Судья Желтковская Я.В. Дело № 33а-2841/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей: Бондаревой Н.А., Кущ Н.Г.
при секретаре Степановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Заречного сельского поселения об оспаривании решения о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 18 июня 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения административного истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Заречного сельского поселения, просил признать незаконным уведомление от 07.02.2019 № 29 о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности; возложить на административного ответчика обязанность направить уведомление о соответствии требованиям законодательства о градостроительной деятельности построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: /__/.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенным по адресу: /__/, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
По окончании строительства жилого дома площадью /__/ кв.м. на указанном земельном участке он обратился в администрацию Заречного сельского поселения с уведомлением об окончании строительства или реконструкции.
В оспариваемом уведомлении административный ответчик указал о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности ввиду нарушения СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» в части минимальных расстояний от дома до красной линии улицы - 2,85 м.
Данное решение является незаконным, так как при строительстве жилого дома требования указанного свода правил соблюдены. Кроме того действующим законодательством не предусмотрены ограничения по расстоянию от объекта индивидуального жилищного строительства до границы улицы.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица ФИО2
В судебном заседании административный истец ФИО3, его представитель ФИО4 административный иск поддержали. Указали об отсутствии доказательств нарушения административным истцом допустимого расстояния.
Представитель административного ответчика администрации Заречного сельского поселения ФИО5 просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил, что правовые основания для выдачи уведомления о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности отсутствуют. Технический паспорт после завершения строительства истцом в уполномоченный орган не представлялся.
Обжалуемым решением суда административный иск ФИО1 удовлетворен частично. Признано незаконным уведомление администрации Заречного сельского поселения от 07.02.2019 № 29 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: /__/, требованиям законодательства о градостроительной деятельности. На администрацию Заречного сельского поселения возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 в соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 в лице своего представителя ФИО4 просит решение суда изменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не оспаривает выводы суда в части признания незаконным уведомления от 07.02.2019 № 29.
Указывает, что суд на основании части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве способа устранения нарушения прав административного истца должен был по второму требованию принять решение о возложении на административного ответчика обязанности подготовить и направить ФИО1 уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: /__/ требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика администрации Заречного сельского поселения, заинтересованного лица ФИО2, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 28.01.2019 обратился в администрацию Заречного сельского поселения с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилого дома общей площадью /__/ кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: /__/.
Рассмотрев уведомление, поданное ФИО1, администрация Заречного сельского поселения вынесла уведомление № 29 от 07.02.2019 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Основанием вынесения оспариваемого уведомления явилось несоответствие построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, так как указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
На основании СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства» минимальные расстояния до дома и хозяйственных построек до красной линии улицы должны быть не менее пяти метров, от дома до красной линии проезда – не менее трех метров, от дома до границы соседнего участка, с учетом минимальных противопожарных расстояний между домами – не менее трех метров.
Расстояние от дома до границы участка со стороны ул. Новая составляет 2,85 метра, что не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства.
Частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление об окончании строительства. Данное уведомление должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также сведения о параметрах построенного объекта индивидуального жилищного строительства, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 данной статьи.
К уведомлению об окончании строительства прилагаются документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 приведенного Кодекса; технический план объекта индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, уполномоченный орган осуществляет проверку соответствия параметров объекта указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства (подпункт 1); проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства соответствие внешнего облика построенного объекта описанию внешнего вида, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (подпункт 2); проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве (подпункт 3); проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства (подпункт 4); направляет застройщику уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления (подпункт 5).
Исчерпывающие основания, по которым застройщику может быть направлено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, предусмотрены частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с названной нормой уведомление о несоответствии может быть направлено в случае если параметры построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельным параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами (подпункт 1); внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве (подпункт 2); вид разрешенного использования построенного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства, указанному в уведомлении о планируемом строительстве (подпункт 3); размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства (подпункт 4).
Разрешая дело и приходя к выводу об удовлетворении административного иска в части, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик необоснованно сослался на нарушение ФИО1 предельно допустимых нормативов, установленных пунктом 5.3.2 СП 30-102-99, поскольку данный свод правил не является нормативным правовым актом, включен в перечень документов в области стандартизации и применяется на добровольной основе. Схематическое изображение объекта капитального строительства (раздел 4 уведомления) содержит внесенные административным ответчиком незаверенные исправления в части указания расстояния от дома до красной линии улицы. Доказательств несоответствия возведенного объекта предельным параметрам разрешенного строительства в части минимальных расстояний от дома до красной линии улицы административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия находит эти выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Как следует из подпункта 1 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства выдается в том случае если выявлено несоответствие параметров объекта параметрам разрешенного строительства требованиям, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
При этом несоответствие построенного объекта индивидуального жилищного строительства положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 30-102-99, который не является нормативным правовым актом и применяется на добровольной основе, не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о выдаче уведомления о соответствии (несоответствии) объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного законодательства.
Кроме того административный ответчик, ссылаясь в оспариваемом уведомлении на несоответствие построенного объекта жилищного строительства требованиям градостроительного законодательства, указывает о несоответствии приведенных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Ссылка на основание, не относящееся к правоотношениям, связанным с выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию уже построенного объекта индивидуального жилищного строительства, которое и было подано ФИО1 административному ответчику, является необоснованной, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого уведомления.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным уведомления 07.02.2019 № 29 о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Несостоятельным является довод жалобы ФИО1 о незаконности обжалуемого решения ввиду отсутствия выводов о возложении на административного ответчика обязанности по направлению уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку решение данного вопроса отнесено в рассматриваемом случае к компетенции органа местного самоуправления, и суд, соблюдая закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, не вправе подменять компетенцию органа местного самоуправления. В связи с этим оснований для возложения на административного ответчика обязанности направить уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: