Судья: Синева Д.Т. адм. дело N 33А-2910/2022 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 марта 2022 года г.Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А., судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сычевой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3987/2021 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Самарской области Харитонова И.В. о признании незаконным бездействия должностных лиц ГУ МВД России по Самарской области, возложении обязанности, по апелляционному представлению заместителя прокурора Самарской области Харитонова И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 26 ноября 2021 г. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., пояснения представителя прокуратуры Самарской области Пижамовой О.И., поддержавшей доводы апелляционного представления, пояснения представителя ГУ МВД России по Самарской области ФИО8, возражавшего относительно удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия установила: Первый заместитель прокурора Самарской области Харитонов И.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Самарской области на основании решения N № от ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения ГУ МВД России по Самарской области требований законодательства о государственном оборонном заказе, контрактной системе в сфере закупок. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой области руководителю ГУ МВД России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о государственном оборонном заказе, контрактной системе в сфере закупок. По результатам рассмотрения указанного представления заместителем начальника ГУ МВД России по Самарской области в прокуратуру области предоставлен ответ ДД.ММ.ГГГГ г., в котором доводы представления отклонены в полном объеме. Ссылаясь на указанные обстоятельства, первый заместитель прокурора Самарской области Харитонов И.В., просил суд признать незаконным оспариваемое бездействие ГУ МВД по Самарской области. Решением Октябрьского районного суда г.Самара Самарской области от 26 ноября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Самарской области Харитонов И.В. ставит вопрос об отмене решения суда отменить как постановленного с нарушением норм материального права. Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ). Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения N № от ДД.ММ.ГГГГ г. по обращению ФИО7 прокуратурой Самарской области проведена проверка исполнения ГУ МВД России по Самарской области требований законодательства о государственном оборонном заказе, контрактной системе в сфере закупок. По итогам вышеуказанной проверки первым заместителем прокуратуры Самарской области Харитоновым И.В. ДД.ММ.ГГГГ г. внесено представление N № содержащий перечень об устранении нарушений требований законодательства о государственном оборонном заказе, контрактной системе в сфере закупок, которым предписано: 1) рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области, заблаговременно уведомив о дате и времени рассмотрения представления; 2) принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, устранению причин и условий, способствующих совершению выявленным нарушениям. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника УОТО ГУ МВД России по Самарской области ФИО1 старшего юрисконсульта ПО ГУ МВД России по Самарской области ФИО2 заместителя начальника – главного инженера ЦИТС и ЗИ ГУ МВД России по Самарской области ФИО5 заместителя начальника центра – начальника отдела (ОКЭУ и ОМП) ЭКЦ ГУ МВД России по Самарской области ФИО3 заместителя начальника ЦФО – главного бухгалтера ЦБ ЦФО ГУ МВД России по Самарской области ФИО4 заместителя начальника отдела биологических экспертиз и учета ЭКЦ ГУ МВД России по Самарской области ФИО6 и иных ответственных лиц. 3) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно уведомить прокуратуру области в установленный законом месячный срок (т.1 л.д.126-130). В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699) следует, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. В соответствии с пп. 6 п. 12 Положения МВД России в целях осуществления своих полномочий имеет право осуществлять функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту объектов системы МВД России, а также по жилищному строительству. В пункте 11 Положения указано, что МВД России осуществляет следующие полномочия: 86) организует укрепление и развитие материально-технической базы органов внутренних дел, их централизованное обеспечение специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами; 87) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции государственного заказчика государственного оборонного заказа; 88) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 89) разрабатывает и устанавливает обязательные требования к продукции (товарам, работам, услугам), поставляемой для органов внутренних дел по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая инженерные изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции. Как следует из материалов дела ГУМВД в 2019 году бюджетной росписью, утвержденной МВД России, выделены лимиты бюджетных обязательств по КБК №№ на приобретение одного микроскопа сравнения криминалистического в размере <данные изъяты> рублей (т.1 л.д. 96-107). По окончании подачи заявок на участие в электронном аукционе подана одна заявка от участника закупки (т.1 л.д. 54-56). Таким образом, Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ года заключен контракт с единственным участником аукциона <данные изъяты> на поставку криминалистического микроскопа для нужд ЭКЦ ГУ МВД России по Самарской области на сумму <данные изъяты> рублей. Стоимость заключенного контракта не превысила сумму выделенного лимита (т.1 л.д. 96-107). Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами. При этом для целей Закона N 44-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) заказчиком признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (пункт 7 статьи 3). В свою очередь, государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (пункт 5 статьи 3). <данные изъяты> осуществлена поставка микроскопа по товарной накладной N № от ДД.ММ.ГГГГ г. Приемка товара произведена комиссией, созданной приказом Главного управления N № от ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1 л.д. 117-129). Микроскоп сравнительной криминалистики в комплекте введен в эксплуатацию и используется в служебной деятельности в ЭКО У МВД России по г. Тольятти. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что нарушений норм и требований действующего законодательства РФ при закупке и приемке микроскопа сравнения криминалистического не выявлено. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. Доводы апелляционного представления сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, каких-либо новых обстоятельств, подлежащих проверке, не содержат, выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом. Ссылки административного истца на несоблюдение требований методических рекомендаций судом учтены быть не могут. Так, согласно письма Минэкономразвити России от 16 января 2015 г. N Д28и-70 «Методические рекомендации не носят нормативного характера и не являются обязательными при определении цены контракта». Регулируя отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части 21 статьи 22 предусматривает, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу, согласно Федеральному закону "О государственном оборонном заказе", осуществляется в том числе посредством установления правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию, определения минимального и максимального размеров рентабельности (прибыли) и порядка их применения при расчете цен на продукцию по государственному оборонному заказу с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей и обслуживания привлеченного капитала, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа, а также с учетом финансовой поддержки, оказываемой государством в целях выполнения государственного оборонного заказа (пункты 2, 4, 6 части 1 статьи 10). Существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции являются основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям базовых затрат. В соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя, основывается на принципах стимулирования снижения затрат на поставки продукции по государственному оборонному заказу, обеспечения прибыльности поставок продукции по государственному оборонному заказу (части 1 и 2 статьи 9). Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному определял существенные изменения условий поставки продукции как обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 процентов и снижения при этом плановой рентабельности (прибыли) ниже 10 процентов плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку этой продукции, в связи с изменением ежегодного объема поставки продукции и (или) выручки организации, изменением курса рубля к иностранным валютам, принятием федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, изменением объема и (или) состава специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства такой продукции, изменением схемы использования давальческих материальных ресурсов, изменением цены продукции, поставляемой в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу, не имеется. Исключение из понятия существенных изменений условий поставки перечня учитываемых факторов и установление неограниченной возможности по пересмотру базовых цен создают правовую неопределенность при установлении необходимых оснований для их применения, а также условия для злоупотреблений исполнителями государственного оборонного заказа, ведут к исключению стимулов по сокращению издержек, к намеренному завышению затрат, к неконтролируемому росту цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в нарушение целей, принципов и методов государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу, установленных статьями 9 и 10 Федерального закона "О государственном оборонном заказе". В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен, на основании полученных коммерческих предложений организаций, оказывающих требуемые услуги, по формуле в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 и с учетом положения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Согласно части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению. В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом. Учитывая изложенное, порядок и срок осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, в том числе порядок проведения экспертизы, определяются условиями заключенного контракта. При этом в соответствии с частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ ( в редакции действующей на момент заключения государственного контракта) исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что государственный контракт N № на поставку микроскопа сравнительного криминалистического исследования для нужд ЭКЦ ГУ МВД России по Самарской области заключен с единственным участником <данные изъяты> на сумму, не превышающую выделенного лимита. Приемка микроскопа сравнительного криминалистического осуществлялась комиссией. Доводы апелляционной жалобы в части не предоставления сведений достоверно подтверждающих происхождение микроскопа, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в ходе приемки вышеуказанного товара, проверялось соответствие фактического наличия и технических характеристик прибора к техническому заданию (спецификации) к государственному контракту, каких либо изъянов товара не обнаружено. Приемка микроскопа осуществлена в полном соответствии с условиями контракта и приемочной комиссией ГУ МВД России по Самарской области установлено его полное соответствие требованиям контракта. Каких либо нормативных требований к данному товару не установлено. Результаты приемки оформлены актом приемки товара (продукции). Микроскоп введен в эксплуатацию и используется в служебной деятельности в ЭКО УМВД России по г.Тольятти (т.1 л.д.14-16). Кроме того, по факту внесенного прокуратурой представления ГУ МВД России по Самарской области проведена служебная проверка, представление рассмотрено в рамках совещания, письмо с результатами проверки в установленный законом срок направлено в прокуратуру Самарской области в письменном виде. Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 стаями 1 Федерального закона 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Не согласие административного истца с результатами рассмотрения представления не дает основания полагать, что ГУ МВД России по Самарской области допущены нарушения действующего законодательства. Доводы административного истца, по сути, сводятся к несогласию с результатами рассмотрения представления прокуратуры, которыми представления о нарушениях ГУ МВД России по Самарской области федеральных и ведомственных нормативных актов, регламентирующих работу в области контрактной системы в сфере закупок, в действиях должностных лиц, не подтверждено. Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ. Само по себе несогласие административного истца с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Октябрьского районного суда г.Самара Самарской области от 26 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя прокурора Самарской области Харитонова И.В. – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Мотивированное определение изготовлено 5 апреля 2022 г. Председательствующий – Судьи - |