ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2761/2022 от 30.05.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2021-004353-97

Номер в суде первой инстанции 2а-4173/2022

Дело № 33а-2761/2022

Апелляционное определение

г. Тюмень

30 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, ФИО3

при секретаре

ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 02 сентября 2021 года, которым постановлено:

«Требования ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от 31 декабря 2020 года № 1795-о в предоставлении ФИО5 земельного участка в собственность бесплатно.

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области восстановить нарушенные права ФИО5.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу ФИО5 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО6, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ФИО5 ФИО7, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – Департамент, административный ответчик) о признании незаконным решения Департамента от 31 декабря 2020 года №1795-о об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; об обязании административного ответчика предоставить ФИО5 в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым № площадью 812 кв.м. с разрешенным использованием «для размещения индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: ; также просила взыскать с административного ответчика государственную пошлину. Заявленные требования ФИО5 мотивирует тем, что 11 сентября 2018 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность бесплатно. Решением административного ответчика № 3855 от 10 октября 2018 года было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность данного земельного участка на основании того, что не подтвержден факт создания жилого дома до 01 сентября 2006 года. ФИО5 обратилась в суд с заявлением об установлении факта создания спорного жилого дома до 01 сентября 2006 года. Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 12 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. 28 февраля 2019 года ФИО5 повторно обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно под дом, расположенный по адресу: , предоставив все необходимые для оформления документы, в том числе решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 декабря 2018 года об установлении факта создания жилого дома до 01 сентября 2006 года. Решением Департамента от 29 марта 2019 года № 749-з предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность бесплатно и рекомендовано провести работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения участка на кадастровом плане территории, после чего - обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, предоставив межевой план и выписку из ЕГРН на земельный участок. ФИО5 указывает, что все рекомендации были выполнены, участок был образован и поставлен на кадастровый учет, после чего она вновь обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей земельного участка. 14 мая 2019 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение № 797-о об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки. Отказ мотивирован тем, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта регионального значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта. На ее обращение в Департамент земельных отношений и градостроительства 20 февраля 2020 года был дан ответ, которого следует, что сведения о размещении объекта регионального значения являются технической ошибкой; и что при очередном внесении изменений в проект межевания территорий элементов улично-дорожной сети в границах планировочного района № 1 «Березняковский» в отношении указанного земельного участка сведения о расположении объекта регионального значения будут изменены на сведения о расположении объекта местного значения. По направленному в последующем ФИО5 заявлению решением Департамента № 456-о от 27 марта 2020 года вновь было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки с указанием на то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта. ФИО5 указывает, что после внесения изменений в постановление Администрации г.Тюмени от 06 сентября 2017 года № 107 «Об утверждении проектов межевания территорий элементов улично-дорожной сети в границах планировочных районов города Тюмени» она, как лицо, владеющее жилым домом, права на который не были зарегистрированы в установленном законом порядке, 15 декабря 2020 года вновь обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: , в собственность бесплатно. Однако решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 1795-о от 31 декабря 2020 года в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно отказано. При этом отказ мотивирован тем, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в территорию, предназначенную для размещения объектов местного значения, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта. С данным решением административный истец не согласна, полагая, что она вправе приобрести названный земельный участок.

Дело рассмотрено в отсутствие ФИО5, представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области, представителя заинтересованного лица Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени.

Представитель ФИО5 – ФИО7 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Департамент имущественных отношений Тюменской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Обращает внимание суда, что согласно письму Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени от 25 декабря 2020 года №14-08-014507/20 в соответствии с Генеральным планом городского округа город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года № 9, испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне транспортной инфраструктуры - магистральная улица районного значения. В связи с этим земельный участок с кадастровым номером входит в состав территорий, предназначенных для размещения объектов местного значения. По указанной причине настаивает на том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно было принято Департаментом в соответствии с действующим законодательством.

На апелляционную жалобу от ФИО5 поступили возражения.

ФИО5, представитель Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени в суд апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав приобщенные к материалам дела и исследованные в судебном заседании на основании ч.6 ст.307, ч.2 ст.308 КАС РФ дополнительные документы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено в судебном заседании, ФИО5 является пользователем жилого дома, расположенного по адресу: , права на который в установленном порядке не оформлены. Данные обстоятельства, как и факт проживания административного истца в указанном доме, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

11 сентября 2018 года она обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном голосовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: в собственность бесплатно.

Решением № 3855 от 10 октября 2018 года в предварительном согласовании предоставления в собственность данного земельного участка отказано с указанием на то, что не подтвержден факт создания жилого дома до 01 сентября 2006 года (л.д.10).

Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 12 декабря 2018 года заявление ФИО5 об установлении факта создания жилого дома по адресу: , до 01 сентября 2006 года удовлетворено. Данное решение вступило в законную силу 22 января 2019 года (л.д.11).

28 февраля 2019 года административный истец ФИО5 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно под дом, расположенный по указанному адресу, предоставив все необходимые для оформления документы, в том числе решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 декабря 2018 года об установлении факта создания жилого дома до 01 сентября 2006 года.

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 29 марта 2019 года № 749-з заявление ФИО5. удовлетворено, предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность бесплатно, рекомендовано провести работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения участка на кадастровом плане территории, обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, представив межевой план и выписку из ЕГРН на земельный участок (л.д.14).

После выполнения указанных рекомендаций, образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет ФИО5 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно.

Решением ДИО Тюменской области № 797-о от 14 мая 2019 года истцу было отказано на том основании, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта регионального значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта (л.д.15).

На обращение административного истца в Департамент земельных отношений и градостроительства по вопросу предоставления информации о размещении объекта регионального значения был получен ответ от 20 февраля 2020 года о том, что сведения о размещении объекта регионального значения являются технической ошибкой (л.д.38-39).

В последующем по поданному ФИО5 заявлению от 27 февраля 2020 года о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение № 456-о от 27 марта 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с указанием на то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта (л.д.40-41).

Административный истец в лице представителя обратилась в Департамент земельных отношений и градостроительства по вопросу внесения изменения в проект межевания территории элементов улично-дорожной сети в границах планировочного района № 1 «Березняковский» г.Тюмени, которым было предусмотрено размещение объектов местного значения.

ФИО5 был получен ответ от 03 сентября 2020 года, согласно которому в Постановление Администрации г.Тюмени от 06 сентября 2017 года № 107 «Об утверждении проектов межевания территорий элементов улично-дорожной сети в границах планировочных районов города Тюмени» вносятся изменения, позволяющие оформить земельные участки в собственность бесплатно при наличии оснований, определенных Законом Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

Постановлением от 08 декабря 2020 года № 60 такие изменения были внесены, в связи с чем ФИО5 подала в Департамент заявление от 15 декабря 2020 года о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, указывая, что она владеет жилым домом, находящимся на земельном участке, права на указанный жилой дом в установленном законом порядке не зарегистрированы. С заявлением были представлены решение суда, подтверждающее создание дома до 31 декабря 2006 года, документы, подтверждающие подачу гражданину через присоединенную сеть энергию, решение Департамента от 29 марта 2019 года № 749-з о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Указанное заявление было представлено в суд апелляционной инстанции, принято и исследовано на основании ч.6 ст.307, ч.2 ст.308 КАС РФ в качестве дополнительного доказательства.

Однако решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 1795-о от 31 декабря 2020 года в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно отказано с указанием на то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования частично входит в территорию, предназначенную для размещения объектов местного значения, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта (л.д.44).

Судебная коллегия полагает правильным решение суда о признании указанного решения не соответствующим закону и нарушающим права административного истца, исходя из следующего.

В силу подпункта 1 пункта 1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст.39.2 названного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа установлены ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 названной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

В силу пункта 2 статьи ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Частью 2 ст. 6 Закона Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» предусмотрено, что порядок распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Тюменской области, в том числе сдача в аренду, предоставление в залог и в порядке отвода, выделение земельного участка для размещения и строительства объектов и на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается Правительством Тюменской области.

Согласно пункту 1.2 Положения об управлении и распоряжении земельными участками, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 02 июля 2007 года № 144-п, управление и распоряжение землями и земельными участками, реализацию полномочий в отношении земельных участков осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области.

Пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» (далее также Закон Тюменской области № 55), действовавшего до 31 декабря 2020 года включительно, установлено, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, владеющие индивидуальным жилым домом или домовладением, права на которые не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке (далее - жилой дом или домовладение), и фактически проживающие в нем (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих индивидуальным жилым домом или домовладением на территории Бердюжского, Казанского, Сладковского муниципальных районов).

Гражданам, указанным в пункте 1 части 1 названной статьи, в собственность бесплатно предоставляется земельный участок, на котором расположены жилой дом или домовладение, в случае если одновременно соблюдаются следующие условия: 1) земельный участок не предоставлен в установленном порядке данным гражданам на ином праве; 2) земельный участок находится в границах населенного пункта; 3) жилой дом или домовладение созданы до 31 декабря 2006 года (п.2 ч.1.ст. 1 Закона в редакции Закона Тюменской области от 26 сентября 2019 года № 61).

Согласно части 5 ст.2 Закона Тюменской области № 55 рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. В срок не более чем тридцать календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 3 названного Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, и направляет (выдает) принятое решение гражданину; 2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 3 названного Закона, и направляет принятое решение гражданину. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка гражданам, указанным в статье 1 Закона Тюменской области № 55 перечислены в части 2 ст.3 указанного Закона.

Так, в силу пункта 1 части 1 ст.2 Закона Тюменской области № 55 (в ред. Закона Тюменской области от 26.09.2019 № 61) основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка являются основания, указанные в статье 39.16 (за исключением пунктов 15, 16, 26) Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела, в оспариваемом ФИО5 в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в решении Департамента от 31 декабря 2020 года № 1795-о указано на то, что земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта.

Действительно, пунктом 17 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

В отзыве административного ответчика на административное исковое заявление указано, что основанием для принятия такого решения послужило письмо Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г.Тюмени от 25 декабря 2020 года, согласно которому в соответствии с Генеральным планом городского округа г.Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года № 9, испрашиваемый ФИО5 земельный участок частично расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и частично в зоне транспортной инфраструктуры (магистральная улица районного значения), то есть частично входит в состав территорий, предназначенных для размещения объектов местного значения (л.д.54).

Вместе с тем, Департаментом имущественных отношений Тюменской области при принятии оспариваемого решения не учтено следующее.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 названного кодекса). Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 поименованного кодекса).

Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).

Пунктом 1 Постановления Администрации города Тюмени от 06 сентября 2017 года № 107 «Об утверждении проектов межевания территорий элементов улично-дорожной сети в границах планировочных районов города Тюмени» (далее – Постановление от 06 сентября 2017 года № 107) утвержден проект межевания территории в границах планировочного района № 1 «Березняковский» (в границах которого находится земельный участок по адресу: ). Приложением 1 к названному постановлению предусмотрены границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к землям общего пользования.

Однако пунктом 17.1 Постановления от 06 сентября 2017 года № 107, введенным в действие постановлением Администрации города Тюмени от 08 декабря 2020 года № 60, признаны не подлежащими применению проекты межевания территорий, утвержденных названным постановлением, за исключением описания местоположения границ территории элементов улично-дорожной сети, в случаях: приобретения в собственность бесплатно земельных участков (в том числе, образования соответствующих земельных участков и их государственному кадастровому учету) гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области № 55 (подпункт «б» пункта 17.1).

Согласно пункту 17.2 Постановления от 06 сентября 2017 года № 107 подпункт «б» пункта 17.1 постановления действует до истечения срока, установленного частью 2 статьи 5 Закона Тюменской области № 55.

В силу части 2 Закона Тюменской области № 55 (в ред. Законов Тюменской области от 26.09.2019 № 61, от 29.10.2020 № 83) положения пункта 1 части 1, частей 2 и 3 статьи 1, пунктов 3, 6 и 7 части 1, пунктов 4 и 5 части 2 статьи 3 названного Закона действуют до 31 декабря 2020 года включительно, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи.

При этом введённой в действие Законом Тюменской области от 29 октября 2020 года № 83 частью 3 Закона Тюменской области № 55 предусмотрено, что после 31 декабря 2020 года положения названного Закона, указанные в части 2 названной статьи, распространяют действие на возникшие до 31 декабря 2020 года включительно правоотношения, участниками которых являются граждане, указанные в пункте 1 части 1 статьи 1 названного Закона, в случае, если до наступления указанной даты включительно уполномоченным органом в отношении данных граждан приняты решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков либо по состоянию на указанную дату на рассмотрении уполномоченного органа находятся заявления таких граждан о предварительном согласовании предоставления земельных участков или о предоставлении земельных участков.

Судебной коллегией учитывается, что до 31 декабря 2020 года в отношении ФИО5 Департаментом имущественных отношений Тюменской области было принято решение № 749-з от 29 марта 2019 года о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: , положения Закона Тюменской области № 55 распространяют свое действие на правоотношения, участником которых является ФИО5, ею до 31 декабря 2020 года в полном соответствии с рекомендациями решения Департамента № 749-з от 29 марта 2019 года подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; пункт 17.1 Постановления от 06 сентября 2017 года № 107 о неприменении проектов межевания территорий, утвержденных этим постановлением, является действующим.

Решением Центрального районного суда г.Тюмени от 12 декабря 2018 года установлен факт создания жилого дома на указанном земельном участке до 01 сентября 2006 года.

Факт проживания ФИО5 в указанном жилом доме в настоящее время лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Принимая во внимание, что земельный участок, о предоставлении в собственность бесплатно которого просила ФИО5, не предоставлен в установленном порядке ей на ином праве (пункт 1 части 2 ст.1 Закона Тюменской области № 55), земельный участок находится в границах населенного пункта - г.Тюмень (пункт 1 части 2 ст.1 Закона Тюменской области № 55), находящийся на этом земельном участке жилой дом создан до 31 декабря 2006 года (пункт 3 части 2 ст.1 Закона Тюменской области № 55), ФИО5 относится к категории граждан, указанных в пункте 1 части 1 ст.1 Закона Тюменской области № 55, в связи с этим судебная коллегия полагает, что у Департамента имущественных отношений Тюменской области не имелось оснований для принятия оспариваемого административным истцом решения, а потому указанное решение обоснованно было признано незаконным.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба – не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии