Судья Тележкина О.Д. Дело №33а-2743/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Пелевиной Н.В., Колесова Р.Н.,
при секретаре Грачевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2021-007044-10, №2а-3736/2021) по апелляционной жалобе Гуляевой Ольги Николаевны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 октября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Гуляевой Ольги Николаевны к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области о признании незаконными действий по наложению дисциплинарного взыскания отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения Гуляевой О.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гуляева О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области о признании незаконными действий заместителя дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Гришиной Ю.Д. и начальника отряда №1 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Нечаевой И.О. по наложению на нее (Гуляеву О.Н.) дисциплинарного взыскания в виде устного выговора.
Требования мотивировала тем, что 15 августа 2021 года заместителем дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Гришиной Ю.Д. в отношении нее составлен рапорт о якобы допущенном нарушении установленного порядка отбывания наказания, при этом в этот день в дежурную часть исправительного учреждения для дачи объяснений дежурному помощнику начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО6 ее (Гуляеву О.Н.) не вызывали. В нарушение пунктов 13 и 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 (далее также – Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), Гришина Ю.Д. своими действиями препятствовала осуществлению ею (Гуляевой О.Н.) обязанностей, регламентированных статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в части дачи письменных объяснений по факту допущенного нарушения. 18 августа 2021 года она была вызвана начальником отряда №1 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Нечаевой И.О. для беседы, в ходе которой она сообщила, что Гришиной Ю.Д. в отношении нее (Гуляевой О.Н.) составлен рапорт о допущенном нарушении, в котором указано, что она (Гуляева О.Н.), находясь на территории, прилегающей к столовой, была одета в форму неустановленного образца, чем нарушила пункт 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. В нарушение требований действующего законодательства с материалами по допущенному нарушению она не была ознакомлена, в том числе в ознакомлении с данными материалами ей было отказано Нечаевой И.О. По требованию Нечаевой И.О. ею (Гуляевой О.Н.) было дано письменное объяснение, в котором она выразила несогласие с составленным в отношении нее рапортом, так как в указанный в рапорте период времени она была одета в форму установленного образца с нагрудным отличительным знаком. 24 августа 2021 года советом воспитателей отряда принято решение о наложении на нее правами начальника отряда №1 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Нечаевой И.О. дисциплинарного взыскания в виде устного выговора, с которым она (Гуляева О.Н.) не согласна, полагала его незаконным и противоречащим положениям Конституции Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Европейской конвенции по правам человека. Решение о наложении дисциплинарного взыскания было принято в отсутствие половины членов совета воспитателей отряда, которых должно быть не менее 6 человек, устный выговор объявлен правами начальника отряда №1 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, которая в тот момент не была исполняющей обязанности начальника отряда №3 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. Кроме того, от осужденных отряда №3 скрывается информация о составе совета воспитателей отряда, что говорит о том, что фактически в нарушение Методических рекомендаций по совершенствованию деятельности начальников отрядов и советов воспитателей отрядов исправительных учреждений, разработанных ФКУ НИИ ФСИН России, он не существует и не функционирует. Также неизвестно, членами совета воспитателей какого отряда являются ФИО8, ФИО9 и ФИО10 В качестве основания для наложения дисциплинарного взыскания Нечаева И.О. указала, что согласно приказу начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» осужденным запрещено ношение формы установленного образца совместно с нательным бельем, а также запрещено находиться на режимных мероприятиях в халатах установленного образца. Вместе с тем на режимном мероприятии «ужин» она (Гуляева О.Н.) была одета в халат, под которым было надето нательное белье. На совете воспитателей отряда она поясняла, что 15 августа 2021 года был банным днем для осужденных отряда №3. В приказе начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» четко оговорено, что в банные дни при сдаче формы для еженедельной стирки в банно-прачечный комбинат осужденные могут быть одеты в халаты установленного образца. От здания отряда №3 осужденных на ужин сопровождала Гришина Ю.Д., никаких замечаний в ее (Гуляевой О.Н.) адрес от Гришиной Ю.Д. относительно одежды не поступало, как и в адрес других осужденных, одетых в халаты, в отношении которых соответствующие рапорты составлены не были. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что либо указанный в рапорте факт не является нарушением, либо Гришина Ю.Д. действовала в отношении нее (Гуляевой О.Н.) из чувства личной неприязни, что является признаком непрофессионализма. В пункте 25 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений указано, что при проведении режимного мероприятия «развод на работу» проверяется, все ли осужденные обуты и одеты по сезону и в установленную форму. Лица, которые одеты не по форме, возвращаются для устранения нарушений в одежде. Таким образом, законодателем для осужденных предусмотрена возможность исправить недостатки в одежде без наложения взыскания, однако Гришина Ю.Д. пренебрегла данными требованиями законодательства и вместо предупреждения и требования исправить недостатки, когда осужденные находились на территории своего отряда, составила в отношении нее (Гуляевой О.Н.) рапорт, скрыв данную информацию. Приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» для осужденных установлены требования, которые он не вправе устанавливать в силу своей в компетенции, поскольку пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений регламентировано, что приказом начальника исправительного учреждения могут устанавливаться только образцы формы одежды исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий, распорядка дня, однако в нарушение данных положений вышеуказанный приказ содержит запрет на ношение под формой установленного образца нательного белья, то есть осужденные должны носить форму на голое тело. С этим можно смириться в период весны/лета, когда климатическая температура позволяет осужденным обходиться без нательного белья, однако, как быть осужденным в осенне-зимний период, непонятно. Таким неправомерным решением администрация исправительного учреждения ставит осужденных перед выбором: нарушить требования приказа начальника колонии и надеть нательное белье под форму для сохранения здоровья, но тем самым получить взыскание, либо мерзнуть и болеть, но не иметь нарушений порядка ношения формы, установленного начальником исправительного учреждения. Таким образом, запрещая осужденным носить нательное белье под формой, начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области превысил свои должностные полномочия. Согласно пункту 35 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 10 августа 2011 года №463, приказы (распоряжения), издаваемые учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, не могут носить нормативно-правовой характер, следовательно, приказ начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» не может налагать на осужденных обязанности, ограничения или запреты, а за неисполнение требований приказа на осужденных не могут быть наложены какие-либо санкции. Согласно части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В ответе Минюста России от 20 мая 2019 года №04-62984/19, приложенном ею к объяснительной, указано, что ни Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, ни Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не содержат положений, касающихся правил ношения одежды. Таким образом, в вышеуказанном приказе начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области установлен незаконный и ничем немотивированный запрет на ношение осужденными нательного белья под формой, в связи с чем при наложении на нее дисциплинарного взыскания совет воспитателей отряда не вправе был ссылаться на его положения. Кроме того, данный приказ согласован и завизирован лицами, не являющимися по состоянию на 24 августа 2021 года сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, в связи с чем он не имеет юридической силы. Таким образом, при наложении на нее на основании приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» взыскания нарушены ее конституционные права на охрану здоровья, на ознакомление с документами и материалами по составленному рапорту и наложенному взысканию. Запрет на ношение нательного белья под формой направлен на подрыв здоровья осужденных, является жестоким и унижающим человеческое достоинство обращением, нарушает гигиену. Администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области нарушены требования статьи 15 Конституции Российской Федерации, поскольку от осужденных отряда №3 скрывается содержание приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных», данный приказ до настоящего времени не вывешен на информационный стенд отряда №3, при этом осужденным выставлены требования об его исполнении.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены заместитель дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Гришина Ю.Д., начальник отряда ОВРО ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Нечаева И.О., УФСИН России по Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Гуляева О.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Полагает, что, надев под одежду установленного образца с нагрудным знаком нательное белье, она не нарушила ни одну норму права и не нанесла вред личности, обществу и государству. Указывает, что частью 4 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что форма одежды для осужденных определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказ начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» нормативным правовым актом не является. Более того, указанный приказ не относится ни к подзаконным актам, ни к локальным нормативным актам. В иных правовых источниках, в том числе в приказе Минюста России от 03 декабря 2013 года №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», запрет на ношение под платьем-халатом с коротким рукавом какой-либо одежды не содержится. Таким образом, вопросы, касаемые утверждения одежды установленного образца для осужденных, в компетенцию начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области не входят, и он вправе устанавливать только дату перехода с зимней формы одежды на летнюю и наоборот посредством издания соответствующего приказа. Должностная инструкция начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО12 утверждена врио начальника УФСИН России по Костромской области ФИО13 19 мая 2021 года, то есть на момент подписания и регистрации приказа от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» у ФИО12 отсутствовали соответствующие полномочия, в связи с чем указанный приказ является недействительным. Согласно Уставу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области исправительное учреждение не наделено правом издавать нормативные правовые документы, обязательные к исполнению осужденными, также в нем отсутствуют сведения о том, что сотрудники ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области имеют право применять к осужденным какие-либо санкции. Своими действиями администрация ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области создает для осужденных условия, при которых им невозможно сохранить свое здоровье, нарушая тем самым гарантированное Конституцией Российской Федерации право на охрану здоровья, что приравнивается к жестокому обращению. В своем решении суд ссылается на объяснения осужденной ФИО14, которая утверждает, что работает в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области в должности «рабочий по обслуживанию в бане», 15 августа 2021 года одежда была передана в отряд №3 примерно в 13:30 час. – 14:00 час. Однако объяснения ФИО14 содержат недостоверную информацию, поскольку должность «рабочий по обслуживанию в бане» в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области отсутствует, а сама ФИО14 находится в зависимом от должностных лиц исправительного учреждения положении, в связи с чем дает только те объяснения, которые удовлетворяют требования сотрудников колонии. Отмечает, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области размещено на территории усадьбы Васильевское, являющейся памятником истории и культуры, который в оперативное управление исправительного учреждения не передавался, в связи с чем режимные требования, установленные ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, на территории культурного и исторического памятника незаконны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Гуляева О.Н., участие которой обеспечено путем использования видеоконференц-связи, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, представитель УФСИН России по Костромской области, заместитель дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Гришина Ю.Д., начальник отряда ОВРО ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Нечаева И.О. в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в установленных статьей 308 КАС РФ пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Гуляева О.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.
По прибытию в исправительное учреждение Гуляева О.Н. ознакомлена с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации, с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Также Гуляева О.Н. предупреждена об ответственности за нарушение порядка отбывания наказания (л.д. 52).
30 мая 2021 года Гуляева О.Н. ознакомлена начальником отряда ОВРО ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО15 с приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» (л.д. 51).
15 августа 2021 года в 17 час. 22 мин. заместителем дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Гришиной Ю.Д. установлено, что осужденная отряда №3 Гуляева О.Н. допустила нарушение формы одежды установленного образца, находясь на территории, прилегающей к столовой исправительного учреждения, в комбинированной форме (нательное термобелье с платьем-халатом установленного образца), о чем ею составлен соответствующий рапорт №80 (л.д. 54).
В своей объяснительной от 19 августа 2021 года Гуляева О.Н. указала, что находилась на территории столовой в форменном халате с нагрудным знаком. Информация, содержащаяся в рапорте, о том, что на ней было надето термобелье, является сфальсифицированной, поскольку в ее личных вещах отсутствует такой вид одежды, что подтверждается описью ее личных вещей, находящихся в соответствующей комнате хранения. На информационном стенде отряда №3 размещены фотографии женщин в различных вариантах формы с надписью «образцы формы для осужденных». Положения приказа начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой формы одежды для осужденных» не доведены до сведения осужденных отряда №3, и указаний о том, что фотографии, размещенные на информационном стенде отряда №3, являются приложением к какому-либо нормативному акту, не имеется. 15 августа 2021 года был банным днем для осужденных отряда №3, в который они должны быть одеты в форменный халат. Отметила, что дежурному помощнику начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО6, который является непосредственным начальником заместителя дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Гришиной Ю.Д., о составленном в отношении нее (Гуляевой О.Н.) рапорте ничего не известно, следовательно, Гришина Ю.Д. превысила свои должностные полномочия и составила рапорт без согласования с руководством. Кроме того, согласно ответу Минюста России от 20 мая 2019 года №04-62984/19 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не содержат положений, касающихся правил ношения одежды, следовательно, пункт 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений она не нарушала, так как была одета в форму установленного образца с нагрудным знаком (л.д. 57-58).
