Судья Байчоров Р.А. Дело № 33а-29127/2020 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Брыкова И.И., Мертехина М.В., при помощнике судьи Ляпустиной К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании от 18 ноября 2020 года апелляционную жалобу ГУ МВД России по Московской области, ОМВД России по городскому округу Солнечногорск на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 26 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Макаровой М. А. к ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным отказа от 11 апреля 2020 года в регистрации по месту жительства, об обязании зарегистрировать по месту жительства, заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области и ГУ МВД России по Московской области Шевелевой Я.С., представителя Макаровой М.А. – адвоката Новикова А.А., у с т а н о в и л а : Административный истец Макарова М.А. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным отказа от 11.04.2020 в регистрации по месту жительства, об обязании зарегистрировать по месту жительства. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что 09.04.2019 она в лице своего представителя, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратилась к миграционный орган с заявлением о регистрации по месту жительства в принадлежащем ей жилом доме, предоставив для этого необходимые документы, однако, 11.04.2019 на ее заявление поступил ответ ОВМ ОМВД России по Солнечногорском району Московской области, в котором сообщалось о том, что ее регистрация по месту жительства возможна только при ее личном присутствии; что выдача гражданам доверенности на регистрацию по месту жительства и снятие с регистрационного учета не предусмотрена Основами законодательства «О нотариате»; что заявление по форме № 6 предусматривает подпись заявителя. Отказ в регистрации по месту жительства считала незаконным, нарушающим ее права. Просила признать незаконным отказ ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области от 11.04.2020 в ее регистрации по месту жительства в жилом доме; обязать ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области зарегистрировать ее по месту жительства в жилом доме. Представитель административных ответчиков ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области и ГУ МВД России по Московской области административный иск не признал. Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 26.08.2019 административный иск удовлетворен. Не согласившись с решением суда, административные ответчики ГУ МВД России по Московской области, ОМВД России по городскому округу Солнечногорск подали на него апелляционную жалобу, в которой просят его отменить. Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Разбирательством по административному делу установлено, что 09.04.2019 представитель Макаровой М.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратился в «Многофункциональный Центр предоставления государственных услуг Солнечногорского муниципального района Московской области» с заявлением о регистрации Макаровой М.А. по месту жительства в принадлежащем Макаровой М.А. на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Письмом ОВМ ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области в адрес Макаровой М.А. от 11.04.2019 было сообщено о возможности регистрации Макаровой М.А. по месту жительства только при ее личном присутствии. Свое решение по административному делу суд, руководствуясь положениями п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, ст.ст. 182, 185 ГК РФ, мотивировал теми обстоятельствами, что Макарова Е.А. проживает за пределами РФ и не имеет возможности лично обратиться в уполномоченный орган по вопросу регистрации по месту жительства, что ею представителю была выдана нотариально удостоверенная доверенность, в которой было оговорено право представителя регистрировать ее по новому месту жительства, подавать от ее имени соответствующие заявления; и что в действующем законодательстве отсутствует запрет на выдачу доверенности по вопросу снятия и постановки на регистрационный учет по месту жительства и не содержится предписания об обязательном личном присутствии гражданина в миграционном органе для решения вопроса о снятии его с регистрационного учета. Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку выводы суда не основаны на материалах административного дела, судом неправильно применены нормы материального права. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ регулируются Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждаются Правительством РФ. Согласно ст. 6 указанного Закона РФ гражданин РФ (за исключением случая, предусмотренного ст. 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством РФ, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Вопросы регистрации граждан РФ по месту жительства регулируются постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». В соответствии с п. 16 указанных Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение. Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утвержден Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. В соответствии с п. 48 указанного Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные п. 49 Административного регламента. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с подп. 91.2 п. 91 указанного Административного регламента орган регистрационного учета не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема. В соответствии с п. 92 указанного Административного регламента заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подп. 54.1 п. 54 Административного регламента. В соответствии с подп. 99.1 п. 99 указанного Административного регламента работник многофункционального центра при обращении заявителя и наличии у многофункционального центра технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета с использованием СМЭВ в электронной форме проверяет в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина РФ, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета по месту жительства. Документы о регистрации административного истца по месту жительства были поданы его представителем в МБУ «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг Солнечногорского муниципального района Московской области». Действующее законодательство прямо устанавливает правило, согласно которому при подаче документов через МФЦ необходимо личное присутствие заявителя, поскольку при приеме документов должностное лицо МФЦ должно установить тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте гражданина РФ, и удостоверить подпись заявителя в заявлении о регистрации по месту жительства. В данном случае этого сделано не было, тождественность личности административного истца с лицом, изображенным на фотографии в представленном удостоверяющим личность административного истца документе, установлена не была, подпись административного истца в заявлении о регистрации по месту жительства удостоверена также не была. ГК РФ установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей (п. 1 ст. 9). В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. В соответствии с главой IX Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариального действия по удостоверению доверенности гражданина нотариус (лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса) должен соблюдать основные правила совершения нотариальных действий, предусмотренные названной главой: установить личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина (ст. 42); проверить дееспособность гражданина, иных лиц, подписывающих доверенность (рукоприкладчика, переводчика, сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также, если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, в интересах которого совершается нотариальное действие, его полномочия (ст. 43). В соответствии с п. 4 ст. 182 ГК РФ не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе. Исходя из приведенных федеральных норм права отдельные действия ввиду их тесной связи с личностью, в силу указаний закона или характера совершаемых действий не могут быть совершены никем иным, кроме правообладателя. Представленное представителем административного истца в МФЦ заявление административного истца о регистрации по месту жительства с удостоверенной нотариусом г. Лондом Англии подписи административного истца не могло быть принято в качестве необходимого для регистрации по месту жительства документа, поскольку указанное законодательство прямо устанавливает необходимость присутствия административного истца при подаче документов о его регистрации по месту жительства. Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (п.п. 58, 59 Административного регламента). В соответствии с п. 60 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имеется. Поскольку представленное заявление административного истца о регистрации по месту жительства (приложение № 6 к Административному регламенту) не соответствовало установленному содержанию (подпись административного лица удостоверена ненадлежащим лицом при отсутствии возможности ее удостоверить должностным лицом МФЦ или органом регистрационного учета), то следовало отказать в принятии документов, а не отказывать в регистрации по месту жительства. При таком положении дела отказ в предоставлении государственной услуги нельзя признать законным и обоснованным. Поскольку административному истцу все поданные на регистрацию по месту жительства документы были возвращены, то нет оснований для повторного рассмотрения заявления административного истца о регистрации по месту жительства для принятия решения об их возврате. Указанные правовые положения были оставлены судом без внимания. С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Солнечногорского городского суда Московской области от 26 августа 2019 года отменить, принять новое решение. Административное исковое заявление Макаровой М. А. к ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным отказа от 11 апреля 2020 года в регистрации по месту жительства, об обязании зарегистрировать по месту жительства удовлетворить частично. Признать незаконным отказ ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области от 11 апреля 2019 года в регистрации Макаровой М. А. по месту жительства. В удовлетворении искового требования Макаровой М. А. к ОМВД России по Солнечногорскому району Московской области, ГУ МВД России по Московской области об обязании зарегистрировать по месту жительства отказать. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |