ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-280/2016 от 18.01.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Шерстнева А.А. № 33а-280/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Головкова В.Л. и Юдина А.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 18 января 2016 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» на решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 02 ноября 2015 года, по которому

признано незаконным решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» <Номер обезличен> от 17.09.2015.

На ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» возложена обязанность принять решение по заявлению ФИО1 от 16.09.2015 о предоставлении государственной социальной помощи в соответствии со ст. 7 ФЗ-178 «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 и Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Республики Коми № 281 от 31.12.2004.

Взысканы с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере ... рублей.

На ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» возложена обязаность предоставить сведения об исполнения решения по настоящему административному делу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения Балинской Л.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Балинская Л.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара», с учетом уточненных требований, о признании незаконным решения от 17.09.2015 № 3324 об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании предоставить государственную социальную помощь в соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Приложения № 1 Постановления Правительства Республики коми от 31.12.2004 № 281, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере ... руб.

В обоснование требований указала, что отказ административного ответчика основан на подпункте 3 пункта 16 приложения № 1 к Постановлению Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «наличие в представленных документах недостоверных сведений», тогда как указанный пункт нормативного акта предусматривает «наличие в представленных документах неполных и недостоверных сведений: о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности». Кроме того, административный ответчик не провел проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности. Представленные документы о получении госуслуги отвечали требованиям достоверности.

В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения заявления.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель заявителя с решением суда не согласен и просит его отменить в связи с незаконностью и необоснованностью, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Указывая на выявление недостоверности представленных сведений, а именно выявление факта того, что при предыдущем обращении Балинской Л.Г. к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в копии трудовой книжки на имя супруга ФИО. присутствовали сведения о его работе в должности директора ООО «...», которые отсутствуют в подлиннике трудовой книжки, представленной Балинской Л.Г. при рассматриваемом обращении за социальным пособием. ФИО является учредителем и директором ООО «...», при этом сведений о доходах за период с 01.06.2015 по 31.08.2015 не было получено судом, ни от ОПФ РФ по РК, ни от ИФНС России по г.Сыктывкару (налоговой инспекцией сведения могут быть представлены только в апреле 2016 года), а делать выводы о том, является или нет ФИО. работником данного Общества и имеет ли доход только на противоречивых и недостоверных сведениях, представленных ООО «...», недопустимо. Считает, что с точки зрения трудового законодательства руководитель организации, даже если он сам основал и владеет компанией, является работником данной организации и подлежит обязательному социальному страхованию и имеет право на получение иных трудовых гарантий и льгот, с ним должен быть заключен письменный трудовой договор, не заключение которого влечет административную ответственность. Кроме того, не согласен с взысканием с учреждения в пользу истца государственной пошлины, ссылаясь на подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающим освобождение государственных органов, выступающих по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, в соответствии с положениями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В соответствии с пунктами 2-3 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Республики Коми № 281 от 31.12.2004 (далее –Порядок) для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от имени своей семьи (далее - гражданин) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания следующие документы:

1) заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям (далее - заявление);

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет (если от имени гражданина действует лицо, являющееся его представителем, то дополнительно представляются документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия), свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет;

3) документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.

К документам, подтверждающим уплату (неуплату) алиментов, относится нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, предусматривающее уплату алиментов путем непосредственного вручения (перечисления) алиментов получателю.

К документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, относятся документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.09.2015 Балинская Л.Г. обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» с заявлением о регистрации семьи в количестве 5 человек в качестве малоимущей.

В анкете к заявлению административный истец указала членов семьи, имущество, принадлежащее на праве собственности, доходы в виде алиментов, получаемых Балинской Л.Г. на содержание сына ФИО2

К заявлению были приложены документы, удостоверяющие личность Балинской Л.Г. и всех членов ее семьи, копии свидетельства о браке и расторжении брака, копия трудовой книжки, льготного удостоверения, справка о заработной плате в ООО «...», соглашение по алиментам на содержание ребенка ФИО2., налоговая декларация.

В подтверждение доходов супруга Балинской Л.Г. были представлены следующие документы: налоговая декларация по единому доходу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на имя ФИО. за 2 квартал 2015 года, являющегося индивидуальным предпринимателем, оригинал трудовой книжки ФИО с записями <Номер обезличен> о периодах работы.

17 сентября 2015 года административным ответчиком отказано в предоставлении государственной услуги по признанию семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими по причине наличия в представленных документах недостоверных сведений на основании статьи 9 ФЗ-178 «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 и подпункта 6 пункта 13 раздела 4 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Республики Коми № 281 от 31.12.2004.

Согласно статье 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 13 раздела 4 указанного Порядка основаниями для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими является наличие в представленных документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности. При наличии противоречивых сведений в представленных документах и (или) при несоответствии содержания и (или) оформления документов требованиям законодательства центр осуществляет проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности посредством направления запросов в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий (в случае если документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий представлены по инициативе заявителя), в органы и организации, располагающие необходимой информацией. При этом срок принятия решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, указанный в пункте 11 настоящих Порядка и условий, продлевается директором центра или уполномоченным им лицом на срок, необходимый для получения запрашиваемой информации, но не более чем на 30 календарных дней, о чем сообщается гражданину путем направления письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня направления соответствующего запроса (запросов).

В возражениях на административный иск и в судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что причиной отказа в предоставлении Балинской Л.Г. государственной услуги послужило выявление несоответствия сведений в копии трудовой книжки на имя супруга заявителя ФИО16., приложенной при обращении административного истца 30.03.2015 с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сведениям, содержащимся в подлиннике трудовой книжки, представленной в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» 16.09.2015.

Так ответчиком при обращении истца 16.09.2015 было установлено, что при обращении Балинской Л.Г. в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района г. Сыктывкара» 30.03.2015 была представлена копия трудовой книжки на имя ФИО с записями №№ 3-5 о приеме на работу в качестве директора ИП ФИО., увольнении, принятии на работу в должности директора ООО «...».

Представитель административного ответчика поясняла, что несоответствие копии трудовой книжки на имя ФИО., представленной в Учреждение административным истцом 30.03.2015, и оригинала трудовой книжки, представленной 16.09.2015, не позволяет установить действительный доход всех членов семьи Балинской Л.Г.

Удовлетворяя заявленные требования о признании оспариваемого решения административного ответчика незаконным, суд первой инстанции, установив, что согласно сведениям Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РК от 21.10.2015 ФИО страхователем ООО «...» не является, является индивидуальным предпринимателем, трудовой договор с ФИО. ООО «...» не заключен, дохода в данной организации он не имеет, согласно Устава и сведениям из ИФНС по г. Сыктывкару ФИО является единственным учредителем Общества, при этом вышеприведенным Порядком не предусмотрена обязанность предоставления гражданином документов в подтверждение отсутствия доходов, обоснованно исходил из того, что Балинской Л.Г. в подтверждение дохода супруга были представлены документы, соответствующие действительности, каких-либо противоречивых сведений в представленных документах не содержалось.

При этом судом также принято во внимание, что административный ответчик в силу положений подпункта 6 пункта 13 раздела 4 Порядка при наличии, по его мнению, противоречивых сведений в представленных документах и (или) при несоответствии содержания и (или) оформления документов требованиям законодательства должен был осуществить проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности посредством направления запросов в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, в органы и организации, располагающие необходимой информацией, что Центром в нарушении приведенной нормы сделано не было.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу обстоятельствах.

Предоставление Балинской Л.Г. ранее, при обращении 30.03.2015, недостоверных сведений, в том числе на основании недостоверной копии трудовой книжки, содержащей сведения, отличающиеся от оригинала, не свидетельствуют о недостоверности представленных истцом сведений о доходах семьи, в частности супруга, при обращении в Центр 16.09.2015, при отсутствии у него дохода от исполнения обязанностей директора ООО «...».

Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к неправомерности оформления трудовых отношений между ООО «...» и ее учредителем и директором ФИО., не являются предметом административного рассмотрения по делу, не свидетельствуют о незаконности вышеприведенных выводов суда о достоверности представленных истцом сведений о доходах и не могут являться основанием для отмены правильного решения суда.

Доводы подателя апелляционной жалобы об освобождении административного ответчика в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины в обоснование незаконности взыскания с него в пользу истца, уплаченной им государственной пошлины за подачу иска, несостоятельны по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с положениями вышеприведенных норм уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина является судебными расходами истца, в пользу которого состоялось судебное решение, и не является государственной пошлиной от уплаты которой в силу норм налогового законодательства ответчик освобожден, и в порядке части 1 статьи статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ должна быть возмещена Балинской Л.Г.

Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы, которые на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи