ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2802/2018 от 12.04.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Киселев Е.М.

дело № 33а-2802/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 12 апреля 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Хожаиновой О.В.,

судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А.-В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котелкина Владимира Григорьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук Ирине Иосифовне, заинтересованное лицо администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права,

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 октября 2017 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Котелкин В.Г. обратился в Керченский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просил признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 24 мая 2017 г. № 90/011/001/2017-407 об отказе в государственной регистрации права аренды на объект недвижимости - земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 175 кв.м., кадастровый , категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – ведение дачного хозяйства, код 13.3.

Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 15 декабря 2016 г. административному истцу был предоставлен в аренду сроком на 20 лет указанный выше земельный участок для ведения дачного хозяйства. На основании данного постановления 26 января 2017 г. между сторонами был заключен договор аренды земельного участка. При рассмотрении заявления о регистрации договора аренды земельного участка Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказал административному истцу в государственной регистрации сообщением от 24 мая 2017 г. № 90/011/001/2017-407, в связи с отсутствием документов, необходимых для проведения регистрации, а именно: документов, подтверждающих проведение администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым процедуры торгов по предоставлению данного земельного участка в аренду. По мнению административного истца, оспариваемый отказ является незаконным, нарушает его права.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 13 октября 2017 г., с учётом дополнительного решения Керченского городского суда Республики Крым от 19 января 2018 г., административное исковое заявление Котелкина В.Г. удовлетворено: признано незаконным и отменено решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 24 мая 2017 г. № 90/011/001/2017-407 об отказе в государственной регистрации права аренды на объект недвижимости, расположенный в <адрес>, земельный участок, площадью 175 кв.м., кадастровый , категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – ведение дачного хозяйства, код 13.3.; с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Котелкина В.Г. взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Котелкина В.Г. в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что при проведении правовой экспертизы поданных Котелкиным В.Г. документов было установлено, что земельный участок был передан в аренду административному истцу без проведения торгов, что послужило основанием для приостановления государственной регистрации на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и последующего отказа в регистрации аренды земельного участка по истечении срока приостановления в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации. По мнению апеллянта, указанный судом первой инстанции в качестве исключения случай предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, предусмотренный пунктом 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не может быть применён к возникшим правоотношениям, поскольку положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей законодательства Республики Крым, а именно положений части 1 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», вступают в силу с 1 января 2020г.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым ФИО1 представлены возражения о законности обжалуемого судебного решения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Котелкин В.Г., представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук И.И., представитель администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно указанному выше Положению, основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.

Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.

Порядок проведения регистрации прав на недвижимое имущество определён Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), частью 3 статьи 1 которого установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).

Государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества (часть 1 статьи 51 Федерального закона № 218-ФЗ).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

Так, в соответствии частью 1 названного закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии со статьёй 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 24 ноября 2016 г. Котелкин В.Г. обратился в администрацию Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 20 лет для ведения дачного хозяйства.

На основании указанного заявления администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым приняла постановление от 15 декабря 2016 г. № 517 «О предоставлении гражданину Российской Федерации Котелкину В.Г. в аренду сроком на 20 лет земельного участка для ведения дачного хозяйства по адресу: <адрес>», которым Котелкину В.Г. в аренду сроком на 20 лет предоставлен земельный участок, площадью 175 кв.м., кадастровый , расположенный по указанному выше адресу, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - ведение дачного хозяйства, код 13.3.

26 января 2017 г. между администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в лице Главы администрации Глазовского сельского поселения ФИО1 и Котелкиным В.Г. заключен договор № 27 аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 175 кв.м, кадастровый , категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение дачного хозяйства, код 13.3.

10 февраля 2017 г. представителем заинтересованного лица (стороны сделки) ФИО2 в целях осуществления государственной регистрации договора аренды было подано заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, к которому были приложены следующие документы: доверенность от 6 июля 2016 г., нотариально удостоверенное согласие Котелкиной Л.Б., данное супругу Котелкину В.Г. на заключение и регистрацию договоров аренды, за цену, на период и на условиях по своему усмотрению на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; договор аренды № 27 земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 26 января 2017 г.; акт приёма-передачи земельного участка от 26 января 2017 г.

Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук И.И. от 20 февраля 2017 г. № 90/011/001/2017-407, в соответствии с пунктами 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, государственная регистрация договора аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 175 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , была приостановлена до 22 мая 2017 г. Котелкину В.Г. было предложено предоставить документы, подтверждающие передачу земельного участка в аренду без проведения торгов.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук И.И. от 24 мая 2017 г. № 90/011/001/2017-407 на основании статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ Котелкину В.Г. было отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - земельный участок, общей площадью 175 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Указанное сообщение мотивировано тем, что государственная регистрация была приостановлена до 22 мая 2017г., однако в течение срока её приостановления причины приостановления устранены не были.

Удовлетворяя заявленные требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключение органами местного самоуправления с гражданами договоров аренды земельных участков без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пунктом 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации с соблюдением общего порядка, установленного статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации является допустимым и возможным основанием возникновения соответствующих прав. В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение административного ответчика не соответствует фактическим обстоятельствам предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку принято без надлежащей оценки оснований и мотивов, предусмотренных пунктом 15 частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу части 2 названной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (пункт 9); земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 настоящего Кодекса (пункт 15).

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», (далее Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), закрепляющим основные принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23), а также определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 поименованного Закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).

В статье 12.1 этого же Закона предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

24 декабря 2014 г. Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее Закон № 66-ЗРК/2015), который, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно части 1 статьи 18 указанного Закона, положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2020 года.

Из анализа указанных норм следует, что на территории Республики Крым только с 1 января 2020 г. подлежат применению положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения дачного хозяйства.

Таким образом, возможность применения положения пункта 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при предоставлении земельного участка гражданам для ведения дачного хозяйства в соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на территории Республики Крым, в силу части 1 статьи 18 Закона № 66-ЗРК/2015, предусмотрена с 1 января 2020 г.

Как уже указывалось, испрашиваемый земельный участок был передан в аренду Котелкину В.Г. для ведения дачного хозяйства.

В качестве причин приостановления осуществления государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок, общей площадью 175 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, в уведомлении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук И.И. от 20 февраля 2017 г. № 90/011/001/2017-407 было указано, что при проведении правовой экспертизы у государственного регистратора возникли сомнения в наличии основания для государственной регистрации, так как на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельного участка, согласно которому земельный участок передан в аренду без проведения торгов. При этом, основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют, так как из ответа на межведомственный запрос, предоставленного филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «КрымБТИ» в Ленинском районе за исх. № 02-03/515 от 14 февраля 2017 г., следует, что в материалах архива инвентарное дело по вышеуказанному адресу отсутствует, что в свою очередь подтверждает отсутствие зданий, строений, сооружений, принадлежащих арендодателю на праве собственности на указанном земельном участке. Также указано, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на территории Республики Крым действуют с учётом статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

В обоснование своей позиции, администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, как в ответе государственному регистратору от 13 февраля 2017 г. № 136/01-11, так и в письменных объяснениях, адресованных суду первой инстанции, от 28 сентября 2017 г. № 1709/02-11, указывала на то, что земельный участок был передан Котелкину В.Г. в аренду без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пунктом 15 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм права, в частности, особенностей применения на территории Республики Крым положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает доводы заинтересованного лица основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства, и приходит к выводу об обоснованности приостановления государственной регистрации по основаниям, указанным в уведомлении от 20 февраля 2017 г. № 90/011/001/2017-407.

Государственная регистрация была приостановлена до 22 мая 2017 г., что соответствует положениям части 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

При этом, судебная коллегия учитывает, что указанное уведомление от 20 февраля 2017 г. № 90/011/001/2017-407 обжаловано не было.

Поскольку причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, по истечении срока приостановления государственной регистрации, не были устранены, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьёй 27 Федерального закона № 218-ФЗ, для отказа Котелкину В.Г. в государственной регистрации заявленных прав на недвижимое имущество - земельный участок, общей площадью 175 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , оформленного сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук И.И. от 24 мая 2017 г. № 90/011/001/2017-407.

С учетом вышеизложенного и обстоятельств, установленных по делу, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения административного ответчика. Основания для отмены указанного решения отсутствуют.

В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда.

В силу части 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым считает необходимым отменить решение Керченского городского суда Республики Крым по данному административному делу и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявление Котелкина В.Г. в полном объёме.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 октября 2017 г. по административному делу № 2а-3099/2017 отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Котелкина Владимира Григорьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Левчук Ирине Иосифовне о признании незаконным и отмене решения от 24 мая 2017 г. № 90/011/001/2017-407 об отказе в государственной регистрации - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: О.В. Хожаинова

Судьи: Н.А. Терентьева

Л.А-В. Юсупова