Судья Чернова С.А. Дело № 33а-273/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 22 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Таргына А.О.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
с участием представителя административного истца - прокурора Ооржак С.А., представителя административного ответчика Золотухиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному иску заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – администрации муниципального района Пий-Хемский кожуун Республики Тыва на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 11 января 2018 года,
у с т а н о в и л а :
Заместитель прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, указывая на то, что в соответствии с заданием прокуратуры Республики Тыва прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Пий-Хемского района полномочия по организации похоронного дела на территории сельских поселений не осуществляются. 13 октября 2017 года прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства. 27 ноября 2017 года из администрации Пий-Хемского района Республики Тыва поступила информация, согласно которой администрацией Пий-Хемского района разрабатываются муниципальные правовые акты о погребении и похоронном деле. В установленный срок администрацией района нарушения требований законодательства не устранены. Просил суд обязать администрацию Пий-Хемского кожууна устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, разработки и утверждения порядка деятельности такой службы, определения стоимости гарантированных услуг, оказываемых специализированной службой.
Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 11 января 2018 года административное исковое заявление заместителя прокурора Пий-Хемского района удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее - администрация) Золотухина Т.И. просит отменить решение суда и принять новое решение, указывая, что согласно п. 17 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится содержание межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. В соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 2 указанного закона, межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений, которые согласно сайту «Всероссийской переписи населения 2010 года» на территории Республики Тыва отсутствуют.
В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» Золотухина Т.И. апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям.
Прокурор Ооржак С.А. в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 13 октября 2017 года и.о. прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в адрес председателя администрации Пий-Хемского района внесено представление № об устранении нарушений законодательства об оружии, в котором имеются требования: 1) безотлагательно рассмотреть представление, о дате, месте, времени рассмотрения представления уведомить прокурора Пий-Хемского района для участия; 2) немедленно принять меры к устранению нарушений законодательства об оружии, а также инструкции утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 12.01.2009 № 13, определяющей порядок хранения, учет и сохранность боеприпасов и вооружения в подразделениях МВД РФ; 3) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; 4) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору Пий-Хемского района в письменной форме в месячный срок.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что в представлении имела место опечатка, так как имелось ввиду устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле.
Администрацией Пий-Хемского кожууна Республики Тыва 27 ноября 2017 года за исх. № на представление от 13 октября 2017 года № дан ответ, что администрацией разрабатываются муниципальные правовые акты о погребении и похоронном деле, в том числе, административный регламент осуществления муниципальной услуги в рамках полномочий по организации похоронного дела, а также порядок деятельности такой службы с определением стоимости гарантированных услуг, оказываемых специализированной службой.
Суд первой инстанции, рассматривая настоящее административное исковое заявление, пришёл к выводу, что исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению, на администрацию возложена обязанность устранить требования законодательства, поскольку администрацией специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, стоимость гарантированных ритуальных услуг, оказываемых специализированной службой не определена, административный регламент осуществления муниципальной услуги в рамках полномочий по организации похоронного дела не утвержден, что существенно нарушает права граждан, проживающих в сельских поселениях, на получение гарантированных ритуальных услуг.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг является вопросом местного значения муниципального района.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 указанного закона организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
В силу части 3 статьи 14 названного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п.15 части 1 статьи 6 Устава муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», утв. Хуралом представителей Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 18.04.2008 № 45, к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится содержание на территории муниципального района мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Согласно статье 11 Закона Республики Тыва от 16.08.2000 № 543 «О погребении и похоронном деле в Республике Тыва», супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Услуги по погребению, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва, а также с органами государственной власти Республики Тыва и возмещаются специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджета Республики Тыва в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. В остальных случаях стоимость услуг возмещается в порядке, установленном федеральным законодательством.
В статье 17 указанного закона установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Полномочия органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Тыва в области погребения и похоронного дела, установленные Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 20 указанного закона, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В административном иске прокурор просит возложить на администрацию Пий-Хемского района обязанность устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, разработки и утверждения порядка деятельности такой службы, определения стоимости гарантированных услуг, оказываемых специализированной службой.
Вместе с тем администрацией Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в постановлении от 26 января 2017 года № 70 установлена стоимость услуг по погребению, гарантированных к выплате лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение (социальное пособие на погребение).
Из постановления администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 31 января 2018 года № 61 следует, что администрацией установлена стоимость услуг по погребению, гарантированную к выплате лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение (социальное пособие по погребению). Согласно приложению № 1 администрацией утвержден перечень услуг на погребение.
Постановлением администрации Пий-Хемского кожууна Республики Тыва от 05 декабря 2017 года № 604 утвержден Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.
При этом сведений о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» суду не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение суда подлежит изменению, требования прокурора о возложении обязанности на административного ответчика в части разработки и утверждения порядка деятельности специализированной службой, определения стоимости гарантированных услуг, оказываемых специализированной службой, удовлетворению не подлежат, следовательно, иск подлежит частичному удовлетворению в части требования об устранении нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле путём создания на территории муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» специализированной службы по вопросам похоронного дела.
С учетом установленных фактических обстоятельств, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, судебная коллегия считает наиболее правильным определить, что выявленное нарушение подлежит устранению в срок до 31 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 11 января 2018 года изменить, изложив в следующей редакции.
«Административный иск заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле путём создания на территории муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» специализированной службы по вопросам похоронного дела в срок до 31 декабря 2018 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Обязать администрацию муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» сообщить в месячный срок по истечении установленного судом срока об исполнении решения в Пий-Хемский районный суд и административному истцу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 марта 2018 года.
Председательствующий
Судьи