ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2876/20 от 10.12.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2020 года г. Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Циркуновой О.М. и Сабаевой И.Н.,

при секретаре Панюковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Пыхтиной И.В. и Тимошевского А.В. к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Прокудину Н.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области о признании действий незаконными,

по апелляционным жалобам Пыхтиной И.В., Тимошевского А.В. и Управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 29 сентября 2020 года, которым административные исковые требования Пыхтиной И.В. и Тимошевского А.В. удовлетворены частично.

На Управление Федерального казначейства по Орловской области возложена обязанность по принятию для исполнения исполнительного листа серии ФС о взыскании с Государственного учреждения-Орловского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации судебных расходов в пользу Тимошевского А.В. и исполнительного листа серии ФС о взыскании с Государственного учреждения-Орловского регионального Фонда социального страховании Российской Федерации судебных расходов в пользу Пыхтиной И.В.

В остальной части административных исковых требований Тимошевскому А.В. и Пыхтиной И.В. отказано.

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Циркуновой О.М., выслушав объяснения представителя административных истцов- Тимошевскую Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы Пыхтиной И.В. и Тимошевского А.В. и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Орловской области; объяснения представителя Управления Федерального казначейства по Орловской области-Губанова О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; возражения против апелляционных жалоб Пыхтиной И.В., Тимошевского А.В. и Управления Федерального казначейства по Орловской области представителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области- Яваевой И.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

определением Железнодорожного районного суда г.Орла от 21 мая 2020 года с Государственного учреждения- Орловское региональное отделение Фонда социального страхования в пользу адвокатов Пыхтиной И.В. и Тимошевского А.В. взысканы судебные расходы по 2650 рублей.

Пыхтина И.В. и Тимошевский А.В. обратились в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее- МОСП по ОИП УФССП по Орловской области) с заявлениями о возбуждении исполнительных производств по исполнительным листам ФС и ФС .

Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Прокудина Н.А. от 2 июля 2020 года отказано в возбуждении исполнительных производств по предъявленным исполнительным листам, поскольку исполнительные документы не подлежат исполнению Федеральной службой судебных приставов, так как взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения –должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев, а также в случае, если счета бюджетному учреждению-должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации для кредитной организации. Должник имеет лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Орловской области, при этом исполнительный лист не содержит отметку о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органах Федерального казначейства.

Считая данные постановления неправильными, Пыхтина И.В. и Тимошевский А.В. обратились с административными исковыми требованиями о признании их незаконными, вынесенными без учета разъяснений, содержащихся в письме Федерального казначейства от 30 декабря 2013г. №42-7.4-05/9.3-895, согласно которому до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Фонду социального страхования РФ (его территориальным отделениям) осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007г. «Об исполнительном производстве». Просили суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем возбуждения исполнительных производств.

Определением Железнодорожного районного суда от 18 августа 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области.

В ходе рассмотрения дела, административные истцы уточнили заявленные требования, и просили суд признать также незаконными действия Управления Федерального казначейства по <адрес> по возвращению без исполнения исполнительных листов ФС и ФС , возложив на административного ответчика обязанность по устранению нарушений прав и законных интересов административных истцов путем исполнения исполнительных документов по правилам статей 161 БК РФ и главы 24.1 БК РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Пыхтина И.В. и Тимошевский А.В. ставят вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Прокудина Н.А., отказавшего в возбуждении исполнительных производств по исполнительным листам административных истцов, как постановленного с нарушением норм материального права.

Приводят доводы о том, что вывод суда был сделан без учета разъяснений, содержащихся в письме Федерального казначейства от 30 декабря 2013г. №42-7.4-05/9.3-895, согласно которому до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Фонду социального страхования РФ (его территориальным отделениям) осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007г. «Об исполнительном производстве».

В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Пыхтиной И.В. и Тимошевского А.В.

Указывает, что Управлением Федерального казначейства по Орловской области исполняются судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, только по денежным обязательствам в отношении должников, которыми являются казенные учреждения в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Действующее бюджетное законодательство не предусматривает исполнение органами Федерального казначейства судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закона «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, а также иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Для признания решения, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина.

Суд первой инстанции, рассматривая вышеуказанные административные исковые требования, руководствуясь положениями статьи 239, части 1 статьи 242.1, статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие у судебного пристава-исполнителя оснований для возбуждения исполнительного производства в отношении должника- Орловского регионального отделения Фонда социального страхования, поскольку исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, подлежал направлению в орган Федерального казначейства. В связи с чем, суд пришел к выводу о наличии у судебного пристава-исполнителя оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства в соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Принимая решение о возложении на административного ответчика -Управление Федерального казначейства по Орловской области обязанности по исполнению исполнительных документов административных истцов, суд исходил из того, что с 1 января 2021 года вступает в законную силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей», которым внесены дополнения в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Судебная коллегия полагает такие выводы суда ошибочными ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма корреспондирует с положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 которой предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ урегулированы вопросы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разного уровня (федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, бюджета субъекта по обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений) а также исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В статье 148 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, к которым относится и бюджет Федерального фонда обязательного социального страхования (пункт 3 части 2 статьи 144 Бюджетного кодекса РФ) осуществляется органами Федерального казначейства.

Федеральным законом от 07 мая 2013 года №104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в статью 168 БК РФ внесены изменения, согласно которым с 01 января 2014 года органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений.

Однако с внесением изменений в статью 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации не был определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем, отсутствие порядка исполнения подобных исполнительных документов не означает, что они не должны исполняться до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что в отсутствие порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов (в рассматриваемом случае – средства Орловского регионального отделении Фонда социального страхования Российской Федерации) территориальными органами Федерального казначейства, фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта, нашедшее отражение в исполнительном листе, и подлежащего исполнению на всей территории Российской Федерации, возможно в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», поскольку реализация права взыскателя на получение взысканных в его пользу денежных средств не может быть поставлена в зависимость от временного отсутствия механизма реализации его прав в соответствии с бюджетным законодательством.

Кроме того, Федеральное казначейство письмом от 30 декабря 2013 года №42-7.4-05/9.3-895 довело до своих территориальных органов информацию о том, что до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам), Фонду социального страхования Российской Федерации (его территориальным и центральным отраслевым отделениям), Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, территориальным государственным внебюджетным фондам осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона <...> в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Согласно пункту 8 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства исчерпывающим образом определен в статье 31 Закона об исполнительном производстве.

Кроме того, правовое положение Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, определенное Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», с учетом норм бюджетного законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве, не исключает выплату задолженности по предъявленному к принудительному исполнению исполнительному документу в рамках возбужденного исполнительного производства.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали законные основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, в связи с чем оспариваемые постановления не могут быть признаны законными и обоснованными.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, поэтому судебная коллегия по административным делам считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новое решение, которым признать незаконными вышеуказанные постановления судебного пристава-исполнителя, возложив обязанность на административного ответчика в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устранению допущенных нарушений прав административного истца.

С учетом вышеизложенного, является незаконным решение суда и в части возложения обязанности на Управление Федерального казначейства по Орловской области по исполнению исполнительных документов административных истцов, поскольку органы Федерального казначейства не обладают полномочиями на исполнение исполнительных документов в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» внесены дополнения в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. Указанный закон вступает в законную силу 1 января 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 29 сентября 2020 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Прокудина Н.А. от 2 июля 2020 года об отказе в возбуждении исполнительных производств.

Обязать судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Прокудина Н.А. устранить допущенное нарушение прав административных истцов.

В удовлетворении административных исковых требований Пыхтиной И.В. и Тимошевского А.В. о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Орловской области- отказать.

Об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административным истцам в течение месяца.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печатиДело № 33а-2876/2020 (Определение)