Ахтынский районный суд г. Махачкалы судья ФИО2
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 года по делу № 33а-2753, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М. и Ашурова А. И., с участием секретаря судебного заседания Муртузалиевой П.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Mуниципальному району «Ахтынский район» о признании нормативного правового акта не действующим по апелляционной жалобе главы МР «Ахтынский район» ФИО9 на решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено:
«административный иск ФИО1 к муниципальному району «Ахтынский район» о признании нормативно-правого акта недействующим удовлетворить.
Постановление главы муниципального района «Ахтынский район» от <дата>№ о ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Ахтынская детская художественная школа» им А.Сарыджа признать недействующим со дня его принятия.
Взыскать с муниципального района «Ахтынский район» в пользу ФИО1<.00000 руб> возмещение расходов на оказание юридических услуг.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., выслушав объяснения представителя МР «Ахтынский район», административного истца ФИО1, его представителя ФИО6, представителя Прокуратуры РД ФИО7, просивших оставить решение суда без изменения, адвоката ФИО8, просившей решение суда отменить, судебная коллегия
установила:
ФИО1 - директор Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Ахтынская детская художественная школа» им. А.Сарыджа (далее - МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа) обратился в районный суд с административным иском к MP «Ахтынский район» о признании нормативного правового акта не действующим полностью, указывая, что 08 февраля 2016 года главой MP «Ахтынский район» ФИО9 принято постановление № 21 о ликвидации МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа. Считает постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку процедура ликвидации этой образовательной организации проведена в нарушении установленных гражданским законодательством требований и без учета особенностей, предусмотренных законом об образовании. Принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, где обязательным условием для процедуры ликвидации является проведение предварительной экспертной оценки последствий принятия этого решения. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Оспариваемое же постановление принято без положительного заключения комиссии по оценке последствий решения о ликвидации. В журнале «Вестник государственной регистрации» размещенной информации о ликвидации МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа не обнаружено. В тоже время, согласно утвержденному районному бюджету на 2016 год для МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа предусмотрено финансирование в размере <000000000000000руб..>. Исходя из изложенного, напрашивается вывод о том, что ликвидация указанного детского образовательного учреждения носит предвзятый, неправомерный характер.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился глава МР «Ахтынский район» ФИО9 В поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесения по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя по тем основаниям, что согласно записи в ЕГРЮЛ МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа создано администрацией Ахтынского района и его учредителем является MP «Ахтынский район». Решение о ликвидации МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа принято в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Уставом MP «Ахтынский район», утвержденным решением Собрания депутатов MP «Ахтынский район» и представленными материалами проверки деятельности МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно ч. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
В соответствии с пп. 2.1 п. 2 Приказа Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355 «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации», сведения о начале процесса ликвидации юридических лиц подлежат публикации в журнале «Вестник государственной регистрации».
В нарушение этих требований, сведения о начале процесса ликвидации юридического лица - МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа из журнала «Вестник государственной регистрации» ответчиком в суд не представлены. На момент подачи административного иска в суд заявки на публикацию сообщения о ликвидации МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа также не было сделано.
Согласно ст. 22 ФЗ Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ "Об образовании") муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Все образовательные учреждения, согласно их Уставам, являются юридическими лицами, состоят в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями являются муниципальные органы.
МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа зарегистрирован в <.1111111111111111111111>, дата первоначальной регистрации <дата>.
Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
Судом первой инстанции установлено, что главой MP «Ахтынский район» ФИО9 принято постановление от 08 февраля 2016 года № 21 «О ликвидации МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа, которое оспаривается истцом в судебном порядке.
Комиссией по результатам проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа, в составе: председателя комиссии ФИО10, заместителя - ФИО11, членов: ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и Менафова A.M. составлено Заключение от <дата>, из которого следует, что в соответствии с порядком проведения оценки последствии решения о ликвидации МКУ ДО «ДХШ» им. А.Сарыджа, порядком создания комиссии, утвержденным постановлением MP «Ахтынский район» от <дата>№, комиссия установила, что при ликвидации школы имеется возможность получения детьми образования в других школах, качество которого будет не ниже установленных требований, имущественный комплекс не соответствует современным требованиям, экономический эффект при ликвидации школы составит <.0000руб>. рублей.
Как видно из этого Заключения, оно составлено и подписано членами ликвидационной комиссии, созданной на основании оспариваемого постановления, что не соответствует вышеуказанным нормам закона. Не соблюден порядок создания указанной комиссии, установленный уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Ответчиком приказ (распоряжение) о создании комиссии по оценке последствий ликвидации, положение о комиссии и его состав, в суд не представлены. Решение комиссии по оценке последствий ликвидации о признании ликвидации школы целесообразной, с указанием числа проголосовавших «за», «против», ответчиком также в суд не представлено.
Из постановления MP «Ахтынский район» от 18.12.2014 г. № 170 указанные обстоятельства не усматриваются.
Изложенные в заключении доводы о том, что имеется возможность получения образования учащимися ликвидированной художественной школы (декоративно-прикладное искусство, живопись, рисунок и т.д.) в МКУ ДОД «Дом детского творчества» им. К.Меджидова (моделирование, радиоэлектроника) и МКУ ДОД «Ахтынская детская школа искусств» им. А.Джалиловой (танцы, музыка), также несостоятельны по причине указанных различных направлений образования.
Уставом MP «Ахтынский район» (принят <дата>, зарегистрирован <дата>) установлено: решение о порядке создания, ликвидации и реорганизации муниципальных казенных и иных предприятий и учреждений, участие в создании межмуниципальных хозяйственных обществах принимается собранием депутатов муниципального района (пункт п. 3 ст. 49).
Постановлением администрации MP «Ахтынский район» № от <дата> утвержден порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных образовательных учреждений и внесения в них изменений. Согласно пп. 5.1 п. 5 указанного Положения решение о ликвидации муниципального образовательного учреждения принимается главой администрации MP «Ахтынский район».
Следовательно, данное постановление в этой части, противоречит Уставу MP «Ахтынский район».
При таких обстоятельствах суд правомерно признал Постановление главы муниципального района «Ахтынский район» от <дата>№ о ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Ахтынская детская художественная школа» им А.Сарыджа недействующим.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
Вместе с тем, приняв правильное по существу решение, суд некорректно сформулировал резолютивную часть решения, поэтому оставляя решение по существу без изменения, судебная коллегия находит необходимым абз. 1 и 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «административный иск ФИО1 к муниципальному району «Ахтынский район» удовлетворить. Признать постановление Главы муниципального района «Ахтынский район» от <дата>№ о ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Ахтынская детская художественная школа им. А. Сарыджа» недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 308- 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 05 апреля 2016 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, изложив абз. 1 и 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции: «административный иск ФИО1 к муниципальному району «Ахтынский район» удовлетворить.
Признать постановление Главы муниципального района «Ахтынский район» от <дата>№ о ликвидации муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Ахтынская детская художественная школа им. А. Сарыджа» недействительным».
Председательствующий
Судьи