ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-280 от 29.01.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

№ 33а - 280 судья Борисова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Щербаковой Н.В., Башкирова А.А.,

при секретаре Павловой Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области на решение Щекинского районного суда Тульской области от 15 ноября 2018 года по делу по административному иску Тульского природоохранного прокурора, предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области, обязании организовать эксплуатацию очистных сооружений.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Тульский природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области о признании незаконным бездействия при организации водоотведения на территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области; обязании администрацию муниципального образования Щекинский район Тульской области организовать эксплуатацию очистных сооружений, расположенных по адресу: ***, в соответствии с установленными требованиями.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании администрацией муниципального образования Щекинский район Тульской области при реализации полномочий по организации водоотведения на территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области.

В ходе проверки, проведенной в сентябре 2017 года с выездом на место с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, установлено, что в ***, обнаружен сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности из канализационного колодца централизованной системы водоотведения. Сточные воды, имеющие серый цвет, фикальный запах, протекают по рельефу местности приблизительно 50 м и сбрасываются в р. ФИО1.

Очистные сооружения, расположенные по адресу: ***, введены в эксплуатацию в 2013 году. Собственником очистных сооружений является администрация муниципального образования Щекинский район.

На момент проверки очистные сооружения не переданы для эксплуатации хозяйствующему субъекту и фактически не функционируют; сточные воды без очистки сбрасываются в р. ФИО1, минуя очистные сооружения.

Непринятие администрацией муниципального образования Щекинский район исчерпывающих мер по передаче очистных сооружений в *** эксплуатирующей организации, фактический сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и в р. ФИО1 создает угрозу причинения вреда окружающей среде, загрязнения почв, подземных вод в результате поступления неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водный объект, а также санитарно-эпидемиологической обстановке в с. Карамышево.

По результатам проверки, проведенной в сентябре 2017 года, главе администрации муниципального образования Щекинской район внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, которое рассмотрено и удовлетворено.

Из ответа администрации следует, что в 2018 году запланировано проведение торгов с целью передачи очистных сооружений в *** в аренду или концессию.

В ходе контрольной проверки в октябре 2018 года установлено, что администрацией муниципального образования Щекинский район проводилась работа с потенциальными эксплуатирующими организациями, которые могли бы выступать в качестве концессионера или арендатора, однако на момент контрольной проверки очистные сооружения в с. Карамышево в аренду или концессию не переданы, осуществляется сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и в р. ФИО1, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, загрязнения почв, подземных вод в результате поступления неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водный объект, а также санитарно-эпидемиологической обстановке в с. Карамышево.

Тем самым, администрацией муниципального образования Щекинский район до настоящего времени не организовано надлежащим образом водоотведение в с. Карамышево Щекинского района Тульской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Тульского природоохранного прокурора Мосина И.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Решением Щекинского районного суда Тульской области от 15 ноября 2018 года постановлено:

признать незаконным бездействие администрации МО Щекинский район Тульской области при организации водоотведения на территории с. Карамышево, Щекинского района, Тульской области.

Обязать администрацию МО Щекинский район Тульской области организовать эксплуатацию очистных сооружений, расположенных по адресу: ***, в соответствии с установленными требованиями, в срок до 15 марта 2019 года.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Щекинский район Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца помощника Тульского природоохранного прокурора Рогонова Н.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим

Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной в сентябре 2017 года, по адресу: ***, зафиксирован факт сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности из канализационного колодца централизованной системы водоотведения. Сточные воды серого цвета, запах сточных вод - фекальный. Сточные воды протекают по рельефу местности приблизительно 50 м и сбрасываются в р. ФИО1.

Очистные сооружения, расположенные в с. Карамышево, Щекинского района, Тульской области, введены в эксплуатацию в 2013 году. Собственником очистных сооружений является администрация муниципального образования Щекинский район.

На момент проверки очистные сооружения, расположенные в ***, не переданы для эксплуатации хозяйствующему субъекту и фактически не функционируют; сточные воды без очистки сбрасываются в р. ФИО1, минуя очистные сооружения.

По результатам проверки, проведенной в сентябре 2017 году, главе администрации муниципального образования Щекинской район внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Из ответа администрации следует, что в 2018 году запланировано проведение торгов с целью передачей очистных сооружений в *** в аренду или концессию.

В ходе контрольной проверки, в октябре 2018 года установлено, что администрацией муниципального образования Щекинский район проводилась работа с потенциальными эксплуатирующими организациями, которые могли бы выступать в качестве концессионера или арендатора, однако на момент контрольной проверки очистные сооружения в с*** в аренду или концессию не переданы, осуществляется сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и в р. ФИО1.

Считая, что со стороны администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области имеет место бездействие, ею не принимаются меры по передаче очистных сооружений в *** эксплуатирующей организации, сточные воды не очищаются и сбрасываются на рельеф местности и в р. ФИО1, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, загрязнения почв, подземных вод в результате поступления неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водный объект, а также санитарно-эпидемиологической обстановке в с. Карамышево Щекинского района Тульской области, прокурор обратился в суд за признанием указанного бездействия незаконным.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Водного кодекса РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования Щекинский район Тульской области ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в непринятии мер по организации надлежащей эксплуатации очистных сооружений в с. Карамышево Щекинского района Тульской области.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что стороной административного истца не представлено доказательств бездействия административного ответчика, поскольку мероприятия по эксплуатации очистных сооружений в с. Карамышево проводились, повторяют доводы, приведенные стороной административного ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом решении суда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации предоставлен разумный срок для проведения работ по организации эксплуатации очистных сооружений в течение четырех месяцев.

Отсутствие в бюджете необходимого финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Орган местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством.

Понуждение органа местного самоуправления к выполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей не может расцениваться как вмешательство в его деятельность

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административного искового заявления, выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истцом в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Щекинского районного суда Тульской области от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области – без удовлетворения.