловой Н.В. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Бакиевой Г.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО ФИО1 на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление ЗАО «Севергаз-инвест» удовлетворить.
Признать незаконным предписание №8 от 30 марта 2018 года, вынесенное Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении ЗАО «Севергаз-инвест».
Взыскать с Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу ЗАО «Севергаз-инвест» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ЗАО «Севергаз-инвест» (далее общество) обратилось с административным иском о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее Управление Росприроднадзора по ЯНАО) об устранении нарушений в области охраны окружающей среды. В обоснование административного иска указано, что юридическое лицо имеет лицензию от 03 апреля 2001 года серии СЛХ № 01119 НР на право пользования недрами, сроком действия до 2026 года. Согласно пункту 3.1 дополнительного соглашения к лицензии срок действия лицензии для геологического изучения установлен до 31 декабря 2007 года. Лицензией установлен минимальный объем разведочных работ, в том числе и проведение сейсморазведочных работ в объеме не менее 400 пог.км. По результатам внеплановой проверки должностным лицом государственного органа в адрес юридического лица внесено предписание от 30 марта 2018 года № 8, содержащее требование об исполнении в срок до 1 апреля 2019 года пункта 4.1 (в редакции дополнительного соглашения от 21 апреля 2006 года к лицензии) о приведении объема сейсморазведочных работ в соответствии с условиями лицензии на право пользования недрами. Однако согласно условиям лицензионного соглашения этап геологического изучения лицензионного участка закончен выдачей обществу свидетельства об установлении факта открытия месторождения, и общество приступило к следующему поисково-оценочному этапу, в связи с чем общество не имеет права продолжать работы по геологическому изучению лицензионного участка, в том числе выполнять сейсморазведочные работы. Указано на нарушение должностным лицом административного органа при проведении внеплановой выездной проверки норм и требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 на доводах административного иска настаивал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, надлежаще извещенного судом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе врио руководителя Управления Росприроднадзора по ЯНАО просил решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Привел доводы о том, что обществом не выполнены условия лицензионного соглашения, а также не приняты исчерпывающие меры по внесению изменений в условия лицензионного соглашения, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины.
Представителем административного истца ФИО3 на апелляционную жалобу представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены надлежащим образом.
Иисследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, рассмотрев дело в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО «Севергаз-инвест» владеет лицензией серии СЛХ №01119 НР от 3 апреля 2001 года с целью геологического изучения и добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Медвежьего участка недр в Надымском районе ЯНАО, в 50 км. СВ города Надыма, срок действия лицензии - 2026 год (л.д.22)
Неотъемлемой составной частью лицензии является лицензионное соглашение, заключенное между Федеральным агентством по недропользованию (далее распорядитель недр) и владельцем лицензии - ЗАО «Севергаз-инвест».
На основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО4 от 07.02.2018 № 50-п в период с 02.03.2018 года по 02.04.2018 года должностными лицами данного Управления проведена внеплановая выездная проверка ЗАО «Севергаз-инвест».
Целью проверки явилось исполнение предписаний органов государственного контроля (надзора).
Должностным лицом Управления юридическому лицу в целях государственного контроля по результатам проведения внеплановой выездной проверки и в силу требований, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон №294-ФЗ) выдано предписание от 30.03.2018 года № 8, в котором обществу предписано о необходимости приведения объема сейсморазведочных работ в соответствии с условиями лицензии на право пользования недрами.
Основанием к вынесению предписания явились установленные факты нарушения пункта 4.1 в редакции дополнительного соглашения от 21 апреля 2006 года к лицензии СЛХ №01119 НР, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах) (л.д.18,19).
Согласно части 3 статьи 37 Закона о недрах к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Материалы дела свидетельствуют о том, что в ходе проведения проверки должностными лицами государственного органа требования, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ, соблюдены.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание должностного лица государственного органа не отвечает требованиям исполнимости, направленным на прекращение и устранение выявленного нарушения, а установление юридическому лицу нового срока по проведению сейсморазведочных работ приводит к изменению и (или) дополнению условий лицензионного соглашения.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с требованиями статьи 12 Закона о недрах, лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в пункте 1 настоящей статьи условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно пункту 18.2 лицензионного соглашения любые изменения, исправления, дополнения или упразднения положений данного договора могут осуществляться только посредством отдельного дополнения к лицензии, подписанного обеими сторонами.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что пунктом 4.1 в редакции дополнительного соглашения от 21 апреля 2006 года к лицензии СЛХ 0119 НР от 3 апреля 2001 года предусмотрена обязанность общества в срок до 31 декабря 2007 года провести работы в соответствии с проектом поисковых работ, при этом общество обязано выполнить минимальный объем сейсморазведочных работ не менее 400 пог.км..
На 31 декабря 2007 года обществом выполнены сейсморазведочные работы в объеме 354,35 пог.км., то есть в установленном пунктом 4.1. лицензии объеме сейсморазведочные работы выполнены не были на 46 пог.км..
Вместе с тем согласно пункту 3.1. лицензионного соглашения срок действия лицензии СЛХ 0119 НР дифференцирован по видам недропользования: для геологического изучения (поисковые и оценочные работы) - до 31 декабря 2007 года; для добычи углеводородного сырья - на срок действия лицензии (2026 год).
Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах, пункта 3.1 лицензионного соглашения, срок действия лицензии СЛХ 01119 НР для геологического изучения Западно-Медвежьего участка недр, в рамках которого подлежали проведению сейсморазведочные работы, истек 31 декабря 2007 года.
Кроме того, по завершению обществом поисково-оценочного этапа получено свидетельство от 28 мая 2008 года № СЛХ 08 УВС 10174 об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых - Западно-Медвежье нефтяное.
Из предписания должностного лица Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 30 марта 2018 года №8 следует, что ЗАО «Севергаз-инвест» в срок до 1 апреля 2019 года необходимо привести объем сейсморазведочных работ в соответствии с условиями лицензии на право пользования недрами, установленными пунктом 4.1 лицензии СЛХ 01119 НР в редакции дополнительного соглашения от 21 апреля 2006 года.
При этом доказательств, подтверждающих возможность и необходимость выполнения оставшихся 46 пог.км. сейсморазведочных работ, а также внесения изменений в условия лицензии, прекратившие свое действие в данной части, должностным лицом, вынесшим предписание, не представлено.
При установленных обстоятельствах по делу и вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании предписания от 30 марта 2018 года № 8, вынесенным Управлением Росприроднадзора по ЯНАО в отношении ЗАО «Севергаз-инвест», незаконным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были, бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Оснований, предусмотренных статьи 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова