К О П И Я
Дело № 33а-2744/2017
Судья Степанюк О.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Семейкиной С.А.,
при секретаре Жмур А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя администрации Ямальского района Сидорченко О.Н. и представителя Некоммерческой организации «Фонд развития Ямальского района» Щербининой Н.М. на решение Ямальского районного суда ЯНАО от 5 сентября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Худи Лидии Яптовны к некоммерческой организации «Фонд развития Ямальского района» удовлетворить.
Признать решение некоммерческой организации «Фонд развития Ямальского района» об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным.
Обязать некоммерческую организацию «Фонд развития Ямальского района» зарегистрировать заявление Худи Лидии Яптовны в составе участников мероприятий по улучшению жилищных условий в списках граждан, претендующих на представление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой образ жизни, по дате подачи заявления 24 февраля 2015 года.
Взыскать в пользу Худи Лидии Яптовны с некоммерческой организации «Фонд развития Ямальского района» судебные расходы в размере 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Мочаловой Н.В., пояснения административного истца Худи Л.Я., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Худи Л.Я. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд развития Ямальского района» о признании отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений незаконным. При этом указала, что она с членами семьи имеет право на получение социальной выплаты в соответствии с Положением «О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой образ жизни и нуждающихся в жилых помещениях». Уведомлением НО «Фонд развития Ямальского района» от 27.10.2015 года она была включена в сводный список граждан на получение данной выплаты. Однако 12 июля 2017 года она была проинформирована об отказе в выдаче свидетельства в связи с невыполнением условий указанного Положения. Основанием для снятия её семьи с учета граждан явилось то, что истец постоянно проживает в Яр-Сале и не ведет традиционный кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера. Согласно справок департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО и выписок из Единой информационной системы она и члены ее семьи ведут традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера на территории Ямальского района. Полагала решение об отказе в выдаче сертификата незаконным.
В судебном заседании Худи Л.Я. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель НО «Фонд развития Ямальского района» Тарасов В.А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением не согласен представитель администрации МО Ямальского района Сидорченко О.Н., в апелляционной жалобе просила его отменить. В обоснование жалобы указала, что в дело не был привлечен орган местного самоуправления - администрация МО Ямальский район, которая участвует в софинанировании мероприятий по улучшению жилищных прав граждан из числа коренных малочисленных народов Севера. Поскольку администрация выделяет денежные средства на предоставлении социальной выплаты, решением суда были затронуты её права и обязанности. Из материалов дела следует, что истец и члены ее семьи в Центре занятости населения Ямальского района в качестве безработных не состоят, не относятся к коренным малочисленным народам Севера, ведущим традиционный кочевой образ жизни и занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью, т.к. истец в судебном заседании указывала, что постоянно проживает в с. Яр-Сале, оленеводством не занимается.
В апелляционной жалобе представитель НО «Фонд развития Ямальского района» Щербинина Н.М. также просила решение суда отменить. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные указанным в апелляционной жалобе представителя администрации Ямальского района.
Стороны в судебном заседании участия суда апелляционной инстанции не принимали, надлежаще уведомлены.
Исследовав материалы дела, пояснения административного истца Худи Л.Я., полагавшей решение законным, обсудив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев дело в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Уполномоченный орган, решение которого оспаривается, реализует делегированные ему административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении неопределенного круга лиц. Поскольку требования административного иска вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства по правилам КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 82 от 30 апреля 1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Традиционный образ жизни малочисленных народов (далее традиционный образ жизни) - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований (ч. 2 ст. 1 ФЗ №82 от 30 апреля 1999 года).
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона № 82 от 30 апреля 1999 года малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Решением Районной Думы МО Ямальский район № 68 от 3 сентября 2014 года (с последующими изменениями и дополнениями от 16 марта 2017 года и 8 июня 2017 года) утверждено Положение «О предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой образ жизни и нуждающихся в жилых помещениях».
Согласно п. 1 ст. 2 Положения заявитель и члены его семьи имеют право на получение социальной выплаты только при соблюдении в совокупности следующих условий: заявитель и все члены его семьи являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории муниципального образования Ямальский район; заявитель, является представителем коренных малочисленных народов Севера, ведет традиционный кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера и занимается традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов Севера (оленеводство, промысловая охота (рыболовство); признание заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях; заявитель и члены его семьи являются безработными; постоянная регистрация по месту жительства на территории муниципального образования Ямальский район; ежемесячный совокупный семейный доход заявителя и членов его семьи составляет менее величины прожиточного минимума на душу населения на каждого члена семьи. Для заявителей, имеющих жилые помещения, занимаемые по договору социального найма либо принадлежащие им и (или) членам семьи заявителей на праве собственности, размер общей площади жилого (ых) помещения (ий), находящегося (ихся) в собственности (доли вправе собственности на жилое помещение) или предоставленного по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что письмом НО «Фонд развития Ямальского района» от 12 июля 2017 года №172 ФИО1 отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещения, в связи с тем, что ФИО1 не выполнено условие Положения - ведение традиционного кочевого образа жизни малочисленных народов Севера и занятие традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов Севера (оленеводство, промысловая охота, рыболовство) (л.д. 11-12).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что периодическое проживание коренных малочисленных народов Севера в населенных пунктах и выполнение разовой работы не может служить основанием для непризнания их малочисленными народами, ведущими традиционный кочевой образ жизни.
Указанные выводы суда судебная коллегия полагает законными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона ЯНАО от 06.10.2006 № 49-ЗАО «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» коренные малочисленные народы Севера в автономном округе - народы (ненцы, ханты, селькупы), проживающие в автономном округе на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, осознающие себя самостоятельными этническими общностями и насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, характерный для указанных народов на территории автономного округа, заключается в ведении кочевого или полукочевого образа жизни коренных малочисленных народов Севера как исторически сложившегося способа жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, основанного на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.
Материалами дела установлено, что ФИО1 включена в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений с 23.10.2015 года (л.д.14).
Согласно справке № от 8.02.2017 года, выданной департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, ФИО1 ведет традиционный (кочевой) образ жизни малочисленных народов Севера на территории Ямальского района (л.д. 32). Аналогичная справка выдана её супругу ФИО2 (л.д.33).
Из выписки, выданной администрацией МО Яр-Салинское 26 июня 2017 №4425, следует, что согласно данным Единой информационной системы по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (ЕИС ЯМАЛ), утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25.06.2014 года № 484-П, ФИО1 действительно ведет традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера на территории образования Ямальский район (л.д.36). Аналогичный документ выдан её супругу ФИО2 (л.д.37).
Постановление Правительства ЯНАО № 484-П утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства ЯНАО от 20.10.2016 года № 986-П.
Пунктом 1.1 Положения о единой информационной системы по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (ЕИС ЯМАЛ), утвержденной Постановлением № 968-П, предусмотрено, что ЕИС ЯМАЛ предназначена для мониторинга, моделирования и прогнозирования социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа.
Согласно п. 4.1.2. Положения о ЕИС на основе информации, введенной органами местного самоуправления, оператор ЕИС ЯМАЛ проводит анализ введенных показателей на предмет качественного заполнения электронных форм, при необходимости проводит работу с органами местного самоуправления по выявлению и устранению недостатков на предмет некорректного введения данных и внесения информации о коренных малочисленных народах Севера автономного округа в ЕИС ЯМАЛ.
Из указанного следует, что сведения о том, ведут ли граждане традиционный образ жизни коренных народов Севера и принадлежат ли к таковым народам, подают органы местного самоуправления, достоверность таких сведений в указанной Единой системе предполагается.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что ФИО1 и члены ее семьи по национальности ненцы, относятся к категории малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни. Данный факт установлен документально и сомнений не вызывает.
Поэтому доводы жалобы об обратном отклоняются, как необоснованные.
Из указанного следует, что основания отказа ФИО1 в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений, не соответствуют положениям закнодательства.
Довод жалобы о том, что истец и члены ее семьи в Центре занятости населения Ямальского района в качестве безработных не состоят, не может быть принят во внимание, поскольку он не являлся основанием для отказа в выдаче свидетельства о выплате и не имеет правового значения для дела. Необходимо отметить, что административный истец ФИО1 и ее супруг ФИО2 являются пенсионерами по старости, то есть лицами, не имеющими работы. Поэтому довод о том, что административный истец и её супруг не являются безработными, основан на ошибочном толковании норм права (л.д. 15, 114).
Довод жалобы о непривлечении в дело органа местного самоуправления - администрации МО Ямальский район и нарушении её прав, подлежит отклонению.
Как указано выше, Решением Районной Думы МО Ямальский район № от 3 сентября 2014 года принято Положение «О предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой образ жизни и нуждающихся в жилых помещениях» (с последующими изменениями и дополнениями от 16 марта 2017 года и 8 июня 2017 года).
Согласно Решению Районной Думы Ямальского района от 08 июня 2017 года уполномоченным органом исполнения Положения являются НО «Фонд развития Ямальского района» или Управление строительства и архитектуры Ямальского района. Полномочия разграничиваются между уполномоченными органами в соответствии с соглашением между ними.
Оспариваемым решением некоммерческой организации «Фонд развития Ямальского района» административному истцу отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты, ни администрация Ямальского района, ни какое-либо её структурное подразделение решений о правах административного истца на социальные выплаты не принимали. Административным истцом обжаловалось решение, вынесенное уполномоченным лицом, об отказе в выдаче свидетельства, при этом судебным актом не затронуты права администрации Ямальского района и не возложены какие-либо обязанности. Следовательно, оснований для вывода о допущенных судом процессуальных нарушениях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст.310 КАС РФ, не установлено.
Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела, доводы жалобы основаны на неправильном толковании закона, основаниями для отмены решения не являются.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ямальского районного суда ЯНАО от 5 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова