ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2840/2023 от 01.08.2023 Курского областного суда (Курская область)

Судья Буркова М.В. Дело № 33а-2840/2023

УИД 46RS0030-01-2023-001976-79

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 01 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей Бабкиной О.С., Мигущенко Н.А.,

при секретаре ФИО10

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 к УМВД России по Курской области об оспаривании действий, поступившее по апелляционной жалобе ФИО12 на решение Ленинского районного суда г. Курска от 24 апреля 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Ермакова М.И., выслушав объяснения ФИО13 поддержавшего свою апелляционную жалобу, объяснения представителя УМВД России по Курской области по доверенности ФИО14 поддержавшей возражения и возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО15 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконными действия УМВД России по Курской области о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости с указанием сведений о факте привлечения к уголовной ответственности, что нарушает его права и наносит вред.

Ленинский районный суд г. Курска принял решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований

В апелляционной жалобе ФИО16 просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

В суд апелляционной инстанции не явились представители УФСИН России по Курской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курской области, которые о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 150 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Полномочие по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования закреплено за МВД России (пункт 3 Перечня государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса; утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 года N 260-р).

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" устанавливает, что государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных (часть 2 статьи 4).

Приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее по тексту - Административный регламент), в котором определены сроки и последовательность административных процедур, связанных с выдачей справок о наличии (отсутствии) судимости, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.

Согласно пункту 73 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ соответствующего субъекта Российской Федерации по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) проверяемого лица на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно учетной (алфавитной) карточки, составленной СИЗО-<адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес><адрес>, проживающий по адресу: <адрес> был арестован <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, характер преступления- хулиганство, по УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден по постановлению на основании ст. УПК РФ, мера пресечения изменена на подписку о невыезде, убыл в <адрес>.

Уголовное дело прекращено <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 6 УПК РСФСР.

ДД.ММ.ГГГГФИО18 ИЦ УМВД России по Курской области выдана справка , в которой имеются сведения об отсутствии судимости, а также сведения о привлечении по УК РСФСР в ДД.ММ.ГГГГ году <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ выдана справка , в которой имеются сведения об отсутствии судимости, а также сведения о привлечении в ДД.ММ.ГГГГ<адрес> по ст. УК РСФСР, прекращено на основании ст. 6 УПК РСФСР.

На обращение ФИО19 относительно сведений, указанных в справке, ИЦ УМВД России по Курской области ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что указанная в справках информация дана на основании алфавитной карточки формы 1, выставленной в ДД.ММ.ГГГГ года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения в справку внесены на законных основаниях, содержание соответствует требованиям Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам.

Согласно пункта 74 Административного регламента после проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ "ГИАЦ МВД России" и соответствующий ИЦ субъекта Российской Федерации, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 4 к Административному регламенту).

В силу пункта 76.1 Административного регламента предусмотрено, что в соответствующих графах справки делается отметка "не имеется" только при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Доводы ФИО20 о том, что ему должна быть выдана справка об отсутствии сведений о привлечении к уголовной ответственности, не может быть принята во внимание в силу следующего.

В соответствии с параграфом 1 приказа Министра охраны общественного порядка СССР от 30 апреля 1968 года № 0178 «Об объявлении Инструкции о порядке персонального централизованного по Союзу ССР учета осужденных, местного учета лиц, совершивших преступления, ведения оперативно –справочных карточек и осуществления по ним справочной работы» (действовавшего на момент осуществления производства по уголовному делу) персональный централизованный учет осужденных и местный учет лиц, совершивших преступления, осуществлялся путем ведения алфавитных и дактилоскопических оперативно-справочных карточек, которые образуются из учетных документов, составляемых органами охраны общественного порядка и Комитета госбезопасности.

На всех арестованных и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах (кроме арестованных в административном порядке) не позднее 48 часов с момента их водворения в места заключения, составляются учетные карточки и дактилоскопические карты. Основанием для составления указанных документов является постановление об избрании меры пресечения или приговор (определение) суда о взятии под стражу.

Учетные карточки на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых (без заключения под стражу), а также лиц, уголовные дела на которых прекращены на основании ст. ст. 6,7,8,9 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик (без предъявления обвинения), или материалы на которых переданы на рассмотрение общественности без возбуждения уголовных дел, составляются работниками органов, в производстве которых находятся уголовные дела или материалы о совершенных преступлениях (параграф 4).

В силу параграфа 11 в оперативно-справочных картотеках независимо от снятия или погашения судимости учетные документы на лиц, уголовные дела на которых прекращены на основании ст. ст. 6, 7, 8, 208 ч. 2 УПК РСФСР и соответствующих им статей УПК других союзных республик, а также совершивших преступления, материалы на которых переданы общественности без возбуждения уголовных дел хранятся –до истечения срока хранения уголовных дел и материалов о передаче общественности.

Учетная (алфавитная) карточка в отношении ФИО21 составлена СИЗО<адрес>, где он содержался под стражей, данные о прекращении уголовного дела внесены на основании постановления <адрес> с указанием соответствующей статьи.

Ссылка ФИО22 на недостоверность информации, указанной в справке в части основания прекращения уголовного дела не нашли своего подтверждения, поскольку статьей 6 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (в редакции действовавшей на момент вынесения постановления о прекращении уголовного дела), допускалось прекращение уголовного дела в отношении лица, которое впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, вследствие изменения обстановки, когда это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.

Изменение уголовно-процессуального и уголовного законодательства Российской Федерации, не предусматривающего в настоящее время названного выше правового основания для прекращения уголовного дела и соответствующего уголовного преследования в отношении конкретного гражданина, не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования подлежит уничтожению.

Справка о наличии (отсутствии) судимости подготовлена в соответствии с требованиями данного Административного регламента, поскольку отражает информацию, содержащуюся в учетах ИЦ УМВД России по Курской области.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении норм права, не имеется, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции по делу не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда Курской области от 24 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО23 без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: