Судья Найденова О.Н.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей - Курочкиной И.А., Ермакова М.И.,
при секретаре Орлове А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 августа 2019 года административное дело по административному иску заместителя прокурора города Курска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету ЖКХ г.Курска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, о возложении обязанности провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, поступившее с апелляционной жалобой председателя Комитета ЖКХ г.Курска ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Курска от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска, выразившееся в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 1-й Любажский города Курска, протяженностью 221,0 м.
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Курска в срок в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 1-й Любажский города Курска, протяженностью 221,0 м.».
Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав прокурора Прокуратуры Курской области Борисову Е.С., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора г. Курска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Комитету ЖКХ г.Курска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, о возложении обязанности провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также в сфере безопасности дорожного движения, были выявлены нарушения в деятельности Комитета ЖКХ г.Курска, выразившиеся в отсутствии технического паспорта на автомобильную дорогу, проходящую по переулку 1-й Любажский г.Курска, которая является муниципальной собственностью. В целях устранения нарушения законодательства прокуратурой города было вынесено представление 01.06.2017 г., которое было оставлено без удовлетворения. На указанное представление Администрацией г.Курска был дан ответ, из которого следует, что выявленные нарушения фактически не устранены, паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Курск» не проведена, меры, направленные на ее проведение, по результатам рассмотрения представления не приняты.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика – Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный по правилам ст.96 КАС РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как установил суд первой инстанции, в ходе проверки прокуратуры г.Курска исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также в сфере безопасности дорожного движения, были выявлены нарушения в деятельности Комитета ЖКХ г.Курска, выразившиеся в отсутствии технического паспорта на автомобильную дорогу, проходящую по переулку 1-й Любажский г.Курска, которая является муниципальной собственностью.
01 июня 2017 года прокуратурой было выдано представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности №86-2017, на которое Администрацией г.Курска 18 августа 2017 года дан ответ, согласно которому выявленные нарушения фактически не устранены, паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Курск» не проведена, меры, направленные на ее проведение, по результатам рассмотрения представления не приняты.
Пунктом 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно Приказу Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по их содержанию (раздел IV п.9 пп.4).
В соответствии с пп.4 указанного пункта 9 классификации работ по содержанию автомобильных дорог, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Из Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утв. Минавтодором РСФСР) следует, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее срока службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 12 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Содержание автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального значения), согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения поселения.
С учетом нахождения в муниципальной собственности вышеуказанной автомобильной дороги обязанность проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения возлагается на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги.
Таким образом, Комитет ЖКХ г.Курска как отраслевой орган Администрации города Курска, обеспечивающий реализацию полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по вопросам управления жилищно-коммунальным хозяйством г.Курска, содержанию и эксплуатации муниципального жилищного фонда, городского коммунального хозяйства, объектов внешнего благоустройства, осуществляющий функции заказчика, распорядителя бюджетных средств по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство», обязан провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по 1-му Любажскому переулку г.Курска.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству; реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п.1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Статьи 1,4,5 и 12 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Тогда как пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст.ст. 5,6, 34 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, на основе правильного применения норм материального права, пришел к выводу об удовлетворении административного иска.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц в результате оспариваемого бездействия органа местного самоуправления, противоречат вышеприведенному анализу законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия.
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.Курска от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя Комитета ЖКХ г.Курска ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи