ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2788/20 от 19.11.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Перепелица М.В.. Дело № 33а-2788/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 ноября 2020 г. город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.

судей Циркуновой О.М. и Сафроновой Л.И.

при секретаре Панюковой И.А.

с участием прокурора Териной Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-2250/2020 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО1 <...> к Участковой избирательной комиссии № 299 Заводского района г. Орла, Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла о признании незаконными и отмене решений,

по апелляционной жалобе (с учетом дополнений) ФИО1 на решение Заводского районного суда г. Орла от 20 октября 2020 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении административных требований.

Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца ФИО7, представляющую также по доверенности региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Орловской области, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Участковой избирательной комиссии № 299 Заводского района г. Орла – председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО22, представителя Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла – председателя Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла ФИО8, представителя муниципальной избирательной комиссии г. Орла ФИО9, представителя избирательного объединения Орловского городского отделения Орловского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО10, заключение прокурора ФИО6, полагавшей решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Кандидат в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии № 299 Заводского района г. Орла, Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла о признании незаконными и отмене решений.

В обоснование заявленных требований указывал, что решением Орловского городского Совета народных депутатов от <дата>-ГС выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва назначены на <дата>

Решения об итогах голосования на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва на избирательном участке оформлены протоколами и участковой избирательной комиссии .

Решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла от <дата> административный истец ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Согласно решению Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла от <дата> избранным депутатом Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу считается С

Из оспариваемых протоколов Участковой избирательной комиссии № 299 Заводского района г. Орла и следует, что административный истец участвовал в выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва в качестве избирательного объединения и кандидата соответственно, однако, по его мнению, решения об итогах голосования на избирательном участке , оформленные указанными протоколами, приняты с существенными нарушениями норм избирательного законодательства.

<дата> на избирательном участке в 10 часов 00 минут был обнаружен сейф-пакет без защитной ленты красного цвета, в этот же день, член Территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО11 подала в участковую избирательную комиссию жалобу, требуя признать недействительными бюллетени из сейф-пакета . Решением Участковой избирательной комиссии от <дата> отказано в признании бюллетеней из сейф-пакета недействительными. При этом в решении был подтвержден факт, что клейкая лента красного цвета была удалена в момент опечатывания, однако указано, что на месте опечатывания были поставлены печать административного ответчика и подписи лиц, свидетельствующих опечатывание, что относится к числу средств, исключающих возможность их снятия без повреждения.

Административный истец полагает, что исходя из положений пункта 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7, подписи членов комиссии не относятся к средствам, исключающим возможность их снятия без повреждения, это касается и обычных печатей, поскольку они не обладают свойствами, исключающими возможность их снятия без повреждения. Разъяснения некоторых вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденные выпиской из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 2 сентября 2020 г. № 266-1-7, указывают, что к числу средств, имеющих свойства, гарантирующие невозможность их снятия без повреждения, относится в том числе клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета. После отказа признать недействительными бюллетени из сейф-пакета члены Участковой избирательной комиссии смешали бюллетени из данного сейф-пакета с иными бюллетенями, тем самым исключив возможность последующей их идентификации. В связи с чем, член Участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Г, подал жалобу в Территориальную избирательную комиссию Заводского района г. Орла, в которой потребовал признать недействительными итоги голосования по избирательному участку . В удовлетворении данной жалобы было отказано решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла от <дата>.

Ссылался на то, что на одном и том же избирательном участке итоги голосования в дни досрочного голосования существенно отличаются от общих итогов голосования, что видно из протоколов и об итогах голосования на избирательном участке .

Также указывал, что наблюдателем ФИО12 подана жалоба на ненадлежащее опечатывание стационарного ящика для голосования, которая была удовлетворена решением Участковой избирательной комиссии от <дата>, стационарный ящик был опечатан надлежащим образом.

По изложенным основаниям, административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение об итогах голосования на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , оформленное протоколом Участковой избирательной комиссии об итогах голосования ; признать незаконным и отменить решение об итогах голосования на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по единому избирательному округу на избирательном участке , оформленное протоколом Участковой избирательной комиссии об итогах голосования ; признать незаконным и отменить решение Участковой избирательной комиссии от <дата>; признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата>.

В дополнении к административному исковому заявлению указал, что <дата> членом Участковой избирательной комиссии №<адрес> с правом совещательного голоса Г были выявлены нарушения избирательного законодательства, а именно, 11 и <дата> избирательные бюллетени были упакованы в сейф-пакет не по истечении времени дня голосования, а в течение дня голосования, которые были подтверждены актами. Г настаивал на признании итогов досрочного голосования на данном избирательном участке недействительными.

Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> жалоба Г в части признания итогов голосования на избирательном участке недействительными, оставлена без удовлетворения, в том числе и в связи с тем, что <дата> решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> были определены результаты выборов по одномандатному избирательному округу и согласно пункта 1.1. статьи 77 Федерального закона от <дата> ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом, либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Р.В. просит об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Ссылается на то, что Участковой избирательной комиссией №<адрес> была выполнена ненадлежащая упаковка сейф-пакета при опечатывании избирательных бюллетеней в период досрочного голосования, что также подтверждается приобщенной к материалам дела видеозаписью заседания Центральной избирательной комиссии РФ от <дата>

Указывает на то, что после отказа признать недействительными бюллетени из сейф-пакета , члены участковой избирательной комиссии смешали бюллетени из данного сейф-пакета с иными бюллетенями, тем самым исключив возможность последующей их идентификации. По данному факту, членом территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО11 была подана жалоба, которая оставлена без удовлетворения решением участковой избирательной комиссии от <дата>

Также указывает, что 11 и <дата> бюллетени из переносного ящика для голосования, используемого для голосования вне помещения и при голосовании на дому, помещались в отдельные сейф-пакеты до истечения времени голосования каждого дня досрочного голосования, т.е. фактически избирательные бюллетени помещались в сейф-пакет сразу после того, как члены комиссии возвратились на избирательный участок, соответственно в 15 часов и в 12 часов 50 минут, а не после 20 часов. По данному факту членом участковой избирательной комиссии ФИО13 была подана жалоба, которая удовлетворена решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> в части признания оформления досрочного голосования 11 и <дата>, выразившегося в преждевременном помещении избирательных бюллетеней в сейф-пакеты. За допущенные нарушения, председателю участковой избирательной комиссии объявлено замечание.

Кроме того, ссылается на ненадлежащую упаковку стационарного ящика для голосования, находящегося на избирательном участке . По данному факту членом участковой избирательной комиссии ФИО12 была подана жалоба, которая удовлетворена решением участковой избирательной комиссии .

Отмечает, что на избирательном участке постоянное видеонаблюдение не осуществлялось.

Считает, что судом необоснованно не приняты во внимание показания свидетеля ФИО14, а также представленная им в судебном заседании видеозапись, которая подтверждает, что сейф-пакет опечатан неустановленным способом.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объёме, согласно положениям статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии со статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со статьей 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме (часть 1).

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2).

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. После опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 67-ФЗ) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Закон № 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Закона № 67-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона № 67-ФЗ днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 статьей 63.1 того же Федерального закона по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); б) голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.

Пунктом 16 статьи 65 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Согласно пункту 10 статьи 61 Закона № 67-ФЗ в помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются), а в случае, если законом предусмотрено, что избиратель, участник референдума, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в комиссию заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, - также информирует о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на данном избирательном участке, участке референдума (пункт 3 статьи 64 Закона № 67-ФЗ).

Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с пунктом 4 статьи 63 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования (пункт 11 статьи 64 Закона № 67-ФЗ).

Постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г. (далее – Порядок).

Согласно подпунктам 1,2 и 3 пункта 1.2 и пункту 1.3 Порядка могут применяться следующие дополнительные формы организации голосования: досрочное голосование в помещении для голосования (далее - досрочное голосование в помещении); досрочное голосование вне помещения для голосования (далее - досрочное голосование на дому). Досрочное голосование в этих случаях проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени.

Досрочное голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются. При проведении досрочного голосования в помещении по решению комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования. Для организации голосования в каждой из форм, указанных в пункте 1.2 Порядка, используется отдельный ящик (ящики) для голосования (пункт 1.8 Порядка).

Досрочное голосование в помещении проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 81 Федерального закона № 20-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Порядком (пункт 2.2 Порядка).

До проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются) (пункт 6.1 Порядка).

По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом (пункт 6.2 Порядка).

По делу установлено, что решением Орловского городского Совета народных депутатов -ГС от <дата> назначены выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва на 13 сентября 2020 г.

Решением Муниципальной избирательной комиссии г. Орла от <дата> «О регистрации списка кандидатов в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в <адрес>» зарегистрирован список кандидатов в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в <адрес> в количестве 58 человек.

Решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла от <дата> ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в <адрес>.

Решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла «О внесении изменений в состав Участковой избирательной комиссии избирательного участка » от <дата> членами Участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса были назначены: ФИО15, предложенного для назначения <адрес> организацией Всероссийской общественной организации <...>ФИО16 предложенного для назначения <адрес> общественной организацией инвалидов Союз <...>ФИО17, предложенную для назначения <адрес> отделением общероссийской общественной организации <...>ФИО18, предложенную для назначения <адрес> общественной организацией <...>ФИО19, предложенную для назначения Региональным общественным движением <...>»; ФИО20, предложенную для назначения <...> объединений <...><адрес>»; ФИО21, предложенную для назначения <адрес> поисковой общественной организацией <...>».

Решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла от <дата> «О назначении председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка » председателем Участковой избирательной комиссии избирательного участка была назначена с <дата>ФИО22

Как следует из протокола Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу избирательного участка , участковой избирательной комиссией было установлено: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 2 540; число бюллетеней, полученных участковой комиссией - 1 970; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 315; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 231; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 5; число погашенных бюллетеней – 1 419; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 170; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 381; число действительных бюллетеней – 14; число недействительных бюллетеней – 537; число утраченных бюллетеней – 0; число бюллетеней, не учтенных при получении – 0. Согласно протоколу за кандидата А проголосовало 29 избирателей; за кандидата К проголосовало 22 избирателя; за кандидата Л проголосовало 33 избирателя; за кандидата Р.В. проголосовало 145 избирателей; за кандидата С проголосовало 308 избирателей.

Согласно протоколу Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу избирательного участка , участковой избирательной комиссией установлено, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования – 2 540; число бюллетеней, полученных участковой комиссией -1 970; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 315; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования – 231; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования 5; число погашенных бюллетеней – 1 419; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 170; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 381; число недействительных бюллетеней – 19; число действительных бюллетеней – 532; число утраченных бюллетеней – 0; число бюллетеней, не учтенных при получении – 0. Согласно протоколу, за <...> 34 избирателя.

Решением Территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла <дата> «О результатах выборов депутата Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу » выборы депутата Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу признаны состоявшимися и действительными, избранным депутатом Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу признан С, получивший 1 583 голосов избирателей, что является наибольшим числом голосов избирателей по отношению к другим кандидатам.

Решением Муниципальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> «О результатах выборов депутатов Орловского городского совета народных депутатов шестого созыва по единому избирательному округу» выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по единому избирательному округу признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными. Установлено, что зарегистрированные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают следующие количество мандатов: список кандидатов в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутых избирательным объединением <...> в <адрес>» - 1.

Не согласившись с результатами выборов, соблюдением избирательных процедур, а также с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума, административный истец обратился в суд с настоящим иском, в котором указывал, что <дата> на избирательном участке в 10 час. 00 мин был обнаружен сейф-пакет с отсутствующими встроенными средствами опечатывания, а именно клейкой ленты красного цвета, чем были нарушены требования, установленные пунктом 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного Постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года» с учетом Выписки из протокола заседания Центральной избирательной комиссии России от 2 сентября 2020 г. № 266-1-7 «О Разъяснениях некоторых вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».

Опечатывание стационарного ящика для голосования на Участковой избирательной комиссии № <адрес> было произведено ненадлежащим образом.

Запечатывание бюллетеней после досрочного голосования происходило раньше установленного времени и тем самым является грубейшим нарушением порядка голосования и подсчета голосов, в результате чего не позволяет выявить действительную волю избирателей.

При проведении отдельного подсчета голосов избирателей, проголосовавших досрочно 2 - <дата> на избирательном участке №<адрес> итоги голосования в дни досрочного голосования существенно отличаются от общих итогов голосования.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из следующего.Согласно Выписке из протокола заседания Центральной избирательной комиссии России от 2 сентября 2020 г. № 266-1-7 «О Разъяснениях некоторых вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года» в соответствии с разделом 6 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7, по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный, имеющий индивидуальный номер, сейф-пакет, который опечатывается (запечатывается) с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения (возможность вскрытия сейф-пакета без видимых следов нарушения его целостности).

При опечатывании (запечатывании) сейф-пакета могут использоваться печати (средства), имеющие свойства, гарантирующие невозможность их снятия без повреждения, в том числе может использоваться клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета.

В соответствии с пунктом 6.2 Порядка, по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение № 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.

В целях контроля за целостностью сейф-пакетов, целостностью печатей (в случае их применения) при установлении итогов голосования участковой комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 статьи 30 Закона № 67-ФЗ, частях 1 и 1.2 статьи 32 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вправе осмотреть сейф-пакеты, опечатанные (запечатанные) в предыдущие дни, и составленные в отношении них акты. После осмотра под контролем председателя участковой комиссии сейф-пакетов и (или) актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Порядком.

<дата> от члена Территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла с правом совещательного голоса, назначенного кандидатом по одномандатному избирательному округу ФИО1 – ФИО11 поступило заявление о выявленном нарушении законодательства на выборах на избирательном участке , в котором указано, что <дата> на избирательном участке в 10 часов 10 минут в отношении сейф-пакета было выявлено нарушение требований пункта 6.2 Порядка, выразившееся в том, что на сейф-пакетах отсутствовала красная лента, предусмотренная для опечатывания сейф-пакета, как средство исключающее возможность его снятия без повреждения.

Решением Участковой избирательной комиссии № 299 Заводского района г.Орла от <дата> жалоба ФИО11 была признана необоснованной.

Согласно пояснений председателя Участковой избирательной комиссии Заводского района г. Орла ФИО22, <дата> в 15 часов 00 минут после проведения досрочного голосования на дому при опечатывании сейф-пакета с избирательными бюллетенями, извлеченными из ящика для голосования Участковой избирательной комиссии Заводского района г. Орла была ошибочно удалена красная клейкая лента, в связи с чем, опечатывание указанного сейф-пакета осуществлялось без использования встроенных средств опечатывания сейф-пакета, но с соблюдением требований, установленных пунктом 6.2 Порядка, а именно, с использованием бумажной ленты с нанесением печати избирательной комиссии и подписей членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, на сейф-пакете отсутствовали повреждения, что гарантирует сохранность содержимого от внешнего вмешательства. При опечатывании сейф-пакета, членами Участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата ФИО1 - ФИО23 и от избирательного объединения Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в <адрес> - ФИО30 на место склейки сейф-пакета были наклеены красные стикеры, исключающие возможность вскрытия сейф-пакета без повреждения, кроме того сейф-пакет был опечатан дополнительно с использованием бумажной ленты с нанесением печати избирательной комиссии и подписей членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены Участковой избирательной комиссии, наблюдатели при визуальном осмотре подтвердили надежность упаковки сейф-пакета, исключающую его возможность вскрытия без повреждения. После опечатывания сейф-пакет и составленный в отношении него акт были помещены в сейф УИК , который находился под круглосуточной охраной сотрудников правоохранительных органов.

Кроме того, использование при опечатывании сейф-пакета клейкой ленты, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета, гарантирующей невозможность ее снятия без повреждения не носит обязательный характер и не является единственно возможным способом опечатывания сейф-пакета, предусмотренного пунктом 6.2 Порядка.

Согласно пункту 6.7 Порядка вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка не поврежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета). Претензий, жалоб, обращений на целостность или на повреждение сейф-пакета в УИК в день голосования, в том числе при подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования, не поступало.

В соответствии с Разъяснениями некоторых вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования <дата> (Приложение к выписке из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. № 266-1-7) наличие на месте опечатывания (запечатывания) сейф-пакета подписей двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, а также отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности, наличие составленного в отношении сейф-пакета акта являются гарантией сохранности находящихся в сейф-пакете бюллетеней.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие на месте опечатывания сейф-пакета подписей членов участковой комиссии, наклеивание на место склейки сейф-пакета красных стикеров, исключающих возможность вскрытия сейф-пакета без повреждения, подписей наблюдателей, а также отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности, наличие составленного в отношении сейф-пакета акта являются гарантией сохранности находящихся в сейф-пакете бюллетеней.

Судом обоснованно не принята во внимание просмотренная в судебном заседании видеозапись вскрытия сейф-пакета <дата>, которая была произведена наблюдателем от кандидата ФИО1 - ФИО14, поскольку она производилась не с начала процедуры вскрытия сейф-пакета.

В соответствии с пунктами 2 и 10 статьи 61 Закона № 67-ФЗ в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

Согласно пункту 3 статьи 64 Указанного Федерального закона, в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются), а в случае, если законом предусмотрено, что избиратель, участник референдума, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в комиссию заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, - также информирует о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на данном избирательном участке, участке референдума.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с пунктом 4 статьи 63 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования (пункт 11 указанной статьи).

По делу установлено, что <дата> в Участковую избирательного комиссию участка №299 Заводского района г. Орла от ФИО12, являющейся наблюдателем от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, поступила жалоба, в которой было указано, что <дата> на территории избирательного участка <адрес> произошло нарушение избирательного законодательства, которое заключалось в том, что на урне для бюллетеней есть только одна пломба, углы урны возможно поднять руками и сделать «вброс» бюллетеней, члены избирательной комиссии предупреждены о видеосъемке и фотофиксации данного обстоятельства, в связи с чем просили произвести оклейку свободного края урны для голосования, членов избирательной комиссии, но это не может указывать, что урна не была вскрыта ранее или <дата>

Решением Участковой избирательной комиссии № 299 Заводского района г. Орла от <дата> жалоба ФИО12 удовлетворена, была произведена оклейка крышки стационарного ящика для голосования.

Как установлено судом и не оспаривалось участниками процесса, стационарный ящик для голосования был опечатан <дата> в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей. При этом конструктивная особенность стационарного ящика для голосования предусматривает только одно место для пломбирования, что и было продемонстрировано членами участковой избирательной комиссии заявителю жалобы. Каких-либо нарушений порядка голосования <дата> на избирательном участке в части факта вброса бюллетеней зафиксировано не было.

Согласно показаниям представителя административного ответчика председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес>ФИО8, в период с <дата> по <дата> помещения участковых избирательных комиссий Заводского района г. Орла, в том числе Участковой избирательной комиссии № 299 Заводского района г. Орла, находились под круглосуточной охраной сотрудников правоохранительных органов, которыми никаких нарушений зафиксировано не было. Указанное обстоятельство подтверждается представленным в суд апелляционной инстанции письмом врио заместителя начальника Отдела полиции (по <адрес>) от <дата>г. на имя председателя территориальной избирательной комиссии Заводского района г. Орла ФИО8, согласно котором во исполнение пункта 8 статьи 25 Федерального закона от <дата> №67-ФЗ в соответствии с приказами УМВД России по <адрес> от <дата>г. и приказа УМВД России по <адрес> от <дата>г. , избирательный участок , расположенный по адресу :<адрес> был взят под круглосуточную охрану.

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает конкретных требований к опломбированию ящика для голосования, однако по смыслу закона размещенная на ящике для голосования пломба должна обеспечивать невозможность его вскрытия без повреждения данной пломбы, что и было сделано административным ответчиком.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что опломбировка стационарного ящика для голосования была осуществлена без нарушений требований пункта 11 статьи 64 Закона № 67-ФЗ и пункта 6.1 Порядка, поскольку избранный способ установки пломбы не предусматривал возможность открытия ящика без повреждения пломбы.

Также по делу установлено, что <дата> в Территориальную избирательную комиссию Заводского района г. Орла Муниципальной избирательной комиссии <адрес> поступила жалоба Г, действующего в интересах кандидата Р.В., о нарушении Участковой избирательной комиссией избирательного участка №299 Заводского района г. Орла Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования <дата>, утвержденного Постановлением ЦИК России от <дата> «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования <дата>» и о признании итогов голосования на избирательном участке в части досрочного голосования недействительным.

Решением Территориальной избирательной комиссией Заводского района г. Орла от <дата> жалоба члена Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 299 Заводского района г. Орла с правом совещательного голоса, назначенным кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва ФИО1 - Г в части признания досрочного голосования на избирательном участке недействительным была оставлена без удовлетворения. Председателю Участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО22 объявлено замечание за нарушение допущенное при оформлении досрочного голосования 11 и <дата>, выразившееся в помещении бюллетеней из переносных ящиков в сейф–пакеты в течение времени голосования каждого дня досрочного голосования не после окончания дня голосования, а после окончания досрочного голосования на дому.

Как видно из показаний допрошенного в судебном заседании Г, <дата> он не присутствовал на избирательном участке, присутствовал только <дата>, где обнаружил нарушение избирательного законодательства, касающиеся времени запечатывания бюллетеней после досрочного голосования, в связи с чем попросил представить акты от <дата>, поскольку со слов наблюдателей ему стало известно, что была аналогичная ситуация и запечатывание бюллетеней после досрочного голосования происходило раньше установленного времени, в связи, с чем, им была подана жалоба в Территориальную избирательную комиссию по факту нарушения Постановления ЦИК России от 24 июля 2020 г. № 260-1916-7, касающееся времени запечатывания бюллетеней после досрочного голосования 11 и <дата> По итогам рассмотрения жалобы Г Территориальной избирательной комиссией <адрес> было объявлено замечание председателю избирательной комиссии избирательного участка ФИО22 за нарушение допущенное при голосовании 11 и <дата> Указал, что присутствовал при фиксации факта того, что на сейф-пакете отсутствовала защитная клейкая лента, по данному факту ФИО11 была подана жалоба, а Г подписал данную жалобу, как свидетель. При этом Г увидел отсутствие красной клейкой ленты на сейф-пакетах, когда их достали из сейфа для сортировки и распечатывания бюллетеней. Однако не смог пояснить имелись ли внешние повреждения на сейф-пакете.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нарушение отдельных избирательных процедур, на которые указывают представители административного истца, в частности нарушение времени запечатывания бюллетеней после досрочного голосования членами Участковой избирательной комиссии , само по себе не может повлечь отмену решения Территориальной избирательной комиссии <адрес>, поскольку выявленное нарушение не повлекло серьезных неустранимых последствий и не может рассматриваться в качестве препятствия в определении действительной воли избирателей.

Согласно пункту 1 статьи 75 Закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Закона № 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная».

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (пункт 1.2 статьи 77 Закона № 67-ФЗ).

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 г. №8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 г. № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Как усматривается из акта о результатах подсчета голосов избирателей, проголосовавших досрочно, на основании избирательных бюллетеней, на оборотной стороне которых проставлена печать Участковой избирательной комиссии избирательного участка , при подсчете голосов избирателей, проголосовавших досрочно на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва <дата> по единому избирательному округу, выявлено 148 действительных избирательных бюллетеней по единому избирательному округу. Голоса избирателей распределились следующим образом: Всероссийская политическая партия «Единая Россия» 75 голосов; политическая партия «<...>

Согласно акту о результатах подсчета голосов избирателей, проголосовавших досрочно, на основании избирательных бюллетеней, на оборотной стороне которых проставлена печать Участковой избирательной комиссии избирательного участка , при подсчете числа голосов избирателей, проголосовавших досрочно на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва <дата>, по избирательным бюллетеням по одномандатному избирательному округу , выявлено 149 действительных избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу . Голоса распределились следующим образом: А – 5 голосов; ФИО24 – 1 голос; Л – 7 голосов; Р.В. – 28 голосов; С – 108 голосов.

Согласно акту о проведении голосования вне помещения для голосования Участковой избирательной комиссии избирательного участка , <дата> с 11 часов 00 минут по 14 часов 25 минут члены избирательной комиссии избирательного участка ФИО25, ФИО26 составили акт о том, что в присутствии наблюдателей ФИО14, С было проведено голосование с использованием переносного ящика для голосования , получив для проведения голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени в количестве 21 бюллетень по одномандатному избирательному округу и 21 бюллетень по единому избирательному округу. Число письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования составляет 15 заявлений. Количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям по одномандатному избирательному округу 15 бюллетеней, по единому избирательному округу 15 бюллетеней. Возвращено неиспользованные избирателями избирательные бюллетени в количестве 6 по одномандатному избирательному округу и 6 бюллетеней по единому избирательному округу. Количество испорченных избирателями избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу составляет 0.

Согласно акту о проведении голосования вне помещения для голосования Участковой избирательной комиссии избирательного участка , <дата> с 10 часов 25 минут по 12 часов 15 минут члены участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса ФИО28, ФИО29 составили акт о том, что в присутствии члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО30 и наблюдателя ФИО31 провели <дата> с 10 часов 25 минут по 12 часов 15 минут голосование вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования , получив для проведения голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени в количестве 18 бюллетеней по одномандатному избирательному округу и 18 по единому избирательному округу. Число письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования составляет 12 заявлений. Количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям по одномандатному избирательному округу 12 бюллетеней, по единому избирательному округу 12 бюллетеней. Возвращено неиспользованные избирателями избирательные бюллетени в количестве 6 по одномандатному избирательному округу и 6 бюллетеней по единому избирательному округу. Количество испорченных избирателями избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу составляет 0.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие нарушений, которые бы существенно повлияли на вынесение Участковой избирательной комиссией № <адрес> оспариваемых решений об итогах голосования на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , оформленных протоколом Участковой избирательной комиссии об итогах голосования и об итогах голосования на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по единому избирательному округу на избирательном участке , оформленных протоколом Участковой избирательной комиссии об итогах голосования , на подсчёт голосов при подведении итогов голосования, как при досрочном голосовании так и на момент окончания голосования, административным истцом не представлено.

Кроме того, нормы действующего законодательства, а именно Закон № 67-ФЗ и Порядок устанавливают возможность признания бюллетеней недействительными только в случае, если число бюллетеней, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших бюллетени при проведении голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте. Таких фактов зафиксировано не было.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования (результатов выборов) только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ, приведенных выше, суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на отсутствие постоянного видеонаблюдения на избирательном участке и на допущенные отступления от порядка опечатывания сейф-пакета, нарушение при оформлении досрочного голосования, выразившееся в помещении бюллетеней из переносных ящиков в сейф-пакеты в течение времени голосования каждого дня досрочного голосования не после окончания времени голосования, а после окончания процедуры досрочного голосования на дому, условий невозможности установления действительной воли избирателей не создано, искажения волеизъявление избирателей не допущено (доказательств иного не представлено), в связи с чем обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований.

В нарушение статьи 62 КАС РФ бесспорных доказательств, подтверждающих допущенные нарушения при проведении голосования, административным истцом представлено не было.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы административного истца относительно того, что итоги досрочных выборов отличаются от итогов общих, являются голословными, объективно не подтверждёнными доказательствами и основанными лишь на предположениях, что не может повлечь за собой недействительность итогов голосования на выборах депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва на избирательном участке № 299, а также иных решений избирательных комиссий.

Довод апелляционной жалобы о том, что на избирательном участке № 299 Заводского района г.Орла постоянное видеонаблюдение не осуществлялось, не влияет на законность постановленного по делу решения суда, поскольку данный избирательный участок находился под круглосуточной охраной сотрудников полиции и нарушений на нем не установлено. При этом, разъяснения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на заседании № 266 от 2 сентября 2020 г. о том, что в ночь между днями голосования необходимо вести видеозапись, носят рекомендательный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда не опровергают, им дана надлежащая правовая оценка в решении, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (с учетом дополнений) ФИО1 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Перепелица М.В.. Дело № 33а-2788/2020