ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2847/19 от 12.04.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Собещанская Н.В. дело №33а-2847/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2019 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Воробьёвой С.А., Юсуповой Л.А-В.,

Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нимченко Евгения Яковлевича к Администрации города Саки Республики Крым, заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконными и отмене постановлений,

по апелляционной жалобе Нимченко Евгения Яковлевича на решение Сакского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Нимченко Е.Я. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Саки Республики Крым, в котором, с учётом последующих уточнений, просил признать незаконным и отменить постановление Администрации города Саки №794 от 20 июля 2018 года «Об исключении из реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», признать незаконным и отменить постановление Администрации города Саки от 06 августа 2018 года №863 «О внесении изменений в Постановление администрации от 20 июля 2018 года №794», восстановить срок для обжалования постановления Администрации города Саки от 06 августа 2018 года №863 «О внесении изменений в постановление администрации от 20.07.2018г. №794».

Требования мотивированы тем, что 23 сентября 2016 года между муниципальным бюджетным учреждением «Городское хозяйство» и Нимченко Е.Я. заключён договор социального найма помещения на <адрес>, предоставленной ему на основании ордера от 19 июля 2013 года №78, серии Б, решения Сакского городского совета Исполнительного комитета от 10.09.2014г. №263 «Об отмене статуса служебного жилья, расположенного по адресу: <адрес>». 20 июля 2018 года Администрация города Саки приняла постановление №794 «Об исключении из реестра имущества находящегося в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», в соответствии с пунктом 1 которого, из реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа Саки Республики Крым, и оперативного управления муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство», исключён объект недвижимости - жилая <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. 06 августа 2018 года Администрацией города Саки принято постановление №863 «О внесении изменений в постановление администрации от 20.07.2018г. №794 «Об исключении из реестра имущества находящегося в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», которым пункт 1 изложен в новой редакции: «Исключить из реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа Саки Республики Крым и баланса муниципальной казны муниципального образования городской округ Саки РК объект недвижимости - жилую <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>».

Административный истец считает указанные постановления Администрации города Саки от 20.07.2018г. №794 от 06.08.2018г. №863 незаконными, принятыми в нарушение действующего законодательства, нарушающими права административного истца, как нанимателя указанной квартиры. Так, жилая квартира исключена из реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа Саки Республики Крым, безосновательно, поскольку не закреплена за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или не отчуждена в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, фактически её правовой статус после принятия Постановления №794 является неопределённым.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2018 года в удовлетворении административного иска Нимченко Е.Я. отказано.

В апелляционной жалобе Нимченко Е.Я. ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового, об удовлетворении административного иска.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным, принято с нарушением норм материального права, без применения закона, подлежащего применению, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Указано, что судом не применён раздел 12 «Исключение имущества из казны» Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённого решением 21 сессии первого созыва №1-21/2 от 27.03.2015г. Самостоятельное принятие органом местного самоуправления постановлений с изложением констатации самого факта исключения объектов недвижимого имущества из казны муниципального образования не исключает соблюдение предусмотренной законом процедуры передачи такого имущества надлежащему правообладателю. Оспариваемые постановления Администрации города Саки, помимо своей незаконности, затрагивают права и интересы истца, поскольку лишают его законного права на пользование квартирой и осуществление государственной регистрации договора социального найма помещения на квартиру.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности - Полякова М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Исполнительного комитета Сакского городского совета АР Крым от 05 июля 2013 года №457 «О распределении служебного жилья, расположенного по адресу: <адрес>» военнослужащему Нимченко Е.Я. выделена служебная квартира по данному адресу, на состав семьи один человек (л.д. 21). В обоснование принятия данного решения указаны, в том числе, письмо начальника Главного управления Службы Безопасности Украины в АР Крым от 06.06.2013г., выписка из протокола №1 заседания жилищно-бытовой комиссии Главного Управления СБУ в АР Крым от 20.03.2013г.

19 июля 2013 года Нимченко Е.Я., согласно ордеру на служебное жилое помещение №78 серии Б Исполнительного комитета Сакского городского совета народных депутатов, предоставлено право на занятие служебного жилого помещения, жилой площадью 17,3 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, как военнослужащему <данные изъяты> (л.д. 20).

28 февраля 2014 года за исх. №76/4/1/314 начальник Главного управления Службы безопасности Украины в АР Крым сообщением на имя и.о. главы Сакского городского совета просил рассмотреть вопрос об исключении из служебного жилого фонда и предоставления для постоянного проживания данной квартиры, ранее предоставленной военнослужащему Нимченко Е.Я. (л.д. 19).

Из сообщения Врио начальника Службы безопасности Республики Крым от 03 июля 2014 года №13/141 на имя исполняющего обязанности головы Сакского городского совета АР Крым сообщено о согласовании исключения из служебного жилого фонда и дальнейшее предоставление для постоянного проживания военнослужащим и членам их семей жилых помещений, в том числе, <адрес> в <адрес> (Нимченко Евгений Яковлевич, состав семьи 1 человек) (л.д. 18).

Решением исполнительного комитета Сакского городского совета Республики Крым от 10 сентября 2014 года №263 «Об отмене статуса служебного жилья, расположенного по адресу: <адрес>» исключено из числа служебного жилого фонда Службы Безопасности Украины служебное жильё Главного управления Службы Безопасности Украины, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 17,3 кв.м., занимаемое военнослужащим Нимченко Е.Я., составом семьи один человек (л.д. 17).

02 марта 2015 года вышеуказанная квартира постановлена на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера (л.д. 15-16).

23 сентября 2016 года между МБУ «Городское хозяйство» и Нимченко Е.Я. заключён Договор социального найма жилого помещения №180-16, предметом договора является вышеуказанная квартира (л.д. 12-14).

Постановлением Администрации города Саки РК от 21 декабря 2016 года №1738 «Об изъятии из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» имущества и передаче его на баланс муниципальной казны муниципального образования округ Саки», <адрес> в <адрес> РК изъята из оперативного управления и исключена из перечня недвижимого имущества, переданного в оперативное управление Муниципальному бюджетному учреждению «Городское хозяйство», включена в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Саки (л.д. 9, 10, 11).

Согласно справке №04/4774 филиала ГУП РК «КрымБТИ» в г. Евпатория от 28 марта 2018 года, право собственности на вышеуказанную квартиру по состоянию на 31.12.2012 года зарегистрировано за Государством Украины в лице Службы безопасности Украины в оперативном управлении Главного управления Службы безопасности Украины в АР Крым (л.д. 62).

В соответствии со справкой №04/1739 филиала ГУП РК «КрымБТИ» в г. Евпатория от 20 апреля 2018 года, аналогичные сведения о собственнике квартиры дополнены ссылкой на то, что право собственности на этот объект зарегистрировано на основании Свидетельства о праве собственности от 17.06.2011г.

Постановлением Администрации города Саки РК от 20 июля 2018 года №794 «Об исключении из реестра имущества находящегося в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» данная квартира исключена из реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым и оперативного управления муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство».

Основанием для принятия данного постановления, как установлено, послужили служебная записка заведующего сектором по вопросам жилья Назаревич Н.Л. от 10 июля 2018 года, письмо ГУП РК «Крым БТИ» г. Евпатория от 20 апреля 2018 года №04/1739, выписка из протокола комиссии по распоряжению муниципальным имуществом от 13 июля 2018 года (л.д. 54).

Постановлением Администрации города Саки Республики Крым №863 от 06 августа 2018 года в постановление от 20.07.2018 №794 «Об исключении из реестра имущества находящегося в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» внесены изменения: пункт 1 изложен в новой редакции: «Исключить из реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа Саки Республики Крым и баланса муниципальной казны муниципального образования городской округ Саки РК объект недвижимости - жилую <адрес> расположенную по адресу: <адрес>».

Основанием принятия вышеуказанного постановления послужило включение ранее объекта недвижимого имущества в казну муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными, и что оспариваемыми постановлениями не нарушены права административного истца.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с такими выводами суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

При рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать, что Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года №1745-6/14 «О независимости Крыма», Крым провозглашён независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года (пункт 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма»).

Пунктом 6 данного Постановления установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.

Согласно статье 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанного в г. Москве 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

В силу статьи 9 указанного Договора, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

В силу статьи 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым; земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.

В силу статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года №1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.7., 1.8. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Минимущество является правопреемником Фонда имущества Автономной Республики Крым, Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, Представительства Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, балансодержателей (арендодателей) имущества, закреплённого за воинскими частями, учреждениями, организациями Вооруженных Сил Украины и иными, созданными в соответствии с законодательством Украины, военными формированиями, в части исполнения полномочий арендодателя по договорам аренды имущества Автономной Республики Крым и бывшего государственного имущества Украины, заключенным до вступления в силу Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», на весь период действия указанных договоров.

При этом, как ранее было установлено, по состоянию на 17 марта 2014 года право собственности на <адрес> в <адрес> было зарегистрировано за государством Украины в лице Службы безопасности Украины в оперативном управлении Главного управления Службы безопасности Украины в АР Крым, квартира относилась к служебному жилищному фонду.

Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Служебные жилые помещения, согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно Выписки из реестра имущества городского округа Саки Республики Крым №418 от 10 января 2017 года, <адрес> в <адрес> Республики Крым внесена в реестр имущества городского округа Саки Республики Крым на основании Постановления Администрации города Саки №1738 от 21.12.2016 «Об изъятии из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» имущества и передаче его на баланс муниципальной казны муниципального образования городской округ Саки», акта приёма-передачи от 21 декабря 2016 года, а также Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (л.д. 8).

Согласно пункту 2 раздела 1 Положения об организации учета муниципального имущества и порядке ведения реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённого решением внеочередной 15 сессии первого созыва Сакского городского совета №4/15-1 от 20.01.2015г., муниципальным имуществом является имущество, находящееся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым. Учёт имущества - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения об Имуществе, и внесение указанных сведений в Реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по владению, пользованию и распоряжению Имуществом. Реестр - информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета Имущества и предоставления сведений о нем.

Как установлено пунктом 1 раздела 2 вышеуказанного Положения, ведение Реестра включает в себя следующие процедуры: включение объекта учета в Реестр; внесение в Реестр изменившихся сведений об объекте учета; исключение объекта учета из Реестра.

Из пункта 2 раздела 2 данного Положения усматривается, что основанием для включения информации об Имуществе в Реестр являются приобретение права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, права оперативного управления, права хозяйственного ведения.

Для внесения в Реестр объектов учёта, изменения характеристик объектов учёта, прекращения права муниципальной собственности на объекты учёта - объекты муниципального жилищного фонда города Саки, информация предоставляется отделом капитального строительства и ЖКХ Администрации города Саки Республики Крым (пункт 4 раздела 2 Положения об организации учета муниципального имущества и порядке ведения реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Саки Республики Крым).

В соответствии с пунктом 2.2. раздела 2 Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённый решением 21 сессии первого созыва Сакского городского совета Республики Крым от 27.03.2015 №1-21/2, управление и распоряжение муниципальной собственностью может осуществляется в следующих формах: закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями; передача муниципального имущества во владение, пользование и распоряжение организаций на основании договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным договорам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, правовыми актами Городского округа; внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации; внесение муниципальной имущества в качестве взноса в некоммерческие организации; передачи муниципального имущества в залог; отчуждение муниципального имущества в федеральную собственность, собственность иных муниципальных образований, а также в собственность юридических и физических лиц; иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Разделом 10 Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Саки Республики Крым установлено, что основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются в том числе, принятие в муниципальную собственность государственного имущества, приобретение или прием безвозмездно в муниципальную собственное имущества юридических или физических лиц; отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности, а также иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Разделом 12 Порядка установлено, что исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется на основании постановления местной администрации при закреплении этого имущества за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или при отчуждении его в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований.

При этом, согласно сообщению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №90/015/100/2017-939 от 03 марта 2017 года, Муниципальному образованию городской округ Саки Республики Крым отказано в регистрации права собственности на объект: квартира, КН/УН:, расположенная по адресу: Республики Крым, <адрес>, поскольку согласно информации, представленной Филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатории, вышеуказанный объект недвижимого имущества принадлежит другому собственнику.

Как усматривается из материалов дела, согласно полученной административным ответчиком справке №04/1739 ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатория от 20 апреля 2018 года, на которую имеется ссылка в оспариваемых постановлениях, право собственности на вышеуказанную квартиру по состоянию на 31.12.2012г. зарегистрировано за Государством Украины в лице Службы безопасности Украины в оперативном управлении Главного управления Службы безопасности Украины в АР Крым.

На момент принятия оспариваемых постановлений административным ответчиком было установлено, что данная квартира в муниципальную собственность в установленном порядке не передавалась (л.д. 57-58).

Таких надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих переход права государственной собственности на указанную квартиру в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, также не установлено в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовые основания для признания оспариваемых постановлений незаконными, с учётом вышеуказанных установленных обстоятельств, у суда первой инстанции отсутствовали.

Доводы административного истца о том, что судом первой инстанции не применены положения раздела 12 Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённого решением 21 сессии первого созыва Сакского городского совета Республики Крым от 27.03.2015 №1-21/2, не является основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции. Так, оспариваемые постановления вышеуказанному Порядку не противоречат, учитывая, что исключение из Реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, не было связано с переходом в 2018 году ранее возникшего права собственности на вышеуказанный объект к новому собственнику.

Ссылки административного истца на то, что оспариваемыми постановлениями административный ответчик в одностороннем порядке прекратил право муниципальной собственности на вышеуказанную квартиру, не основаны на законе.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемыми постановлениями его права на пользование квартирой, судебная коллегия находит несостоятельными. Как правильно указано судом первой инстанции, требований к Нимченко Е.Я. об освобождении данного жилого помещения не предъявлено.

Ссылки апеллянта на то, что оспариваемые постановления влекут неопределённость статуса квартиры без закрепления за организациями на праве хозяйственного ведения, без отчуждения в государственную собственность, также не являются основаниями для признания оспариваемых постановлений незаконными, поскольку по существу фактически сводятся к оспариванию бездействия государственных органов в этой части, которое предметом оспаривания в рамках настоящего дела не является.

Иные доводы апелляционной жалобы, по своей сути, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Таким образом, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 27 ноября 2018 года по административному делу №2а-2386/2018 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Нимченко Евгения Яковлевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: С.А. Воробьёва

Л.А-В. Юсупова