Судья Уланкова О.А. Дело №33а-2939/2021
УИД 70RS0006-01-2021-000438-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей Нечепуренко Д.В., Осмольской М.О.,
при секретаре Нетесове И.М.,
с участием прокурора Емельяновой С.А.,
помощнике судьи О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с использованием системы видеоконференц-связи, обеспеченной Асиновским городским судом Томской области, административное дело № 2а-247/2021 по административному исковому заявлению Шайдаева Ражидина Ибрагимовича к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Асиновский» Управления Министерства внутренних дел России по Томской области о досрочном прекращении административного надзора
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Асиновского городского суда Томской области от 5 мая 2021 года,
заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области Крутовой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Емельяновой С.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
установила:
Шайдаев Р.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Асиновский» Управления Министерства внутренних дел России по Томской области (далее – МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области) о досрочном прекращении административного надзора, установленного в отношении него решением Асиновского городского суда Томской области от 02 мая 2017 года сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего с момента отбытия наказания.
В обоснование заявленных требований указал, что в период административного надзора административные ограничения соблюдал в полном объеме, с момента постановки на учет 15 мая 2017 года каких-либо административных правонарушений не совершал, к уголовной ответственности не привлекался. С 25 марта 2015 года по настоящее время официально трудоустроен в ООО «/__/» в должности /__/.
В судебном заседании Шайдаев Р.И. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика Крутова Ю.А. возражала против досрочного прекращения административного надзора, поскольку Шайдаев Р.И. имеет непогашенную судимость за совершение преступления против жизни и здоровья, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Полагала, что с учетом характера совершенного преступления, за которое Шайдаеву Р.И. установлен административный надзор, досрочное прекращение административного надзора не будет способствовать предупреждению совершения Шайдаевым Р.И. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Считала, что положительные характеристики с места жительства и работы не свидетельствуют о достижении цели административного надзора, не являются безусловным основанием для досрочного прекращения установленного административного надзора, поскольку иные имеющиеся сведения о нем, приведенные в приговоре от 16 ноября 2007 г. и решении суда об установлении административного надзора, свидетельствуют о склонности Шайдаева Р.И. к противоправному поведению, не позволяют прийти к убеждению о наличии оснований для досрочного прекращения административного надзора.
Прокурор Компаниец И.А. полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Решением Асиновского городского суда Томской области от 05 мая 2021 года административный иск удовлетворен. Административный надзор, установленный решением Асиновского городского суда Томской области от 02 мая 2017 года, в отношении административного истца прекращен досрочно.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить. Указывает, что при принятии решения судом не принято во внимание наличие у Шайдаева Р.И. непогашенной судимости за преступление, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Полагает, что с учетом характера совершенного преступления, за которое Шайдаеву Р.И. установлен административный надзор, досрочное прекращение административного надзора не будет способствовать предупреждению совершения административным истцом преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов; кроме того Шайдаев Р.И. ранее судим за совершение преступления, предусмотренного статьей 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. Считает, что положительные характеристики не свидетельствуют о достижении цели административного надзора, не являются безусловным основанием для досрочного прекращения административного надзора, поскольку из ранее принятых в отношении него судебных актов следует, что административный истец склонен к противоправному поведению.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 307, частью 5 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицам, освобожденными из мест лишения свободы», судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Шайдаева Р.И., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон «Об административном надзоре»).
Согласно статье 1 Федерального закона «Об административном надзоре» административным надзором является осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом (административных ограничений).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона «Об административном надзоре»).
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона «Об административном надзоре» административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания (часть 2 статьи 9 Закона об административном надзоре). При рассмотрении данной категории дел суд прекращает административный надзор полностью и выносит решение об удовлетворении требований либо отказывает в их удовлетворении.
Таким образом, досрочное прекращение административного надзора возможно при полном соответствии поведения поднадзорного лица названным условиям.
Как установлено судом, следует из материалов дела, Шайдаев Р.И. ранее судим:
- 22.05.2002 Октябрьским районным судом г. Томска по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Кировского районного суда г.Томска от 05.07.2006 освобожден условно-досрочно на 02 года 03 месяца 18 дней;
- 16.11.2007 Советским районным судом г.Томска, с изменениями, внесенными постановлением Кировского районного суда г.Кемерово от 27.05.2011, по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст. 79, ст.70 Уголовного кодекса Российской Федерации (приговор суда от 22.05.2002) к 10 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Преступление, предусмотренное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится в категории «особо тяжкие». Приговором суда в качестве обстоятельств отягчающих наказание был признан особо опасный рецидив преступлений.
Постановлением Асиновского городского суда Томской области от 08.10.2014 неотбытая часть наказания по приговору Советского районного суда г.Томска от 16.11.2007 в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, заменена на исправительные работы сроком на 2 года с удержанием 10 % заработка в доход государства.
Как следует из справки об освобождении, Шайдаев Р.И. освобожден из мест лишения свободы 21.10.2014.
Согласно справке ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области, Шайдаев Р.И. снят с учета 12.01.2017 в связи с отбытием наказания.
Решением Асиновского городского суда Томской области от 02.05.2017, вступившим в законную силу 13.05.2017, в отношении Шайдаева Р.И. установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. На весь срок административного надзора установлены административные ограничения в виде: один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета выезжать за пределы муниципального образования, в котором будет проживать или пребывать Шайдаев Р.И.
16 апреля 2021 года Шайдаев Р.И. обратился в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Согласно характеристике ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области Шайдаев Р.И. в период отбывания наказания нарушений правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, не допускал. Имел 3 поощрения, взысканий не имел. Отбывал наказание в облегченных условиях. На профилактическом учете не состоял. Привлекался без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительного учреждения и прилегающей к ней территории. Работы выполнял, замечаний не имел. По прибытию в учреждение трудоустроен не был в связи с отсутствием фронта работ на местном производстве. Однако желания трудоустроиться на постоянную работу не высказывал. Принимал активное участие в воспитательных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения. В период отбывания наказания высказывал раскаяния в совершенном преступлении.
Из справки ООО «/__/» от 09.02.2021 следует, что Шайдаев Р.И. работал в должности /__/ в структурном подразделении «/__/» с 05.11.2014 по 31.01.2015.
Согласно справке ООО «/__/» от 09.03.2021, Шайдаев Р.И. работала в должности /__/ в структурном подразделении «/__/» с 01.02.2015 по 24.03.2015.
В соответствии со справкой ООО «/__/» от 09.02.2021 Шайдаев Р.И. работает в должности /__/ в структурном подразделении «/__/» с 25.03.2015 по настоящее время.
Из характеристики ООО «/__/» от 10.02.2021 следует, что Шайдаев Р.И. за время работы проявил себя как инициативный и ответственный работник. Способен принимать решения в трудных ситуациях и нести ответственность за результат своей деятельности. Конфликтов ни с кем не имел, тактичен, доброжелательный и коммуникабельный. Пользуется уважением в коллективе. Всегда готов помочь советом и конкретным делом товарищам.
За добросовестный труд, высокий профессионализм в 2020 году Шайдаев Р.И. награжден почетной грамотой АО «Рускитинвест», и благодарностью Департамента лесного хозяйства Томской области.
Согласно представленным характеристикам соседей Шайдаев Р.И. также характеризуется положительно.
По сведениям ИБД «Регион» после освобождения из мест лишения свободы Шайдаев Р.И. к административной и уголовной ответственностью не привлекался.
В справке старшего инспектора ГОАН ОУУПиПДН МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области Л. отмечено, что Шайдаев Р.И. на регистрацию является без нарушений, работает официально в ООО «/__/» в качестве /__/; за период нахождения под надзором к административной ответственности и уголовной ответственности не привлекался.
В справке по быту лейтенанта полиции УУП МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области Н. указано, что Шайдаев Р.И. проживает совместно с женой и детьми, официально трудоустроен в ООО «/__/», в злоупотреблении наркотическими веществами и алкогольными напитками замечен не был, в связях с преступными и антисоциальными личностями так же замечен не был; со слов соседей и родственников в общении вежлив и корректен, в быту уравновешен и спокоен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в судебном заседании нашел подтверждение факт добросовестного соблюдения Шайдаевым Р.И. административных ограничений, выполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре»; по месту жительства, месту работы административный истец характеризуется положительно, к уголовной и административной ответственности после освобождения из мест лишения свободы не привлекался, на момент обращения с административным исковым заявлением истекло более половины установленного судом срока административного надзора; доказательств наличия в настоящее время устойчивого общественно опасного поведения поднадзорного лица суду не представлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что цели и задачи административного надзора, установленного в отношении Шайдаева Р.И., за истекший период административного надзора достигнуты.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено наличие у Шайдаева Р.И. непогашенной судимости за совершение преступления против жизни и здоровья, предусмотренного частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку Федеральным законом «Об административном надзоре» установлен запрет на досрочное прекращение административного надзора только в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 4 статьи 9).
Указывая на склонность Шайдаева Р.И. к противоправному поведению, апеллянт ссылается на сведения о нем, приведенные в приговоре от 16.11.2007, а также на безусловность оснований для установления административного надзора при принятии решения Асиновского городского суда Томской области от 02.05.2017. Вместе с тем доказательств, которые бы свидетельствовали о склонности Шайдаева Р.И. к противоправному поведению после освобождения из мест лишения свободы, апеллянтом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асиновского городского суда Томской области от 05 мая 2021года оставить без изменения, апелляционную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Асиновский» Управления Министерства внутренних дел России по Томской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Асиновский городской суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи