ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2733/2018 от 17.04.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Качина Г.М.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. по делу № 33а-2733/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Харина Р.И.,

судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,

при секретаре Шеине М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рукосуева В.Т. к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Чунского муниципального образования» о признании распоряжения главы администрации Чунского муниципального образования, акта проверки, действий сотрудников Муниципального казенного учреждения «Администрация Чунского муниципального образования» незаконными,

по апелляционной жалобе Рукосуева В.Т. на решение Чунского районного суда Иркутской области от 19 января 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска Рукосуев В.Т. указал, что 18 октября 2017 года им было получено сопроводительное письмо, подписанное главой администрации Чунского муниципального образования Хрычовым Н.Д. о направлении в его адрес копии распоряжения о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства № 849-0Д от 25 сентября 2017 года и уведомления о проведении проверки от 2 октября 2017 года. В данном сопроводительном письме содержалась информация, что в его адрес также направлен акт внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства на земельных участках, расположенных по следующим адресам: <адрес изъят>. Однако самого акта к письму приложено не было.

24 октября 2017 года ведущим специалистом отдела по управлению муниципальным имуществом, природными и земельными ресурсами Чунского муниципального образования Писс Л.А. ему вручен Акт внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физического лица №20 от 18 октября 2017 года. Данный акт он не подписал, так как считает, что проверка в отношении его была проведена незаконно. Выезд по адресам земельных участков проводился 18 октября 2017 года сотрудниками администрации: ведущим специалистом отдела по управлению муниципальным имуществом, природными и земельными ресурсами Писс Л.А. и специалистом 1 категории Чередовым А.А.. Именно тогда он узнал, что в отношении его проводится вышеуказанная проверка.

Считает распоряжение главы администрации Чунского муниципального образования Хрычова Н.Д. № 849-ОД от 25 сентября 2017 года «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства», действия сотрудников администрации Чунского муниципального образования Писс Л.А. и Чередова А.А. незаконными, акт внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физического лица № 20 от 18 октября 2017 года незаконным, по следующим основаниям.

1. Согласно ст. 71.1 ч.6 Земельного кодекса РФ установлены исчерпывающие основания проведения внеплановых проверок. В нарушение указанных требований распоряжение главы администрации Чунского муниципального образования Хрычова Н.Д. не содержит оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ.

2. В нарушение п. 1.8. Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Чунского муниципального образования», утвержденного постановлением исполняющего обязанности главы Чунского муниципального образования № 251 от 1 августа 2016 года (далее – Регламент) о проведении данной проверки не была уведомлена прокуратура Чунского района.

3. В соответствии с пп.4 п. 3.2.5. Регламента в целях принятия решения о проведении внеплановой проверки и подготовки к ее проведению специалист отдела не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки уведомляет о проведении проверки физическое лицо, юридическое лицо, индивидуального предпринимателя любым доступным способом. В данном случае сопроводительное письмо о направлении уведомления о проведении проверки и непосредственно само уведомление датировано 2 октября 2017 года, то есть спустя 7 дней с начала осуществления проверки. Если учесть день фактического вручения, то срок уведомления составит еще больше дней. Данное обстоятельство является свидетельством нарушения его прав и интересов при проведении проверки, поскольку он не был надлежащим образом информирован о начале проведения проверки в отношении его.

4. В соответствии с п. 3.2.6 Регламента, результатом административной процедуры «Принятие решения о проведении проверки и подготовка к ее проведению» является подписанное распоряжение главы Администрации о проведении проверки, уведомление физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки в соответствии с законодательством. До начала проведения проверки в отношении его вышеуказанных документов ему направлено не было.

5. Согласно п. 2.2.8. Регламента срок проведения каждой из проверок не должен превышать 20 рабочих дней. В распоряжении о проведении в отношении его внеплановой проверки земельного законодательства № 849-ОД от 25 сентября 2017 года, а также в акте внеплановой проверки № 20 от 18 октября 2017 года указано, что данная проверка должна быть начата 25 сентября 2017 года и окончена 23 октября 2017 года, что составляет 21 рабочий день. Данное обстоятельство противоречит нормам, содержащимся в Регламенте.

6. В соответствии с п. 3.3.6. проверка начинается с предъявления служебного удостоверения муниципальным инспектором, вручения под роспись физическому лицу, руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, их уполномоченным представителям копии распоряжения главы Администрации о проведении проверки, ознакомления указанных лиц с полномочиями проводящих выездную проверку специалистов Администрации, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и с условиями ее проведения. При проведении проверки сотрудниками администрации Чунского муниципального образования распоряжение о проведении проверки ему предъявлено не было, что также является недопустимым.

7. На основании п. 3.4.3. Регламента акт проверки оформляется в последний день проверки в соответствии со сроками, указанными в распоряжении главы Администрации о проведении проверки, в двух экземплярах, а при выявлении нарушений при проведении проверки - в трех экземплярах. Акт проверки подписывается сотрудником Администрации, осуществившим проверку. Один экземпляр акта с копиями прилагаемых документов в день подписания акта вручается физическому лицу, руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, их уполномоченным представителям под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Если учесть, что окончание проверки датировано 23 октября 2017 года, а акт вручен 18 октября 2017 года, то налицо еще одно нарушение требований Регламента.

8. При проведении проверки на земельном участке, расположенном по адресу: р<адрес изъят>, специалистам администрации Чунского муниципального образования был предоставлен договор аренды земельного участка в пользование на условиях аренды №168 от 2 июня 2000 года, одной из сторон которого указано ООО «Электрон». Полагает, что при проведении проверки по данному адресу, сотрудники администрации Чунского муниципального образования в своих действиях должны руководствоваться положениями Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Считает, что вышеуказанные нарушения законодательства существенно ограничили его право на защиту своих интересов в отношении земельных участков, арендатором которых он является. Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства являются нарушениями действующего федерального законодательства и муниципальных правовых актов, что не только нарушило его права и интересы, но и являются основанием для признания решений и действий главы и сотрудников администрации Чунского муниципального образования незаконными и подлежащих отмене.

На основании изложенного просил суд признать распоряжение главы администрации Чунского муниципального образования Хрычова Н.Д. «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства» № 849-ОД от 25 сентября 2017 года незаконным; признать акт внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физического лица № 20 от 18 октября 2017 года незаконным; признать действия ведущего специалиста отдела по управлению муниципальными имуществом, природными и земельными ресурсами Чунского муниципального образования Писс Л.А. и специалиста 1 категории отдела по управлению муниципальными имуществом, природными и земельными ресурсами Чунского муниципального образования Чередова А.А. незаконными.

Решением суда от 19 января 2018 года административное исковое заявление Рукосуева В.Т. оставлено без удовлетворения

Не согласившись с вынесенным решением, Рукосуев В.Т. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда.

В апелляционной жалобе указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, приводя доводы аналогичные доводам административного искового заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу ведущий специалист отдела по управлению муниципальными имуществом, природными и земельными ресурсами Чунского муниципального образования Писс Л.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд.

В свою очередь на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как:

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону решений, действий (бездействия) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) (пункт 1 часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено:

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЗК РФ Постановлением Администрации Чунского муниципального образования № 251 от 1 августа 2016 года утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Чунского муниципального образования».

Согласно п. 3.2.5 Административного регламента в целях принятия решения о проведении внеплановой проверки и подготовки к её проведению специалист отдела: оценивает наличие обстоятельств, являющихся в соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки, - в срок не более 2 рабочих дней со дня наступления соответствующих обстоятельств /пп.1/; при наличии оснований - обеспечивает подготовку распоряжения главы Администрации о проведении внеплановой проверки в срок не более 5 рабочих дней со дня наступления соответствующих обстоятельств /пп.2/; в день подписания распоряжения главы Администрации о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в п.2 ч.2 ст.10 ФЗ № 294-ФЗ обеспечивает подготовку и направление в прокуратуру Чунского района извещения о проведении внеплановой проверки с приложением копии распоряжения Администрации и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием её проведения /пп.3/; не менее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки, за исключением случаев проведения внеплановой проверки по основанию, указанному в п.1 ч.2 ст.10 ФЗ № 294-ФЗ, уведомляет о проведении проверки физическое лицо, юридическое лицо, индивидуального предпринимателя любым доступным способом. Результатом административной процедуры является подписанное распоряжение главы Администрации о проведении проверки. Срок проведения проверки установлен согласно п. 2.2.8 - не должен превышать 20 рабочих дней пп.3.3.3. Проверка проводится специалистом Администрации, который указан в распоряжении главы Администрации /пп.3.3.4/. Проверка проводится по месту нахождения земельного участка /пп.3.3.5/. Согласно пп.3.3.6 проверка начинается с предъявления служебного удостоверения муниципальным инспектором, вручения под роспись копии распоряжения главы Администрации о проведении проверки, ознакомления указанных лиц с полномочиями проводивших выездную проверку специалистов, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и с условиями её проведения. По результатам завершения проверки сотрудник отдела составляет акт /пп.3.4.2/, акт оформляется в последний день проверки в соответствии со сроками, указанными в распоряжении главы Администрации о проведении проверки /пп.3.4.3/. В случае выявления нарушений при проведении проверки один экземпляр акта с копиями прилагаемых документов в течение 5 рабочих дней со дня проведения проверки направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному земельному надзору /п.п.3.4.5/.

Судом установлено, что распоряжением главы администрации Чунского муниципального образования Хрычова Н.Д. «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства» № 849-ОД от 25 сентября 2017 года постановлено провести внеплановую выездную проверку в отношении Рукосуева В.Т. на земельных участках:

- <адрес изъят>;

- <адрес изъят>;

- <адрес изъят>.

Проверка проводилась в целях контроля над устранением нарушений требований земельного законодательства. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований, установленных федеральным законодательством. Срок проверки установлен 20 рабочих дней с 25 сентября 2017 года и не позднее 23 октября 2017 года. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен ведущий специалист отдела по управлению муниципальными имуществом, природными и земельными ресурсами Чунского муниципального образования Писс Л.А.

О проведении внеплановой проверки Рукосуев В.Т. был уведомлен 2 октября 2017 года. В этот же день Рукосуеву В.Т. было объявлено, что 18 октября 2017 года в 15 часов будет проводиться выездная проверка на выше указанных земельных участках, что подтверждается подписью Рукосуева В.Т. на уведомлении.

На основании распоряжения главы администрации Чунского муниципального образования № 849-ОД от 25 сентября 2017 года в рамках осуществления муниципального земельного контроля, 18 октября 2017 года с 15 часов до 16 часов ведущим специалистом отдела по управлению муниципальным имуществом, природными и земельными ресурсами Писс Л.А., с участием специалиста 1 категории Чередова А.А. была проведена внеплановая выездная проверка Рукосуева В.Т. в отношении объектов земельных отношений - земельных участков по адресу: <адрес изъят>.

По результатам проверки составлен Акт № 20 от 18 октября 2017 года внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физического лица органом муниципального контроля. При проведении проверки административный истец присутствовал, с актом ознакомиться отказался, отказался и от подписи в акте, акт был вручен истцу, что подтверждается пометкой об отказе ознакомления с актом, каких-либо замечаний по порядку проведения проверки или по ее результатам в акте административный истец не указал.

При проведении мероприятий муниципального контроля выявлены нарушения ч.1 ст.39.1, 25, 26 ЗК РФ, выразившиеся в том, что право собственности на земельные участки не зарегистрировано надлежащим образом в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

19 октября 2017 года в адрес Тайшетского отдела Управления Росреестра по Иркутской области был направлен акт проверки от 18 октября 2017 года № 20 с приложением, что подтверждается копией сопроводительного письма и не оспаривается административным истцом. Данные материалы проверки, послужили основанием для привлечения Рукосуева В.Т. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, что подтверждается ксерокопиями постановлений от 22 декабря 2017 года.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Рукосуева В.Т. в части признания незаконным распоряжения главы администрации Чунского муниципального образования Хрычова Н.Д. «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства» № 849-ОД от 25 сентября 2017 года, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с положениями ст.ст. 42, 72, 74 ЗК РФ, Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Чунского муниципального образования».

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Рукосуева В.Т. в части признания незаконным акта проверки соблюдения земельного законодательства № 20 от 18 октября 2017 года, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт составлен в соответствии с действующим законодательством, в присутствии административного истца и в пределах полномочий органа муниципального контроля.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Рукосуева В.Т. в части признания незаконными действий ведущего специалиста отдела по управлению муниципальными имуществом, природными и земельными ресурсами Чунского муниципального образования Писс Л.А., суд первой инстанции исходил из того, что Писс Л.А. действовала в соответствии с Административным регламентом, на основании распоряжения главы Администрации Чунского муниципального образования «О проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства № 849-ОД от 25 сентября 2017 года и нарушения норм, регламентирующих проведение внеплановых проверок физических лиц в области соблюдения земельного законодательства, которые повлекли бы нарушение прав, свобод и законных интересов Рукосуева В.Т. ею не допущено.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Рукосуева В.Т. в части признания незаконными действий специалиста 1 категории отдела по управлению муниципальными имуществом, природными и земельными ресурсами Чунского муниципального образования Чередова А.А., суд первой инстанции исходил из того, что основания для признания действий Чередова А.А. незаконными отсутствуют, поскольку последний присутствовал при проведении внеплановой проверки лишь для осуществления технической функции – фотографирования и его действиями нарушений прав, свобод и законных интересов Рукосуева В.Т. не допущено.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что администрация, не сообщив о данной проверке в прокуратуру, не нарушила порядок проведения внеплановой проверки, поскольку внеплановая выездная проверка в порядке муниципального контроля согласуется с органами прокуратуры только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Судебная коллегия также согласна с выводом суда первой инстанции о том, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов внеплановой проверкой физического лица. Доводы административного истца об обратном судом обоснованно признаны несостоятельными.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции и основаны на неверном толковании норм материального права, им в решении суда дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка заявителем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чунского районного суда Иркутской области от 19 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Рукосуева В.Т. – без удовлетворения.

Председательствующий Р.И. Харин

Судьи Л.В. Гусарова

Н.М. Усова