ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2814/19 от 11.03.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Тедеева Е.А. Дело №33а-2814/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 11 марта 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Дермоян Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым по ненадлежащему рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 2 ноября 2018 г. ФИО1, выразившихся в вынесении письма от 9 ноября 2018 г. исх. № Х-1726/02-7

по апелляционной жалобе администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просила признать незаконными действия администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым по ненадлежащему рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 2 ноября 2018 г. ФИО1, выразившихся в вынесении письма от 9 ноября 2018 г. исх. № Х-1726/02-7, как не соответствующие статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть по существу, в порядке, предусмотренном статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации вышеуказанное уведомление от 2 ноября 2018 г., отправленное ценным письмом 3 ноября 2018 г.

В обоснование указала, что на момент утверждения Порядка выполнения строительных работ постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. №2040-6/14, федеральное законодательство (Градостроительный кодекс Российской Федерации) не предусматривало декларативной процедуры начала строительства, а предполагало получение разрешения на строительство, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит оговорок об ограничении своего действия на территории Республики Крым, Государственным Советом Республики Крым не приняты законы и иные нормативные акты, устанавливающие особенности применения статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Статья 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» была введена в действие лишь после 29 декабря 2014 г., т.е. объективно хронологически позднее утверждения Порядка выполнения строительных работ. После 29 декабря 2014 г. никаких особенностей применения законодательства Российской Федерации по вопросам получения разрешения на строительство установлено не было, в связи с чем, по мнению административного истца, в указанной части действует федеральное законодательство, как акт высшей силы и прямого действия. Статья 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает чёткий перечень действий, которые должна выполнить администрация сельского поселения, чего административным ответчиком сделано не было. Поданное уведомление рассмотрено административным ответчиком в порядке рассмотрения обращений граждан.

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.

Признаны незаконными действия администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 2 ноября 2018 г. ФИО1, как не соответствующие статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На администрацию Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 в порядке, предусмотренном статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 2 ноября 2018 г.

В апелляционной жалобе, поданной администрацией Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что уведомление ФИО1 не подлежит рассмотрению в порядке Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Письмом от 9 ноября 2018 г. № Х-1726/02-12 административному истцу дан ответ, что в соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в Республике Крым до 1 января 2019 г. вопросы, связанные с получением разрешения на новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, регламентируется Порядком выполнения строительных работ постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. №2040-6/14 и Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утверждённым постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. №2039-6/14. В указанном ответе административному истцу предложено подать декларацию о начале выполнения строительных работ по объекту индивидуального жилищного строительства в Службу государственного строительного надзора Республики Крым либо в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Крым «Мои документы». По мнению подателя апелляционной жалобы, с его стороны незаконных действий допущено не было, права и законные интересы ФИО1 не нарушены.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

4 марта 2019 г. от администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

11 марта 2019 г. от представителя ФИО1 – ФИО2 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он указал, что в части возложения обязанности рассмотреть ранее поданное уведомление согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение суда не может быть исполнено, поскольку указанные полномочия, в соответствии с Законом Республики Крым от 26 декабря 2018 г. № 557-ЗРК/2018 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» с 1 января 2019 г. переданы Службе государственного строительного надзора Республики Крым. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого характера нарушения норм материального права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1260 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования «индивидуальное жилищное строительство», а также расположенные на нём жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения.

3 ноября 2018 г. ФИО1 направила в адрес администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым уведомление от 2 ноября 2018 г. о планируемом строительстве ил реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по вышеуказанному адресу, в соответствии со статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 9 ноября 2018 г. администрация Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым уведомила административного истца о том, что в силу положений частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Порядка выполнения строительных работ постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. №2040-6/1, строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ, регистрацию которой осуществляет Служба государственного строительного надзора Республики Крым. В связи с чем ФИО1 предложено подать декларацию о начале выполнения строительных работ по объекту индивидуального жилищного строительства в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.

Полагая, что указанные действия по рассмотрению уведомления не соответствуют требованиям статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 обратилась в суд.

Суд первой инстанции, признавая незаконными действия администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, исходил из того, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения уведомления ФИО1 от 2 ноября 2018 г. Уведомление не рассмотрено в порядке норм Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, без направления в адрес заявителя уведомления по форме, утверждённой Приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр (Приложения №№ 1, 2).

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).

При этом по отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данным Федеральным конституционным законом установлены иные сроки интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.

В частности, до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя не исключалась возможность установления нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, особенностей регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1 статьи 12.1 данного Закона (в ред. от 25 декабря 2017 г., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Таким образом, федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, а также установил возможность действия нормативных правовых актов Республики Крым до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым.

Разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (пункт 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 16 января 2015 г. N 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым»).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2040-6/14 «О порядке выполнения подготовительных и строительных работ» утверждены «Порядок выполнения подготовительных работ» и «Порядок выполнения строительных работ».

Согласно пунктам 2, 3 главы 1 «Порядка выполнения строительных работ», строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком: при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности.

Регистрацию документов, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, и выдачу документов, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляет Служба государственного строительного надзора Республики Крым.

Декларация о начале выполнения строительных работ подается заказчиком или его уполномоченным представителем в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направляется заказным письмом с описью вложения в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с приложением заверенных заказчиком копий документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ (пункт 1 глава 2 «Порядка выполнения строительных работ»).

Исходя из вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик, направляя в адрес ФИО1 письмо от 9 ноября 2018 г. исх. № Х-1726/02-7, своими действиями не нарушил её права и законные интересы, поскольку законодательством Республики Крым предусмотрена декларативная процедура начала строительства, которая административным истцом соблюдена не была. Регистрация декларации осуществляется иным органом - Службой государственного строительного надзора Республики Крым, о чём административному истцу было разъяснено.

В силу части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» положения Порядка выполнения строительных работ, утверждённого постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. №2040-6/14, признаются действующими на территории Республики Крым.

Возможность продления действия положений вышеуказанного Порядка в дальнейшем была установлена статьёй 12.1 Федерального конституционного закона.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о том, что на момент утверждения Порядка выполнения строительных работ постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. №2040-6/14, федеральное законодательство не предусматривало декларативной процедуры начала строительства, а предполагало получение разрешения на строительство, не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика, как и доводы о том, что статья 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» была введена в действие лишь после 29 декабря 2014 г., т.е. объективно хронологически позднее утверждения Порядка выполнения строительных работ.

Возражениями представителя административного истца подтверждается, что указанными полномочиями наделена Служба государственного строительного надзора Республики Крым.

Вопреки доводам административного истца и выводам суда первой инстанции, вышеуказанное письмо административного ответчика от 9 ноября 2018 г. исх. № Х-1726/02-7 не содержит ссылок на положения Федерального закона 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и носит разъяснительный характер, ввиду несоблюдения ФИО1 предусмотренной законодательством Республики Крым декларативной процедуры начала строительства.

Доводы апелляционной жалобы администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым заслуживают внимания.

Действия административного ответчика нельзя признать несоответствующими нормативным правовым актам, и нарушающими права административного истца.

ФИО1 не лишена возможности обратиться в Службу государственного строительного надзора Республики Крым в установленном законом порядке.

С учётом изложенного, обжалуемое решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 г. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым – удовлетворить.

Решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 г. – отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании действий администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым по ненадлежащему рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 2 ноября 2018 г. ФИО1, выразившихся в вынесении письма от 9 ноября 2018 г. исх. № Х-1726/02-7.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский