ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-29180/18 от 24.09.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Быстрякова О.А. Дело <данные изъяты>а-29180/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

Председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,

при секретаре Саховаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2018 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <данные изъяты> о признании действий в неосуществлении государственной регистрации права собственности доли в праве общей долевой собственности в общем имуществе многоквартирного дома и не внесении недостающих сведений об объекте недвижимости в ЕГРН незаконными, обязании произвести государственную регистрацию права собственности доли в праве общей долевой собственности в общем имуществе многоквартирного дома и внести все недостающие сведения об объекте недвижимости в ЕГРН,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения ФИО1, представителя Управления Росреестра по <данные изъяты>ФИО2,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее – Управление), просил признать действия Управления в не осуществлении государственной регистрации права собственности доли в праве общей долевой собственности в общем имуществе многоквартирного дома и не внесении недостающих сведений об объекте недвижимости в ЕГРН незаконными; обязать Управление произвести государственную регистрацию права собственности доли в праве общей долевой собственности в общем имуществе многоквартирного дома, размер доли 0,15 и внести все недостающие сведения об объекте недвижимости в ЕГРН.

В обоснование указал, что <данные изъяты> он обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в записи реестра прав на объект недвижимости с кадастровым номером 50:15:0010111:620. <данные изъяты> он получил уведомление о возврате документов без рассмотрения, в связи с отсутствием информации об уплате госпошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления. <данные изъяты> он обратился в Управление с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с инвентарным номером 001:001:434. <данные изъяты> он получил от Управления уведомление об отказе во внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в связи с тем, что ЕГРН содержит сведения о ранее учтенном объекте недвижимости с инвентарным номером 001:001-434 и им присвоен кадастровый <данные изъяты>. <данные изъяты> он обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в записи реестра прав на объект недвижимости с кадастровым номером 50:15:0010111:612. <данные изъяты> он получил от Управления уведомление о возврате документов без рассмотрения, в связи с отсутствием информации об уплате госпошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления. <данные изъяты> он обратился в Управление с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:15:0010111:17. <данные изъяты> он получил от Управления решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН, причина отказа: в соответствии с ч. 2 ст. 63 ФЗ-218 от <данные изъяты> «О государственной регистрации недвижимости», а также Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН и иной информации, утв. приказом Минэкономразвития РФ от <данные изъяты><данные изъяты> отсутствует документ, подтверждающий перечисление платежа. <данные изъяты> он обратился в Управление с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:15:0010111:612. <данные изъяты> он получил от Управления решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из ЕГРН, по причине: в соответствии с ч. 2 ст. 63 ФЗ-218 от <данные изъяты> «О государственной регистрации недвижимости», а также Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН и иной информации, утв. приказом Минэкономразвития РФ от <данные изъяты><данные изъяты> отсутствует документ, подтверждающий перечисление платежа. <данные изъяты> он обратился в Управление с заявлением о внесении сведений в записи реестра прав на объект недвижимости с кадастровым номером 50:15:0010111:620. <данные изъяты> он получил от Управления уведомление о возврате документов без рассмотрения, в связи с отсутствием информации об уплате госпошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления.

Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав пояснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно пп. 1, 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно п. 6. ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 1 Федеральный закон от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также исходя из разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 ФЗ N 189-ФЗ).

Состав общего имущества в многоквартирном доме, которое принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, установлен положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).

В соответствии с ч.1ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно ч.5 ст.40 Закона о регистрации при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

В силу ч.4 ст.40 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

В соответствии с ч.4 ст. 14 3акона о регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> (л.д. 12).

Земельный участок, с кадастровым номером 50:15:0010111:620, площадью 920 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения многоэтажного жилого дома поставлен на кадастровый учет <данные изъяты> (л.д. 14, 22-25).

Согласно письма руководителя комплексной производственной группы <данные изъяты> ГУП МО «МОБТИ» ФИО3 от <данные изъяты> следует, что общая площадь многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, составляет 406,9 кв.м, общая площадь <данные изъяты> составляет 61,1 кв.м, доля <данные изъяты> доме составляет 0,15 (л.д. 20).

ФИО1 обращался в регистрирующий орган с заявлениями о регистрации права на долю в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <данные изъяты>.

Управлением Росреестра по <данные изъяты>, ФИО1 отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, площадью 920 кв.м и общее имущество, расположенные по адресу: <данные изъяты>, в виду имеющихся несоответствий, которые в силу требований п. 1 ст. 18 Закона о регистрации препятствуют проведению государственной регистрации (в нарушение норм закона на государственную регистрацию не представлено заявление всех участников долевой собственности) (л.д. 15-18, 27-34, 36-39, 41-42, 45, 55-56, 64-66, 73-75, 80-87).

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, с учетом положений ст. 8, ст. 9, ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ч. 4 ст. 18, ст. 21 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 36, п. 1 ст. 44, п. 1, 5 ст. 46 ЖК РФ, ст. ст. 15, 16 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Росреестра по <данные изъяты>.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку вопрос о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество многоквартирного дома, согласно представленным доказательствам, в 2018 году ФИО1 не ставился, отказ в регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме имел место <данные изъяты>.

Административное исковое заявление подано ФИО1 в суд <данные изъяты>.

Таким образом, с учетом того, что ФИО1 было известно о нарушении его прав в связи с действиями и решениями Управления Росреестра по <данные изъяты> в 2016, 2017 году, судебная коллегия полагает, что срок обжалования действий Управления действия по неосуществлению государственной регистрации права собственности доли в праве общей долевой собственности в общем имуществе многоквартирного дома, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, пропущен.

Обращения ФИО1 в Управление Росреестра по <данные изъяты>, имевшие место <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, касались иных вопросов, в них не ставился вопрос о регистрации доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, следовательно, полученные ФИО1 уведомления не свидетельствуют о незаконном бездействии Управления по вопросу регистрации доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Что касается обжалования действий Управления по невнесению недостающих сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, то незаконного бездействия со стороны Управления не усматривается, поскольку заявления ФИО1 от <данные изъяты> о внесении изменений в записи реестра прав на объект недвижимости с кадастровым номером 50:15:0010111:612 и от <данные изъяты> о внесении сведений в записи реестра прав на объект недвижимости с кадастровым номером 50:15:0010111:620, правомерно возвращены без рассмотрения, в связи с отсутствием информации об уплате госпошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления.

Следовательно, права ФИО1 обжалуемыми действиями Управления Росреестра не нарушены.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска не опровергают, решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи