ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2849/2016 от 15.11.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Сироткин П.Б. Дело№33а-2849/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Холчевой О.П.,

судей Белоглазовой Н.В., Запятовой Н.А.,

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.

дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Н. Ямало-Ненецкого Автономного округа на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 09 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Соловьевой Н.Г. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Н. Ямало-Ненецкого Автономного округа о признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя), обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов путем возврата сумм страховых взносов, пеней и штрафов, удержанных из заработной платы,

УСТАНОВИЛА:

Соловьева Н.Г. обратилась в суд с указанным административным иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Н. Ямало-Ненецкого Автономного округа (далее – Управление), мотивированным тем, что она, проживавшая до 2006 года в г. Н. Ямало-Ненецкого Автономного округа, а с 28 июля 2006 года – в Кинешемском районе Ивановской области, с 16 апреля 1999 года по 16 марта 2016 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В феврале 2016 года ей стало известно, что постановлениями Управления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490008135 от 22 августа 2013 года, № 03000490010111 от 15 сентября 2014 года, № 03000490011510 от 28 октября 2014 года, № 03000490003734 от 23 апреля 2015 года с неё взысканы недоимки по страховым взносам и пени в суммах соответственно ***** рубля ** копеек, ***** рублей ** копейки, ***** рублей ** копейки, ***** рублей ** копеек. Указанные постановления вынесены Управлением на основании выставленных в её адрес и не исполненных требований № 03000440011241 от 12 марта 2013 года, № 03000440013231 от 21 марта 2014 года, № 03000440065999 от 08 ноября 2013 года, № 03000415ТН0004286 от 30 января 2015 года.

Все оспариваемые постановления административным ответчиком были направлены по адресу: Ямало-Ненецкий Автономный округ, г. Н, ул. ****, где на момент их вынесения она не проживала.

На основании данных постановлений в отделе судебных приставов по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении неё как должника возбуждены исполнительные производства № 32373/13/06/89, № 50670/14/89006-ИП, №52986/14/89006-ИП, № 38531/15/89006-ИП, в рамках которых исполнительные документы для исполнения направлены по месту её работы в ООО «Х.». По исполнительному производству № 32373/13/06/89 из её заработной платы удержаны денежные средства в общей сумме ***** рубля ** копейки.

Полагает, что при отсутствии у нее обязанности по информированию регистрирующего органа о смене места жительства, оспариваемые постановления, о которых она не знала до 15 февраля 2016 года, нарушают её права, в связи с чем просила признать незаконными вынесенные Управлением:

- постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490008135 от 22 августа 2013 года;

- постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490010111 от 15 сентября 2014 года;

- постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490011510 от 28 октября 2014 года;

- постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490003734 от 23 апреля 2015 года;

а также обязать устранить нарушения прав, свобод и законных интересов путем возврата сумм страховых взносов, пеней и штрафов, удержанных из заработной платы на основании постановления № 03000490008135 от 22 августа 2013 года, в сумме ***** рубля 24 копейки.

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 09 июня 2016 года заявленные требования удовлетворены частично: постановления Управления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) №03000490010111 от 15 сентября 2014 года, № 03000490011510 от 28 октября 2014 года, № 03000490003734 от 23 апреля 2015 года признаны незаконными, в остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, Управление подало апелляционную жалобу, в которой поставило вопрос об отмене решения суда в данной части и принятии нового решения об отказе в их удовлетворении.

В судебном заседании административный истец Соловьева Н.Г., считая вынесенное решение законным и обоснованным, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

В заседание судебной коллегии не явились представитель административного ответчика Управления, заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Н. УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Грахова Т.Д.

В соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.

Выслушав административного истца, проверив материалы дела в полном объеме с учетом новых принятых доказательств, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что Соловьева Н.Г. с 16 апреля 1999 года по 16 марта 2016 года имела статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Административный истец данную обязанность за 2010-2014 годы в установленные законом сроки не выполнила, в связи с чем Управлением исчислены пени на сумму задолженности, и в адрес Соловьевой Н.Г. выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, содержащие указания на необходимость погашения имеющейся задолженности по страховым взносам и пени:

- требование № 03000440011241 от 12 марта 2013 года, в соответствии с которым по состоянию на 12 марта 2013 года недоимка по страховым взносам за 2012 год составляет: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (далее – ПФ РФ) на страховую часть трудовой пении ***** рублей ** копейки, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) на обязательное медицинское страхование – ***** рубль ** копейки, пени в ПФ РФ – ***** рубля ** копеек, в ФФОМС – ***** рубля ** копейки, в Территориальный фонд медицинского страхования (далее – ТФОМС) – ***** рублей ** копейка. Срок исполнения установлен до 02 апреля 2013 года;

- требование № 03000440065999 от 08 ноября 2013 года, в соответствии с которым по состоянию на 8 ноября 2013 года сумма доначисленных пени на недоимку за 2010, 2011, 2012 годы за период с 01 января 2011 года по 08 ноября 2013 года составляет в ПФ РФ – ***** рублей ** копейки, в ФФОМС – ***** рублей ** копейка. Срок исполнения установлен до 29 ноября 2013 года;

- требование № 03000440013231 от 21 марта 2014 года, в соответствии с которым по состоянию на 21 марта 2014 года недоимка по страховым взносам за 2013 год составляет: на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть трудовой пении ***** рублей ** копейки, в ФФОМС на обязательное медицинское страхование – ***** рублей ** копеек, пени, начисленные и доначисленные на недоимку за 2010-2013 годы за период с 1 января 2014 года 21 марта 2014 годы в ПФ РФ – 2 114 рублей 93 копейки, в ФФОМС – ***** рублей ** копеек. Срок исполнения установлен до 11 апреля 2014 года;

- требование № 03000440004286 от 30 января 2015 года, в соответствии с которым по состоянию на 30 января 2015 года недоимка по страховым взносам за 2014 год составляет: на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на страховую часть трудовой пении ***** рублей ** копеек, в ФФОМС на обязательное медицинское страхование – ***** рублей ** копеек, пени за период с 01 января 2015 года по 30 января 2015 года и доначисленные за недоимку за 2010-2013 годы за период с 22 марта 2014 года по 30 января 2015 года в ПФ РФ – ***** рубля ** копеек, в ФФОМС – ***** рублей ** копейка. Срок исполнения установлен до 20 февраля 2015 года.

Указанные требования направлялись в адрес Соловьевой Н.Г. по месту её жительства, сведения о котором содержались в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП): Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Н., ул. ****, что подтверждено списками внутренних почтовых отправлений от 15 марта 2013 года, 08 ноября 2013 года, 25 марта 2014 года, 14 февраля 2015 года.

По причине неисполнения указанных требований Управлением вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Соловьевой Н.Г. как индивидуального предпринимателя:

- № 03000490008135 от 22 августа 2013 года в соответствии с требованием №03000440011241 от 12 марта 2013 года, сумма подлежащая взысканию в ПФР – ***** рублей ** копейки, в ФФОМС – ***** рублей ** копеек, в ТФОМС – ***** рублей ** копейка;

- № 03000490011510 от 28 октября 2014 года в соответствии с требованием №03000440065999 от 08 ноября 2013 года, сумма подлежащая взысканию в ПФР – ***** рублей ** копейки, в ФФОМС – ***** рублей ** копейка;

- № 03000490010111 от 15 сентября 2014 года в соответствии с требованием №03000440013231 от 21 марта 2014 года, сумма подлежащая взысканию в ПФР – ***** рубля ** копеек, в ФФОМС – ***** рублей ** копеек;

- № 03000490003734 от 23 апреля 2015 года в соответствии с требованием №03000440004286 от 30 января 2015 года, сумма подлежащая взысканию в ПФР – ***** рубль ** копейки, в ФФОМС – ***** рублей ** копеек.

На основании данных постановлений судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Н. УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу Граховой Т.Д. возбуждены исполнительные производства № *****, № *****, № *****, № ***** в отношении должника Соловьевой Н.Г. по предмету взыскания: страховые взносы, включая пени. 01 декабря 2015 года копии исполнительных документов по указанным исполнительным производства направлены по месту работы должника – в ООО «Х.» для осуществления взыскания.

В рамках исполнительного производства № ***** с заработной платы должника Соловьевой Н.Г. в пользу административного ответчика произведены удержания в общей сумме ***** рубля ** копейки (в январе 2016 года – ***** рубль ** копейки, в феврале 2016 года – ***** рублей ** копеек, в марте 2016 года – ***** рублей ** копейки).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страховании» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ), Налогового кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, пришел к выводу о законности вынесенного Управлением постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490008135 от 22 августа 2013 года и его исполнения путем производства удержаний из заработной платы административного истца, ввиду отсутствия до 11 ноября 2013 года в регистрирующем органе сведений об изменении места жительства Соловьевой Н.Г., в связи с чем в удовлетворении соответствующих административных исковых требований отказал.

Признавая незаконными постановления о взыскании страховых взносов от 15.09.2014, 28.10.2014, 23.04.2015, суд первой инстанции исходил из того, что требования об уплате недоимки по страховым взносам, на основании которых вынесены оспариваемые постановления, были направлены Соловьевой Н.Г. по неверному адресу.

В апелляционной жалобе Управление оспаривает указанные выводы суда в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. В частности, Управление указывает на то, что Соловьева Н.Г. состояла на учете как индивидуальный предприниматель в МИ ФНС РФ № 5 по гор. Н. Ямало-Ненецкого автономного округа, имеет задолженность по страховым взносам в ПФ РФ, об изменении своего места жительства в регистрирующий орган не сообщала, сведения об изменении адреса места жительства поступили в Управление только 23 марта 2016 года. В этой связи, с учетом содержащихся в Едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей сведений, Управление полагает соблюденной процедуру принудительного взыскания страховых взносов и пени с административного истца Соловьевой Н.Г.

Судебная коллегия находит приведенные доводы Управления заслуживающими внимания и в этой связи полагает необходимым проанализировать нормы материального права, регулирующие постановку индивидуальных предпринимателей на регистрационный учет и снятие с учета в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе и порядок информационного взаимодействия органов государственной власти.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 11 закона № 167-ФЗ, как регистрация страхователей, так и снятие их с регистрационного учета осуществляется в территориальных органах страховщика в отношении физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такая регистрация осуществляется по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой России.

В соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

Согласно пункту 4 статьи 5 данного закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 названного закона в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

Снятие с учета физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, согласно пункту 3.8.1.1 Приказа Министерства по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», осуществляется налоговым органом по прежнему месту его жительства на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения об изменении места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записей в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с последующим уведомлением индивидуального предпринимателя по форме N 09-2-5. Датой снятия с учета физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является дата внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об изменении его места жительства.

Налоговый орган по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя направляет сведения о снятии физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по каналам связи в налоговый орган по новому месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета.

Пунктом 2 раздела 2 Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановления Правления Пенсионного Фонда РФ от 02 августа 2006 года № 197п и зарегистрированного в Минюсте РФ 14 сентября 2006 года № 8257, регистрирующий (налоговый) орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя и (или) внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) представляет сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (отделения ПФР). К указанным сведениям об индивидуальном предпринимателе относятся сведения о месте жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

Указанные сведения представляются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон.

Аналогичные требования закреплены в статье 6 Федерального закона № 129-ФЗ и в Соглашении Федеральной налоговой службы № ММВ-27-2/5 и Пенсионного фонда РФ №АД-30-33/04сог от 22 февраля 2011 года «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ».

Из системного толкования указанных норм налогового законодательства и законодательства, регулирующего правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, следует, что существенное значение для определения законности действий органа ПФ РФ по взысканию страховых взносов в ПФ РФ имеет содержание в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе, в частности, момент внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об изменении места жительства, снятия его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства и передачи указанных данных регистрирующим органом в отделение Пенсионного фонда.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что при регистрации административного истца в качестве индивидуального предпринимателя местом жительства Соловьевой Н.Г. был указан адрес: Ямало-Ненецкий Автономный округ, г. Н., ул. ****. С 28 июля 2006 года Соловьева Н.Г. зарегистрирована и проживает по адресу: Ивановская область, ****.

Согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРИП от 18 мая 2016 года в отношении индивидуального предпринимателя Соловьевой Н.Г. (ОГРННИП 304890536200261) соответствующие изменения в сведения об адресе ее места жительства (на адрес: Ивановская область, ****) внесены в реестр на основании документа от 11.11.2013 (л.д. 92-93). Вместе с тем дата внесения указанной записи в ЕГРИП согласно указанной выписке разнилась: в п.п. 24 указана дата 11.11.2013, а в п.п. 70 – 03.03.2016.

Как следует из сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому Автономному округу от 31 октября 2016 года, запись об изменении адреса места жительства Соловьевой Н.Г. была внесена в ЕГРИП 03 марта 2016 года после обращения налогоплательщика, поступившего в МИФНС РФ № 5 по ЯНАО 18 февраля 2016 года. До указанного обращения сведения об изменении Соловьевой Н.Г. места жительства, являющиеся основанием для внесений в ЕГРИП соответствующей записи и передачи регистрационного дела в налоговой орган по месту нового учета, в Инспекцию не поступали ни от налогоплательщика, ни из органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства (пребывания). Выгрузка файлов, содержащих сведения об изменении Соловьевой Н.Г. места жительства, была произведена в адрес Управления Пенсионного Фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу 23 марта 2016 года. Регистрационное дело ИП Соловьевой Н.Г. передано в МИ ФНС РФ № 5 по Ивановской области 03.03.2016.

Приложенная к данному сообщению выписка из ЕГРИП, сформированная из информационной базы СЭД «ЭОД» по состоянию на 15 декабря 2014 года, также подтверждает отсутствие на указанную дату сведений о внесении в государственный реестр изменений относительно места жительства административного истца.

В этой связи доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что Соловьева Н.Г. состояла на учете в МИ ФНС РФ № 5 по ЯНАО, регистрационное дело было передано в другой регион (Ивановскую область) только в марте 2016 года, а сведения о смене ее места жительства поступили в Управление только 23.03.2016, нашли свое подтверждение.

Таким образом, в соответствии с данными государственного реестра местом налогового учета Соловьевой Н.Г., а, следовательно, и учета в органах Пенсионного фонда как страхователя на момент вынесения оспариваемых постановлений (22 августа 2013 года, 15 сентября 2014 года, 28 октября 2014 года, 23 апреля 2015 года), являлся Ямало-Ненецкий автономный округ. Следовательно, УПФ РФ в гор. Н. ЯНАО имел полномочия как орган контроля за уплатой страховых взносов осуществлять процедуру принудительного взыскания страховых взносов с ИП Соловьевой Н.Г.

Доводы административного истца об освобождении с 01 июля 2011 года индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанности сообщать в регистрирующий орган по месту своего жительства об изменении места жительства, в данной ситуации не являются основаниями для признания оспариваемых постановлений незаконными.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дает ему возможность пользоваться не только правами и гарантиями с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В силу абзаца 5 пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.

Вместе с тем пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 июля 2011 года, была установлена обязанность индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента изменения места жительства, сообщить соответствующие сведения в регистрирующий орган.

В нарушение указанных требований закона Соловьева Н.Г., будучи индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов, при смене места своего жительства в 2006 году сведений об этом в регистрирующий налоговый орган не сообщила.

С учетом того, что Соловьева Н.Г. не исполнила установленную ранее действующим законодательством обязанность, в отсутствии иных сведений об изменении ее места жительства Управление обоснованно направляло ей как плательщику страховых взносов требования об уплате страховых взносов по адресу, содержащемуся в ЕГРИП.

Соответственно, вины Управления в неполучении Соловьевой Н.Г., направленных в ее адрес требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также постановлений о взыскании с нее страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя не имеется. При неисполнении индивидуальным предпринимателем возложенной на него законом обязанности указанные требования считаются доставленными адресату.

Утверждения Соловьевой Н.Г. о том, что она при смене места жительства в 2006 году обращалась в налоговую инспекцию Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя, не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего административного дела в судах первой и апелляционной инстанций. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Согласно выписке из ЕГРИП от 18.05.2016 в ЕГРИП 16.03.2016 внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности Соловьевой Н.Г. как индивидуального предпринимателя на основании поданного заявления от 10.03.2016.

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент предъявления органом ПФ РФ требований об уплате страховых взносов Соловьева Н.Г. имела статус индивидуального предпринимателя, за ней числилась задолженность по уплате страховых взносов и пени, и данная обязанность Соловьевой Н.Г. своевременно исполнена не была, о чем свидетельствует наличие исполнительных производств, возбужденных службой судебных приставов в 2013, 2014 и 2015 годах, учитывая соблюдение Управлением установленных законом сроков при вынесении постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) и порядка обращения за принудительным взысканием, Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о незаконности трех оспариваемых постановлений ошибочным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормативному регулированию спорных правоотношений, ввиду чего решение в указанной части подлежит отмене.

Доводы административного истца о незаконности постановлений Управления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) ввиду нарушения процедуры, выраженного в не вынесении первоначально постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку основаны на ошибочном понимании положений статей 19-20 Федерального закона №212-ФЗ, которыми установлено право органов контроля за уплатой страховых взносов взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя посредством вынесения соответствующего постановления при отсутствии сведений о наличии у должника соответствующих банковских счетов.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется и оснований для его отмены или изменения Судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 09 июня 2016 года отменить в части удовлетворения административных исковых требований Соловьевой Н.Г. о признании незаконными вынесенных Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Н. Ямало-Ненецкого Автономного округа постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490010111 от 15 сентября 2014 года, №03000490011510 от 28 октября 2014 года, № 03000490003734 от 23 апреля 2015 года.

В указанной части принять новое решение, которым отказать Соловьевой Н. Г. в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными вынесенных Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Н. Ямало-Ненецкого Автономного округа постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) № 03000490010111 от 15 сентября 2014 года, № 03000490011510 от 28 октября 2014 года, № 03000490003734 от 23 апреля 2015 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи