ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2851/19 от 10.04.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Собещанская Н.В. дело №33а-2851/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2019 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,

Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Санниковой Ирины Евгеньевны к Администрации города Саки Республики Крым о признании незаконным постановления, понуждении совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Санниковой Ирины Евгеньевны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Санникова И.Е. обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Саки Республики Крым в котором просила признать незаконным постановление Администрации города Саки Республики Крым от 02 ноября 218 года об отказе в передаче Санниковой И.Е. в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 26 кв.м., распложенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания магазина, а также обязать Администрацию города Саки Республики Крым заключить договор аренды с Санниковой И.Е. на данный земельный участок на новый срок.

Требования мотивированы тем, что согласно условиям договора аренды между сторонами по делу от 17 января 2017 года , административному истцу передан в аренду земельный участок, площадью 26 кв.м., по <адрес>, сроком на 10 лет с 18 августа 2008 года по 18 августа 2018 года, кадастровый . В соответствии с п.8.1.3 Договора, по истечении срока его действия административный истец в преимущественном порядке перед другими лицами, может заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях. Административным истцом до истечения срока действия Договора в адрес административного ответчика направлено предложение для согласования условий договора аренды на новый срок. Однако, письмом административный ответчик предложил для оформления земельного участка без торгов обратиться в порядке, установленном Регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в аренду без торгов», утверждённого постановлением главы администрации от 04.04.2017 №461. По результатам рассмотрения заявления Постановлением от 02 ноября 2018 года №1239 Администрация города Саки отказала в передаче административному истцу в аренду без проведения торгов указанного земельного участка, мотивировав отказ отсутствием предусмотренных подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. Административный истец считает данный отказ незаконным, являющимся результатом неправильного применения норм материального права, нарушающим права административного истца как арендатора земельного участка, и имеющего основание для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска Санниковой И.Е. отказано.

В апелляционной жалобе Санниковой И.Е. ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового, об удовлетворении административного иска.

Апелляционная жалоба мотивирована там, что решение суда является незаконным в результате неправильного применения норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Указано на то, что суд не выяснил должным образом действительные обстоятельства дела, что повлияло на их юридическую оценку, и, соответственно, на правильность применения норм материального права. Выводы суда не являются убедительными и обоснованными. Отказ в предоставлении административному истцу земельного участка в аренду без проведения торгов, с учётом наличия у неё предусмотренного ранее заключенным договором аренды такого преимущественного права и основания, указанного в подпункте 5 пункта 2 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности - Гришин А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Административный ответчик явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 января 2017 года между Администрацией города Саки и Санниковой И.Е., на основании Решения 18 сессии Сакского городского совета 5 созыва от 13 июля 2007 года №32/1 «О предоставлении земельного участка гражданке ФИО1 под строительство и обслуживание объекта торговли магазина по <адрес> Решения 23 сессии Сакского городского совета 6 созыва от 03 октября 2012 года №34/3 «О продлении гражданке ФИО1 договора аренды земельного участка от 18.08.2008г. под строительство и обслуживание объекта торговли-магазина по <адрес>», Постановления Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» - в порядке переоформления прав на земельный участок на территории муниципального образования городской округ Саки, возникших до 21 марта 2014 года, заключён договор аренды №235 земельного участка, согласно которому, Санниковой И.Е. передан в аренду земельный участок, площадью 26 кв.м., кадастровый расположенный по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 6-12).

Согласно условиям данного договора, указанным в пункте 2, договор действует в течение 10 лет: с 18 августа 2008 года по 18 августа 2018 года (с учётом ранее возникших прав).

В соответствии с пунктом 1.4 Договора, на участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие Арендатору на праве собственности.

Договор зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 23 мая 2017 года.

03 августа 2018 года Санникова И.Е. обратилась к главе администрации города Саки с обращением о заключении договора аренды земельного участка, площадью 26 кв.м., с кадастровым номером по <адрес> на новый срок (том 1 л.д. 248-249).

13 августа 2018 года за №С-31/929/2 Администрацией города Саки Санниковой И.Е. на её обращение повторно сообщено, что указанный договор аренды земельного участка был заключён Администрацией города с Санниковой И.Е. в порядке переоформления прав на землю, возникших до 21 марта 2014 года, на срок, установленный ранее заключённым договором аренды земли, а именно: на 10 лет, срок действия такого договора истекает 18 августа 2018 года. Разъяснено, что согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Одновременно разъяснено, что случаи представления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской федерации, при этом, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются основания представления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьи 39.5, пункта 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 данного Кодекса. Таким образом, в случае наличия оснований для передачи испрашиваемого земельного участка без торгов в аренду на новый срок, необходимо обратиться в Администрацию города Саки в порядке, установленном административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Передача земельных участков в аренду без торгов», утвержденным администрацией от 04.04.2017 года №461 (том 1 л.д. 13).

23 октября 2018 года в Администрацию города Саки поступило заявление административного истца о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду без проведения торгов, сроком на десять лет, в качестве основания указано на подпункт 32 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

02 ноября 2018 года Постановлением №1239 Администрации города Саки Республики Крым Санниковой Ирине Евгеньевне отказано в передаче в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что на момент обращения о заключении нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключён без проведения торгов.

Согласно пункту 2 данного Постановления, договор аренды земельного участка №235 от 17 января 2017 года (государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ), заключённый с Санниковой Ириной Евгеньевной постановлено считать прекращённым.

Пунктом 3 Постановления на Санникову Ирину Евгеньевну возложена обязанность в 30-дневный срок с момента принятия постановления привести земельный участок в состояние не худшее по сравнению с тем, в каком он был предоставлен в аренду и возвратить его по акту приема-передачи (том 1 л.д.5).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности иска, поскольку основания, для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с Санниковой И.Е. отсутствуют. Административным истцом не представлены доказательства права собственности на возведенный объект недвижимого имущества по расположению спорного земельного участка. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации города Саки №461 от 04 апреля 2017 года утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в аренду без торгов».

Согласно пункту 9 данного Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача (направление) заявителю подписанного Главой администрации города или лицом, его замещающим договора (проекта) аренды земельного участка; принятие постановления администрации города об отказе в удовлетворении заявления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 указанной статьи (на момент обращения заявления с заявлением и вынесения оспариваемого постановления), предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;

2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;

3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;

3.1) земельного участка юридическим лицам, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;

5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса;

6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;

7) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;

8) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;

9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;

10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;

11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

13) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;

13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

13.2) земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

13.3) земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;

21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;

22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;

23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

23.2) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, лицу, с которым заключен специальный инвестиционный контракт;

24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;

26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;

27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;

29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;

30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;

31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;

32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи;

33) земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток;

34) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

35) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

36) земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой в соответствии с указанным Законом, в случае, если на таком земельном участке планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

37) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

38) земельного участка участнику свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года №377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Административный истец, как указывалось ранее, в качестве основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в заявлении указала подпункт 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает право арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка при соблюдении положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, а пунктом 4 данной статьи - условия реализации такого права.

В силу пункта 3 указанной статьи, граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Санниковой И.Е. земельный участок был предоставлен без проведения торгов, поэтому в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель имела право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключённый договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Причиной отказа административному истцу в предоставлении земельного участка в аренду в оспариваемом постановлении административным ответчиком указано именно на отсутствие предусмотренных подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 основания для предоставления земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, для заключения с административным истцом договора аренды без проведения торгов отсутствовало условие, установленное подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на момент обращения Санниковой И.Е. с заявлением и принятия оспариваемого отказа, не имелось оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В результате анализа вышеуказанных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии оспариваемого постановления закону.

Обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование незаконности оспариваемого постановления, Санникова И.Е. ссылалась на наличие у неё предусмотренного подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, а именно: земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса.

При этом, положения подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо применять в совокупности с иными нормами этого нормативного акта.

Так, в пункте 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, из содержания подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что без торгов предоставляется земельный участок, образованный из арендуемого земельного участка.

При предоставлении земельного участка на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем является арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, из которого образован испрашиваемый земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Как следует из материалов дела по настоящему иску, в рассматриваемом случае отсутствует факт образования нового земельного участка из земельного участка, арендуемого Санниковой И.Е., в соответствии с положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, доводы административного истца о наличии основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, предусмотренного подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, являются не основанными на законе.

Иных оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, предусмотренных подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, административным истцом не указано, судом не усматривается.

Доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление нарушает её права, предусмотренные п.8.1.3 Договора аренды от 17 января 2017 года, также не основаны на законе.

Так, согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Более того, как установлено, отказ административного ответчика в предоставлении административному истцу земельного участка в аренду не связан с наличием заявленного права у иного лица, которому данный земельный участок был предоставлен или подлежал представлению.

Предоставленные административным истцом в качестве доказательств по делу ряд писем Службы Государственного строительного надзора Республики Крым за период с 2014 по 2016 годы о возвращении Санниковой И.Е. Декларации о начале выполнения строительных работ по объекту «Магазин по адресу: <адрес>» в связи с выявленными нарушениями, постановление административного ответчика от 10 августа 2018 года о разрешении отклонения от предельных параметров строительства магазина Санниковой И.Е. на арендованном земельном участке, а также квитанции об уплате Санниковой И.Е. арендных платежей за указанный земельный участок за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года, правового значения в рамках заявленных предмета и оснований настоящего иска не имеют.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия считает, что правовых оснований к удовлетворению требований административного иска у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы, по своей сути, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Таким образом, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке отсутствуют.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2018 года, по административному делу №2а-2804/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санниковой Ирины Евгеньевны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: О.В. Хожаинова

Л.А-В. Юсупова