Судья Смирнова А.А. Дело № 33а-2871/2019
УИД 37RS0021-01-2019-000565-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующей судьи Мудровой Е.В.,
судей Луковкиной Е.О., Степановой Л.А.,
при секретаре Жаворонковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мудровой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 23 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе Фурмановского городского поселения ФИО2, Совету Фурмановского городского поселения об оспаривании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным решение Главы Фурмановского городского поселения ФИО2 об отказе в установлении границ территории, в котором отрицается одна из форм местного самоуправления – Местного самоуправления Энтузиастов (далее – МСУ Энтузиастов), созданного им и действующего в рамках статьи 33 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал заявление в Совет Фурмановского муниципального района с предложением в адрес Совета Фурмановского городского поселения утвердить границы МСУ Энтузиастов, подобно границам территориальных общественных самоуправлений (ТОС), в границах Фурмановского городского поселения либо иначе. На указанное заявление ФИО1 Советом Фурмановского городского поселения дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым отказано в установлении предлагаемых ФИО1 границ МСУ Энтузиастов.
По мнению административного истца, в ответе Совета Фурмановского городского поселения отрицается право граждан на непосредственное участие и осуществление местного самоуправления согласно статье 33 Федерального закона №131-ФЗ; Советом дается собственное и незаконное толкование нормы права; ответ является незаконным, необоснованным и нарушающим законные интересы граждан, общества и государства.
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 23 августа 2019 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит вынесенное решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В заседании судебной коллегии административный истец ФИО1 апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям и просил ее удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: административный ответчик – Глава Фурмановского городского поселения, представитель административных ответчиков – Главы Фурмановского городского поселения и Совета Фурмановского городского поселения ФИО3, представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие. В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения, указав, что административный истец имеет возможность реализовать свое право на участие граждан в осуществлении местного самоуправления посредством форм, установленных главой 5 Федерального закона №131-ФЗ, Уставом Фурмановского муниципального района и Уставом Фурмановского городского поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 от имени МСУ Энтузиастов ДД.ММ.ГГГГ направил в Совет Фурмановского муниципального района заявление с предложением утвердить предложенные им границы МСУ Энтузиастов.
Данное обращение перенаправлено в Совет Фурмановского городского поселения.
Советом Фурмановского городского поселения ФИО1 дан ответ за подписью Главы Совета Фурмановского городского поселения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, которым отказано в установлении предлагаемых ФИО1 границ территории МСУ Энтузиастов, которое не может рассматриваться как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории Фурмановского городского поселения, со ссылкой на главу 5 Федерального закона №131-ФЗ, Устав Фурмановского городского поселения и пункт 1.1 Положения «О территориальном общественном самоуправлении в Фурмановском городском поселении Ивановской области».
Заявление административного истца было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, и ФИО1 дан ответ в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на основании части 2 статьи 32 Федерального закона №131-ФЗ.
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона №131-ФЗ, имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о законности действий административного ответчика, у которого отсутствовали основания для удовлетворения административного иска ФИО1, поскольку несоответствия оспариваемых действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, предусмотренных положениями ст.227 КАС РФ, не установлена. Кроме того, судом указано, что у административного ответчика отсутствовали основания для признания МСУ Энтузиастов как формы непосредственного осуществления местного самоуправления, поскольку создание указанного МСУ противоречит ст.ст.1, 3, 4 и 10 Закону № 131-ФЗ, так и в качестве территориального общественного самоуправления в Фурмановском городском поселении.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №131-ФЗ, граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1 статьи 10 Федерального закона №131-ФЗ).
Глава 5 Федерального закона №131-ФЗ предусматривает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, а именно: местный референдум, муниципальные выборы, участие в голосовании, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, староста сельского населенного пункта, публичные слушания, общественные обсуждения, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления.
Статьей 33 вышеназванного Федерального закона предусмотрено право населения местного самоуправления участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону №131-ФЗ, иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 31 Устава Ивановской области, утвержденного Законом Ивановской области от 18 февраля 2009 года №20-ОЗ местное самоуправление в Ивановской области гарантируется Конституцией Российской Федерации и обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Органы государственной власти Ивановской области обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, содействуют его развитию в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Ивановской области.
Статьей 6 Устава Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Фурмановского городского поселения от 27 октября 2011 года №73, предусмотрено, что местное самоуправление в поселении – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Ивановской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В апелляционной жалобе автор утверждает, что им было подано заявление в порядке статьи 33 Федерального закона №131-ФЗ, которая предусматривает иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, каковым по его мнению является законно действующий с ноября 2017 года МСУ Энтузиастов, и по аналогии с действующим территориальным общественным самоуправлением (ТОС) административный ответчик невправе был отказать в установлении предложенных административным истцом границ МСУ Энтузиастов. Полагает, что административный ответчик неверно толкует нормы закона, что повлекло незаконный отказ в установлении границ.
С таким утверждением судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Из пояснений ФИО1 следует, что на части территории микрорайона Энтузиастов им было организовано МСУ Энтузиастов, установлены его границы на части городского поселения. Председателем, основателем и единственным участником МСУ Энтузиастов является ФИО1 Принят Устав МСУ Энтузиастов, который с протоколом № «О самоорганизации на части территории микрорайона Энтузиастов своего органа местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ, был направлен в Совет Фурмановского городского поселения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что действующим законодательством предусмотрен перечень форм осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
ФИО1 не оспаривает, что созданное им МСУ Энтузиастов не является территориальным общественным самоуправлением.
Судебная коллегия принимает во внимание, что Закон № 131-ФЗ, Устав Фурмановского городского поселения, Положение о территориальном общественном самоуправлении в Фурмановском городском поселении предусматривают установление границ на территории только для такой формы местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление, каковым МСУ Энтузиастов не является, на что верно указано в решении суда первой инстанции. ФИО1 в обращении указывает, что он не претендует на выделение МСУ Энтузиастов в отдельное муниципальное образование в отсутствие для этого оснований, он лишь просит применить к нему аналогичный порядок установления границ территории, как к ТОСу. Однако вопреки доводам жалобы данный порядок установления границ к иным формам местного самоуправления законом не предусмотрен.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для установления предполагаемых административных истцом границ территории МСУ Энтузиастов не имеется.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказано, что оспариваемое решение в виде ответа принято должностным лицом в рамках его компетенции, при наличии к тому оснований, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; напротив, административный истец не представил доказательства нарушения своих прав и законных интересов, утверждения об обратном в апелляционной жалобе являются голословными и носят предположительный характер, а также основаны на неверном понимании закона; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела не установлена.
В целом доводы жалобы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении, выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено перечисленных в части 1 статьи 310КАС РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 23 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Мудрова
Судьи Л.А. Степанова
Е.О. Луковкина