ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-279-2022 от 26.01.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Пак С.Б.

№ 33а-279-2022

УИД 51RS0018-01-2021-00546-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

26 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Науменко Н.А.

судей

Кривоносова Д.В.

Камерзана А.Н.

при секретаре

Лащенко И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело № 2а-252/2021 по административному исковому заявлению Филипишина А. И. об оспаривании действий Контрольно-счетной палаты муниципального образования Ковдорского района,

по апелляционной жалобе Филипишина А. И. на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 12 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Камерзана А.Н., объяснения административного истца Филипишина А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя административного ответчика Контрольно-счетной палаты муниципального образования Ковдорский район Ольшанниковой Л.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

у с т а н о в и л а:

Филипишин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Контрольно-счетной палаты муниципального образования Ковдорский район (далее - КСП Ковдорского района).

В обоснование заявленных требований указал, что решением Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 5 октября 2017 года он избран председателем Совета депутатов Ковдорского района на постоянной (оплачиваемой) основе.

На основании обращения группы депутатов Совета депутатов Ковдорского района от 05 мая 2021 года и приказа председателя КСП Ковдорского района №11 от 11 мая 2021 года в период с 19 мая по 02 июня 2021 года Контрольно-счетной палатой Ковдорского района проведено внеплановое контрольное мероприятие «Правомерность начисления поощрительных выплат за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года лицам, замещающим выборные муниципальные должности» в Совете депутатов Ковдорского района, Администрации Ковдорского района, муниципальном казенном учреждении «Центр оказания услуг муниципальным учреждениям Ковдорского района».

По результатам указанного контрольного мероприятия 27 мая 2021 года административным ответчиком составлен акт, а 2 июня 2021 года - отчет, на основании которого Совету депутатов Ковдорского района выдано предписание №01-11/85 от 07 июня 2021 года о необходимости в срок до 18 июня 2021 года принять меры по устранению выявленного нарушения и возмещению в бюджет муниципального образования Ковдорский район незаконно выплаченной премии Филипишину А.И. в сумме 101 558 рублей 51 копейка.

Полагал, что у КСП Ковдорского района отсутствовали полномочия на проведение указанного внепланового контрольного мероприятия деятельности конкретного должностного лица, функционально не связанного по фонду оплаты труда с казенным учреждением - Советом депутатов Ковдорского района.

Считал, что при проведении проверки и оформлении ее результатов административным ответчиком допущены грубые нарушения.

Утверждал об отсутствии с его стороны нарушений Положения об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район.

Полагая незаконным предписание КСП Ковдорского района от 07 июня 2021 года №01-11/85, указал, что оно не соответствует Приказу Минфина России от 30 декабря 2020 года №340н, а также не содержит в себе указаний на конкретные нарушения и порядок его исполнения.

С учетом уточненных исковых требований, Филипишин А.И. просил суд признать незаконными действия Контрольно-счетной палаты Ковдорского района по проведению с 19 мая по 2 июня 2021 года контрольного мероприятия «Правомерность начисления поощрительных выплат за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года лицам, замещающим выборные муниципальные должности», а также признать незаконными и недействительными, вынесенные по результатам указанного контрольного мероприятия акт проверки от 27 мая 2021 года, отчет от 02 июня 2021 года, в части текста, относящегося к председателю Совета депутатов Ковдорского района Филипишина А.И.

Решением Ковдорского районного суда Мурманской области от 12 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Филипишина А.И. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Филипишин А.И. В., ссылаясь на основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие основанием для обращения с иском в суд, которым, по мнению подателя жалобы, не дана надлежащая правовая оценка.

Утверждает, что в нарушение части 4 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-Ф3 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации муниципальных образований» КСП Ковдорского района провела внеплановые контрольные мероприятия по проверке расходования денежных средств бюджета конкретным должностным лицом, а не Советом депутатов Ковдорского района и администрацией Ковдорского района.

Повторяет доводы о том, что составленный по результатам контрольных мероприятий отчет содержит в себе излишние сведения, полученные вне рамок проведенного контрольного мероприятия, вместе с тем не содержит правового обоснования выявленных нарушений.

Относительно апелляционной жалобы представителем административного ответчика КСП Ковдорского района Ольшанниковой Л.А. представлены возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов административного дела, на основании обращения группы депутатов Совета Депутатов Ковдорского района от 05 мая 2021 года председателем КСП Ковдорского района издан приказ от 11 мая 2021 года № 11 о проведении в срок с 19 мая 2021 года по 02 июня 2021 года внепланового контрольного мероприятия «Правомерность начисления поощрительных выплат за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года, лицам, замещающим выборные муниципальные должности».

Согласно указанному распоряжению в качестве объекта контрольного мероприятия определены: Совет депутатов Ковдорского района; администрация Ковдорского района; муниципальное казенное учреждение «Центр оказания услуг муниципальным учреждениям Ковдорского района».

В ходе проведенного внепланового контрольного мероприятия КСП Ковдорского района были составлены акт проверки от 27 мая 2021 года и отчет от 02 июня 2021 года, в которых содержится вывод о незаконном использовании средств местного бюджета в виде незаконно выплаченной премии за I квартал 2021 года председателю Совета депутатов Ковдорского района Филипишину А.И. в размере 101 558,51 рублей.

По результатам контрольного мероприятия КСП Ковдорского района внесло в Совет депутатов Ковдорского района предписание от 07 июня 2021 года № 01-11/85 о необходимости принять меры по устранению выявленного нарушения и возмещению в бюджет муниципального образования Ковдорский район незаконно выплаченной премии Филипишину А.И. в сумме 101 558,51 рублей; срок исполнения предписания установлен до 18 июня 2021 года.

Вместе с тем, в связи с представлением прокуратуры Ковдорского района от 09 июля 2021 года №431ж-2021 предписание КСП Ковдорского района от 07 июня 2021 года №01-11/85, внесенное по результатам проведения указанного выше контрольного мероприятия в адрес Совета депутатов Ковдорского района, отменено на основании приказа председателя КСП Ковдорского района от 06 августа 2021 года № 18.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Филипишина А.И., суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренной положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности, для признания незаконными действий административного ответчика по проведению контрольного мероприятия, а также для признания незаконными акта проверки от 27 мая 2021 года и отчета от 02 июня 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда полагает, что в данном случае имеются основания для прекращения производства по административному делу.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 статьи 2 КАС РФ).

В силу статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами: в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования); в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль (далее также - проверяемые органы и организации).

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Филипишин А.И. оспаривал законность акта от 27 мая 2021 года и отчета от 02 июня 2021 года, составленных контрольно-счетной палаты Ковдорского района Мурманской области по результатам внепланового контрольного мероприятия «Правомерность начисления поощрительных выплат за IV квартал 2020 года и I квартал 2021 года, лицам, замещающим выборные муниципальные должности», в части сведений, относящихся к председателю Совета депутатов Ковдорского района Филипишина А.И.

Вместе с тем, из содержания оспариваемых акта и отчета контрольно-счетной палаты следует, что Филипишин А.И. к числу проверяемых лиц (объектов) не относился, указанные документы в отношении административного истца не принимались, не содержат каких-либо властно-распорядительных предписаний, не порождают для заявителя правовых последствий.

В данном случае акт и отчет КСП Ковдорского района лишь содержат указание на наличие обстоятельств, установленных при проверке законности начисления поощрительных выплат, лицам, замещающим выборные муниципальные должности, при этом очевидно не затрагивают права и свободы административного истца, не создают препятствий к их осуществлению и не возлагают на него каких-либо обязанностей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Ковдорского районного суда Мурманской области от 12 августа 2021 года и прекращении производства по административному делу, поскольку оспариваемые Филипишиным А.И. действия и процедурные документы контрольно-счетной палаты Ковдорского района не нарушают, либо иным образом не затрагивают его права, свободы и законные интересы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 177, 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 12 августа 2021 года отменить.

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Филипишина А. И. об оспаривании действий Контрольно-счетной палаты муниципального образования Ковдорского района, прекратить.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 02 февраля 2022 года.

Председательствующий

Судьи