Согласно выписке из протокола №36 заседания совета воспитателей отряда от 24 августа 2021 года советом принято решение: ходатайствовать об объявлении осужденной отряда №3 Гуляевой О.Н. устного выговора (л.д. 56), с чем Гуляева О.Н. была ознакомлена в этот же день (л.д. 55).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований Гуляевой О.Н., суд проанализировал нормы действующего законодательства, устанавливающие основные права и обязанности осужденных, а также порядок привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности, оценил представленные сторонами доказательства и обоснованно исходил из того, что у администрации исправительного учреждения имелись основания для привлечения Гуляевой О.Н. к дисциплинарной ответственности, и порядок наложения дисциплинарного взыскания был соблюден.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного административного спора у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также – УИК РФ) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей влечет установленную законом ответственность (часть 6 статьи 11 УИК РФ).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В настоящее время в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 (далее также – Правила внутреннего распорядка).
В соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка осужденные обязаны, в том числе исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками. Образец формы одежды исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения.
Приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 установлена единая форма одежды для осужденных ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, разделенная по отдельным видам одежды согласно приложению №1. Образцы формы одежды исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня определены согласно приложению №2. Форма одежды №1 (летняя форма – на период нахождения в отряде, выполнения хозяйственных работ): платье-халат с нагрудным знаком, косынка (в помещении снимается), туфли летние (ботинки); форма одежды №2 (летняя форма – на период проведения общих культурно-массовых мероприятий, мероприятий воспитательного характера, общей проверки, вывода на работу, приема пищи, посещения клуба, библиотеки, здравпункта, служебных кабинетов администрации учреждения, места проведения телефонных разговоров у дежурной части): косынка (в помещении снимается), куртка на подкладке, костюм хлопчатобумажный с нагрудным знаком (брюки или юбка), блузка, туфли летние, туфли кожаные, ботинки комбинированные; форма одежды №3 (зимняя): шапка трикотажная или платок полушерстяной (в помещении снимается), полупальто утепленное с нагрудным знаком (в помещении снимается), брюки, блуза, костюм хлопчатобумажный с нагрудным знаком, платье-халат, ботинки комбинированные, сапоги зимние, рукавицы утепленные; форма одежды №4 (на период проведения спортивных мероприятий, зарядки): спортивный костюм, спортивная обувь. В примечании к приложению №1 к приказу указано, что комбинированная форма одежды (нательное термобелье, футболка темного цвета с длинным рукавом, верхняя часть костюма х/б установленного образца с платьем-халатом установленного образца и др.), не утвержденная настоящим приказом для ношения осужденными, не разрешается (л.д. 47-50).
Факт неисполнения Гуляевой О.Н. обязанности, предусмотренной пунктом 16 Правил внутреннего распорядка, подтверждается представленными в дело доказательствами, в частности, рапортом заместителя дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Гришиной Ю.Д. от 15 августа 2021 года №80, видеозаписью, на которой зафиксирован факт нарушения Гуляевой О.Н. установленной формы одежды.
В ходе судебного разбирательства Гуляевой О.Н. также не отрицалось, что 15 августа 2021 года она находилась на территории, прилегающей к столовой исправительного учреждения, при этом была одета в майку с длинным рукавом под платье-халат с коротким рукавом установленного образца.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 115 УИК РФ к мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы, отнесен устный выговор. Право применения данной меры взыскания статья 119 УИК РФ предоставляет начальникам исправительных учреждений или лицам, их замещающим, а также начальникам отрядов.
В соответствии с должностной инструкцией начальника отряда ОВРО ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Нечаевой И.О., утвержденной начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО12 31 мая 2021 года, начальник отряда ОВРО ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области вправе вносить предложения и принимать участие при рассмотрении вопросов, связанных с применением к осужденным мер поощрения и взыскания (пункт 12), обязан обеспечивать выполнение осужденными Правил внутреннего распорядка учреждения, требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы (пункт 26), в отсутствие других начальников отрядов исполнять их должностные обязанности (пункт 59) (л.д. 24-30).
Положением о совете воспитателей отрядов ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, утвержденным приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 21 апреля 2021 года №125, предусмотрено, что совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным совещательным органом в отряде осужденных. Он призван оказывать помощь и содействие начальнику отряда в проведении воспитательной работы с осужденными, организации эффективной работы по обеспечению исполнения наказания (пункт 1).
Совет воспитателей отрядов создается в каждом отряде приказом исправительного учреждения сроком на 1 год. Количество членов совета воспитателей отрядов должно быть нечетным. В его состав должны быть включены начальник отряда – председатель совета воспитателей отрядов, другие сотрудники частей и служб исправительного учреждения, имеющие навык и умение работы с осужденными, преподаватели учебно-консультационного пункта и профессионального училища, функционирующих при учреждении, представители общественности. Приказ обновляется по мере кадровых изменений в составе сотрудников (пункт 2).
Совет воспитателей отрядов обсуждает и способствует решению вопросов, направленных на улучшение условий труда и быта лиц, отбывающих наказание, привитие им устойчивых навыков правопослушного поведения, бережного отношения к имуществу всех форм собственности; участвует в обсуждении нарушителей установленного порядка отбывания наказания (пункт 4).
Решение совета воспитателей отрядов используется начальником отряда при организации воспитательной работы с осужденными (пункт 5).
В силу части 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что предусмотренный законом порядок при привлечении Гуляевой О.Н. к дисциплинарной ответственности ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области не нарушен.
По факту допущенного Гуляевой О.Н. нарушения проведена проверка, в ходе которой у нее отобраны письменные объяснения, материалы проверки рассмотрены на совете воспитателей отряда, решение которого носит рекомендательный характер, взыскание наложено начальником отряда, т.е. лицом, обладающим таким правом, в пределах установленного законом срока.
Материалы дела не дают оснований полагать, что наложенная на Гуляеву О.Н. мера дисциплинарного взыскания – устный выговор, который является самой мягкой мерой взыскания, применяемой к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, не соответствует тяжести и характеру нарушения, что при ее определении административным ответчиком не учитывались личность и предыдущее поведение Гуляевой О.Н., которая ранее неоднократно подвергалась дисциплинарным взысканиям, о чем свидетельствует справка о поощрениях и взысканиях (л.д. 62), представленная на осужденную Гуляеву О.Н. исправительным учреждением, в котором она отбывает наказание в виде лишения свободы.
При таких обстоятельствах суд верно посчитал, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области при объявлении Гуляевой О.Н. выговора были соблюдены требования статьи 117 УИК РФ, и принял правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Приказ начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 12 апреля 2021 года №119 «Об установлении единой форма одежды» принят в соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Гуляевой О.Н. о превышении должностным лицом полномочий при издании данного приказа, подлежат отклонению.
Довод о том, что у начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО12 отсутствовали полномочия на подписание приказа от 12 апреля 2021 года №119, поскольку должностная инструкция начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области была утверждена только 19 мая 2021 года, не состоятелен, поскольку указываемое заявителем апелляционной жалобы обстоятельство, не опровергает факт подписания приказа в период исполнения ФИО12 обязанностей начальника исправительного учреждения.
Оснований не доверять представленным в материалы дела ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области доказательствам судом первой инстанции, а также судебной коллегией не установлено.
Объяснениям осужденной ФИО14 судом первой инстанции дана оценка в совокупности с иными доказательствами по делу, оснований не согласиться с которой по доводам апелляционной жалобы, основанным на личном мнении административного истца, судебная коллегия не усматривает. Так, наименование занимаемой ФИО14 должности не являлось спорным обстоятельством по рассмотренному административному делу и не может свидетельствовать о неправдивости объяснений осужденной в интересах администрации исправительного учреждения.
Кроме того, представленной административным ответчиком видеозаписью подтверждается, что у Гуляевой О.Н., как и у других осужденных, одетых в костюмы установленного образца, включающие куртку с длинным рукавом, имелась возможность реализовать свое право на охрану здоровья путем ношения одежды установленного образца, не нарушая при этом требования Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, являющихся обязательными к выполнению.
При этом вопреки утверждениям административного истца в суде апелляционной инстанции факт ознакомления Гуляевой О.Н. с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации, с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений подтверждается личной подпиской осужденной (л.д. 52) и не требует подтверждения видеозаписью.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области размещено на территории усадьбы Васильевское, являющейся памятником истории и культуры, который не передавался в оперативное управление учреждения, и режимные требования на его территории незаконны, юридического значения для разрешения административного спора не имеют.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в судебном решении выводы, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 05 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуляевой Ольги Николаевны – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: