ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2919/20 от 17.12.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Сергунина И.И. Дело № 33а-2919/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2020 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.,

судей Сабаевой И.Н., Циркуновой О.М.,

при секретаре Зябкине А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению С.А.П. к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области П.Н.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, о признании незаконным возврата без исполнения исполнительного листа, обязании устранить нарушения,

по апелляционным жалобам Управления Федерального казначейства по Орловской области, представителя административного истца С.А.П. – адвоката Т.Е.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 15 октября 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление С.А.П. к судебному приставу-исполнителю МОСП по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Орловской области П.Н.А., Управлению ФССП по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, о признании незаконным возврата без исполнения исполнительного листа, обязании устранить нарушения удовлетворить частично.

Обязать Управление Федерального казначейства по Орловской области принять к исполнению исполнительный лист серия ФС от 22 июля 2020 года взыскателя С.А.П. по правилам ст.161 и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении административного искового заявления С.А.П. к судебному приставу-исполнителю МОСП по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Орловской области П.Н.А., Управлению ФССП по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, обязании устранить нарушения отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя административного истца С.А.П.Т.Е.А., представителя административного ответчика - Управления Федерального казначейства по Орловской области Л.С.Н., поддержавших доводы жалоб, возражения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Я.И.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Административный истец - С.А.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области П.Н.А., УФССП России по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, обязании устранить нарушения.

В обоснование заявленных требований указывала, что 07.08.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области П.Н.А. было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серия ФС от 22.07.2020 о взыскании с Государственного учреждения – Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – ГУ ОРО ФСС РФ) в пользу С.А.П. 17 708 рублей 77 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 008 рублей, которое было получено административным истцом по почте <дата>.

В обоснование отказа в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указал на то, что взыскание по исполнительному листу С.А.П. не подлежит исполнению службой судебных приставов, а подлежит исполнению органом Федерального казначейства.

Однако. 28.08.2020 административным истцом получено письмо Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее – УФК по Орловской области) от 25.08.2020 о возврате исполнительного документа.

По мнению административного истца, постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства является незаконным, противоречат требованиям статье 31 Федерального закона 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется непосредственно указанными фондами в порядке добровольного исполнения или в порядке принудительного исполнения территориальными органами ФССП в соответствии с Федеральным законом 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Отказ УФК по Орловской области в принятии к исполнению исполнительного документа также является незаконным, поскольку данный орган как и территориальный орган ФССП, обязан исполнить исполнительный документ в порядке, аналогичном порядку исполнения для федеральных казенных предприятий, предусмотренному статьями 242.3 и 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не регламентирует порядок взыскания с государственных внебюджетных фондов. Взыскание по исполнительному документу производится как судебным приставом -исполнителем, так и УФК по Орловской области.

Судебным приставом-исполнителем П.Н.А. было допущено бездействие, исполнительный лист самостоятельно направлен в УФК по Орловской области, тогда как судебный пристав-исполнитель должен был возбудить исполнительное производство, в рамках которого выявить счета должника и направить требования в УФК по Орловской области. С 2018 года имеет место быть просрочка исполнения решения суда со стороны ГУ ОРО ФСС РФ.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения административных исковых требований, административный истец С.А.П. просил суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области П.Н.А. от 07.08.2020 об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серия ФС от 22.07.2020; обязать судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области П.Н.А. устранить нарушение ее прав и законных интересов путем возбуждения исполнительного производства по исполнительному листу серия ФС от 22.07.2020; признать незаконным возврат УФК по Орловской области без исполнения исполнительного листа письмом от 25.08.2020; обязать Управление Федерального казначейства по Орловской области устранить нарушение ее прав и законных интересы путем исполнения исполнительного листа серия ФС от 22.07.2020 по правилам статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФК по Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик УФК по Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований к УФК по Орловской области, как незаконного и необоснованного.

Приводит довод о том, что УФК по Орловской области исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только по денежным обязательствам в отношении должников – казенных учреждений в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а по денежным обязательства в отношении должников –бюджетных или автономных учреждений в соответствии с частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Указывает, что в момент предъявления к исполнению исполнительного документа административным истцом, вступившие в силу дополнения в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов отсутствовали.

Обращает внимание на то, что внесенные в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие возможность исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов вступают в законную силу с 01.01.2021. Таким образом, органы Федерального казначейства до настоящего времени не обладают полномочиями на исполнение указанных исполнительных документов в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ссылается на то, что исполнительные документы по требованиям об обращении взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов исполняются непосредственно этими фондами в добровольном порядке при предъявлении к ним исполнительных документов.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Смоляковой А.П. - Тимошевская Е.А. просит решение районного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Полагает, что у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, поскольку до внесения дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок обращения взыскания на средства государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к этим фондам осуществляется непосредственно этими фондами или территориальными органами ФССП России в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закона «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, а также иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Для признания решения, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 239, части 1 статьи 242.1, статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о законности постановления судебного пристава-исполнителя от 07.08.2020 об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серия ФС от 22.07.2020 на основании части 8 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в отношении должника - ГУ ОРО ФСС РФ, поскольку исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, подлежал направлению в орган Федерального казначейства.

Удовлетворяя административные исковые требования в части возложении на УФК по Орловской области обязанности по исполнению исполнительного документа С.А.П., суд исходил из того, что действующим бюджетным законодательством не установлено иной процедуры исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме предусмотренной главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В тоже время, суд указал на то, что с 01.01.2021 вступает в законную силу Федеральный закон от 27.12.2019 №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей», которым внесены дополнения в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма корреспондирует с положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 которой предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разного уровня (федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, бюджета субъекта по обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений) а также исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В статье 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, к которым относится и бюджет Федерального фонда обязательного социального страхования (пункт 3 части 2 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации) осуществляется органами Федерального казначейства.

Федеральным законом от 07.05.2013 №104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в статью 168 БК РФ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2014 органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений.

Однако с внесением изменений в статью 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации не был определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем, отсутствие порядка исполнения подобных исполнительных документов не означает, что они не должны исполняться до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В это связи, судебная коллегия полагает, что в отсутствие порядка исполнения исполнительных документов, предписывающих обращение взыскания на средства государственных внебюджетных фондов (в рассматриваемом случае – средства ГУ ОРО ФСС РФ) территориальными органами Федерального казначейства, фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта, нашедшее отражение в исполнительном листе, и подлежащего исполнению на всей территории Российской Федерации, возможно в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», поскольку реализация права взыскателя на получение взысканных в его пользу денежных средств не может быть поставлена в зависимость от временного отсутствия механизма реализации его прав в соответствии с бюджетным законодательством.

Кроме того, Федеральное казначейство письмом от 30.12.2013 №42-7.4-05/9.3-895 довело до своих территориальных органов информацию о том, что до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам), Фонду социального страхования Российской Федерации (его территориальным и центральным отраслевым отделениям), Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, территориальным государственным внебюджетным фондам осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Согласно пункту 8 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства исчерпывающим образом определен в статье 31 Федерального закона об исполнительном производстве.

Кроме того, правовое положение Государственного учреждения – Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, определенное Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», с учетом норм бюджетного законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве, не исключает выплату задолженности по предъявленному к принудительному исполнению исполнительному документу в рамках возбужденного исполнительного производства.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали законные основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, в связи с чем оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, поэтому судебная коллегия по административным делам считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новое решение, которым признать незаконным вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя, возложив обязанность на административного ответчика в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по устранению допущенных нарушений прав административного истца.

С учетом вышеизложенного, является незаконным решение суда и в части возложения обязанности на УФК по Орловской области по исполнению исполнительного документа административного истца, поскольку органы Федерального казначейства не обладают полномочиями на исполнение исполнительных документов в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.12.2019 №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» внесены дополнения в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. Указанный закон вступает в законную силу 01.01.2021.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 15 октября 2020 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным постановление от 7 августа 2020 года судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области П.Н.А. об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области П.Н.А. устранить допущенное нарушение прав административного истца.

В удовлетворении административных исковых требований С.А.П. о признании незаконным действия Управления Федерального казначейства по Орловской области - отказать.

Об исполнении решения сообщить Железнодорожному районному суду г. Орла и административному истцу С.А.П. в течение месяца.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Сергунина И.И. Дело № 33а-2919/2020